Джамиля Алибекова
«Путешествие в весенний лес». Конспект занятия по развитию речи для детей старшей разновозрастной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по развитию речи в разновозрастной группе по теме : «Путешествие в весенний лес».
Интеграция образовательных областей :социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие и физическое развитие.
Цель: закрепление представления о букве Д и звуках [Д]-[Д’], умения различать звуки и буквы, согласные по твердости-мягкости; совершенствовать умения проводить звуковой анализ слова; развитие диалогической речи, тонкой моторики; закрепление умения составлять описательный рассказ, знания детьми характерных признаков весны; воспитание дружеского отношения к окружающим.
Публикация «„Путешествие в весенний лес“, Конспект занятия по развитию речи для детей старшей разновозрастной группы» размещена в разделах
- Весенний лес. Конспекты занятий на тему весеннего леса
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Весна. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Материал к занятию : картина с изображением весеннего леса; рисунок дятла; разрезная картинка Весны; игрушки Лисенок, аудиозапись «Пение птицконверт с письмом от жителей леса;
Методические приемы: беседа-диалог, рассматривание иллюстраций, пальчиковая гимнастика, физминутка, слушание музыки.
Ход НОД:
Воспитатель. : Ребята, к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.
Дети здороваются с гостями
Стук в двери.
Воспитатель: Ребята к нам еще видимо гости. Ну- ка посмотрим кто же это?
Дети - Лисёнок
Лисё нок: Здравствуйте, ребята.
Дети: Здравствуй лисёнок
Воспитатель: Ребята лисёнок пришёл к нам не один, он принёс письмо. Давайте его откроем и прочитаем.
Здравствуйте, дети!
Собирайтесь скорее
В необычный поход.
Ждут вас тайны лесные,
Вдаль тропинка зовет.
Жители леса.
Воспитатель. Ребята, вы хотите отправиться в лес? Не за грибами, не за цветами, а за лесными чудесами.
Ответы детей : Да
Воспитатель. Тогда готовимся к путешествию.
На чем можно отправиться в путешествие? ….
Лисенок приглашает нас прокатиться до леса на поезде. Становимся друг за другом и поехали.
Загудел паровоз
И вагончики повез:
"Чу - чу - чу,
Далеко я укачу!"
Вагончики зеленые
Бегут, бегут, бегут.
А круглые колесики
Все тук, да тук, да тук.
На доске иллюстрация весеннего леса.
Воспитатель.
Вот мы с вами и в лесу.
Здравствуй лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес.
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой не утаи,
Ты же видишь, мы свои!
Дети проходят круг друг за другом и садятся на «пенечки».
Воспитатель: Давайте с вами рассмотрим весенний лес.
(Сначала беседа по картине со всеми детьми) :
1. Какое время года изображено на этой картине?
Дети : на картине изображёно время года весна.
2. Как вы догадались, что это весна?
На небе ярко светит солнце. В лесу проснулись медведь и еж, появились листики на деревьях. Заяц сменил белую шубку на серую.
3. Где происходят события?
В лесу.
4. Что происходит на переднем (ближнем) плане?
На переднем плане изображен заяц в серой шубке, который сидит в траве, а еж свернувшись в клубок спит возле бревна, из чащи леса выходит медведь. Дятел стучит по дереву.
5. Что происходит на заднем плане картины (в дали? На заднем плане растут маленькие ели. Видны стволы деревьев. Земля озарена лучами солнца.
6. Как можно назвать эту картину?
Весна в лесу. Животные в лесу. Лесная поляна.
7. Какую пользу лес приносит людям, зверям и птицам?
Дети: Прежде всего, леса дают людям и животным кислород, необходимый для дыхания. Лес укрепляет наше здоровье. Лес очищает воздух от грязи, пыли и вредных газов. Из дерева делают мебель, лодки. Из веток плетут корзины. Лес снабжает человека пищей; грибами, ягодами, мясом зверей и птиц
Птицы приносят большую пользу лесу, уничтожая насекомых – вредителей деревьев.
Воспитатель: А сейчас, ребята, мы с подготовительной группой составим небольшой рассказ, используя те словосочетания, которые уже озвучили. А ребята средней группы соберут картину «Время года», которую покажут потом нам.
Дети подготовительной группы составляют рассказ по картине.
Образец рассказа для ребенка : Наступила весна. На небе ярко светит солнце. В лесу проснулись медведь и еж, появились листья на деревьях, пестрый дятел стучит по дереву и лакомится насекомыми.
На траве сидит заяц, он сменили белую шубку на серую. Ёж, свернувшись в клубок, спит возле бревна.
Вдалеке растут маленькие ели. Видны стволы деревьев. Земля озарена лучами солнца. Хорошо в лесу весной.
А ребята средней группы попробуют составить весеннюю картину из разрезанных картинок
Составление по разрезанной картине общую на двусторонний скотч и затем вывесить ее для всех.
В: Какое время года изображено?
Дети: Весна.
По каким признакам вы определили?
Дети: деревья начали цвести. Распустились цветы на поляне.
В:- Кто нарисован на картине? (дети)
- Что делают дети? (вышли гулять, любуются садом)
- Как одет мальчик? (у него красная куртка, синие джинсы, лёгкая кепка)
- Как одета девочка? (у неё цветная кофточка и джинсы, она сидит на велосипеде)
- Какое настроение у детей? (дети радостные, весёлые)
- Как можно назвать эту картину? («на прогулке», «однажды на участке», «Весной».)
В: А теперь мы с вами составим небольшой рассказ по картине, используя те слова, которые вы озвучили.
Образец рассказа воспитателя:
1-й ребенок: Наступила весна. Начали цвести деревья. Был тёплый, весенний день Девочка и мальчик вышли погулять. Мальчик одет в красную куртку, синие джинсы, на нем лёгкая кепка. Он любуется цветочками.
2-й ребенок : Девочка одета в цветную кофточку. Она сидит на велосипеде и улыбается. Хорошо весной на прогулке!
Рассказы детей по картине (3 – 4 человека).
Микро- итог: Мы с вами составляли рассказ о весеннем лесе.
Физминутка. Выполняется под аудиозапись «Пение птиц».
Ребята, вставайте, немного погуляем по лесу.
Мы к лесной полянке вышли,
Поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветви и пенечки,
Очень долго мы шагали,
Наши ноженьки устали,
Сейчас, сядем, отдохнем,
А потом гулять пойдем.
Дети ходят по кругу, высоко поднимая ноги, садятся на корточки, встают,
продолжая движение.
Воспитатель:
Ребята, пока мы с вами рассказывали про жизнь в лесу, Лисенок в это время тоже внимательно рассматривал картину и увидел очень большое дерево. И вот что он мне рассказал. Он разглядел, что это старый-престарый дуб. В середине ствола он заметил дупло и подумал, что это отличное место для укрытия от дождя. Вдруг какая-то птица влетела в дупло и стала там по-хозяйски чем-то долбить «Д-Д-Д-Д-Д». «Эй, ты – крикнул Лисенок - немедленно вылезай из моего дупла и долбилку свою убирай». Тут долбящие звуки затихли, и из дупла появилась голова птицы. (Воспитатель показывает изображение дятла)
Ребята, а что это за птица?
Ответы детей. Дятел
Воспитатель. А давайте Лисенку расскажем, что мы знаем о дятле!
Дети:
1-й ребенок : Это большой пестрый дятел. У него пестрые – черные и белые – крылья, а на голове красное пятнышко, как будто шапочка.
Клюв у дятла крепкий и тонкий. Дятел стучит клювом по стволам деревьев.
У него сильные ноги и острые когти, и опирается он на дерево хвостом.
2-й ребенок : Если дерево здоровое, нет под корой вредных насекомых, он перелетает на другое дерево. Если дерево больное, грызут его жуки и их личинки, сядет дятел поудобнее, отведет голову назад, а потом часто и резко забарабанит по стволу. Сделает дырку в коре и запустит туда свой длинный – длинный клейкий язык. Насекомые, которые под корой живут, прилипнут к языку. Так дятел и корм себе добываем, и деревьям помогает.
Вывод: Ребята, Лисенок узнал какую пользу приносит дятел для леса, и ему стало стыдно за свои слова, он извинился перед дятлом.
Ребята, а какой звук услышал Лисенок из дупла?
Ответы детей. Звук Д
Воспитатель. Правильно звук [Д]. Давайте старшая группа произнесет громко звук –Д-, а ребята средней группы произнесут тихо звук –Д-.
Воспитатель. При произношении звука [Д] наш язык как бы «упирается» в нёбо за верхними зубами.
Вспомните, какие слова в рассказе Лисенка начинались на звук [Д].
Ответы детей. Дуб, дятел, дупло, дерево, долбил, дождь.
Воспитатель. Как вы считаете,во всех ли словах звук [Д] произносится одинаково?
Ответы детей. Нет
Воспитатель. Правильно, буква Д обозначает два звука [Д] и [Д’], твердый и
мягкий согласные звуки. Воспитатель показывает букву Д и картинки обозначающие звуки [ Д ] и [ Д’ ](дуб, дятел). И голосом выделяешь твердый звук и мягкий. На что похожа буква – Д (Буква «Д» похожа на дом)
Пальчиковая гимнастика.
Я хочу построить дом,
(Руки сложить домиком, и поднять над головой)
Чтоб окошко было в нём,
(Пальчики обеих рук соединить в кружочек)
Чтоб у дома дверь была,
(Ладошки рук соединяем вместе вертикально)
Рядом чтоб сосна росла.
(Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики)
Чтоб вокруг забор стоял,
Пёс ворота охранял,
(Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)
Солнце было, дождик шёл,
(Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены". Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения)
И тюльпан в саду расцвёл!
(Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики - "бутончик тюльпана")
А теперь мы с вами выговорим чистоговорки для того, чтобы закрепить звук Д
Чистоговорка с детьми.
Да-да-да, - моет руки нам вода.
Ды-ды-ды,– мы не можем без воды.
До-до-до - моем мы лицо водой.
Ду-ду-ду, - сильно на руки подуй.
Воспитатель. Наше путешествие по весеннему лесу заканчивается. Давайте поблагодарим лес за гостеприимство и отправимся домой.
Попрощаемся с Лисенком и пора вернуться в детский сад на поезде.
Дети встают в круг и выполняют движения в соответствии с текстом
Дети возвращаются в детский сад.
Становимся друг за другом и поехали.
Загудел паровоз. И вагончики повез:
"Чу - чу - чу,
Далеко я укачу!"
Вагончики зеленые
Бегут, бегут, бегут.
А круглые колесики
Все тук, да тук, да тук.
Воспитатель: (МИКРО- ИТОГ) : Что вы узнали нового о лесе? Что интересного?
Дети средней группы выходят.
Воспитатель. А мы поиграем с вами дальше. Мы познакомились со звуками [Д] и [Д'], а чтобы нам лучше запомнить эти звуки
1. задание: А теперь поиграем в игру с мячом «Добавь слог» : добавив слоги, ДА и ДЯ: Прово (ДА, дя (ДЯ, Фе (ДЯ, горо (ДА, пого (ДА, посу (ДА, боро (ДА).
2. задание : Игра «Поиграем в слова» :
1. Дети придумайте слова с одни слогом (дом, дуб, рак, сом, клей….) по 3 слова
2. Дети придумайте слова с двумя слогами (ка-ша….)
3. А теперь подумайте, из скольких слогов состоит мое придуманное слово -ДЕРЕВО- ?
3-е задание : Звуковой анализ слова «ДУБ»
2)Дуб
дуб — слово из 1 слога: дуб. Ударение ставится гласную в слове.
д — [д] — согласный, твёрдый
у — [у] — гласный, ударный
б — [п] — согласный, твёрдый
Воспитатель все справились с этим заданием
В слове 3 буквы и 3 звука.
Общий итог занятия : ребята, что вам запомнилось в нашем сегодняшнем путешествии? Какую пользу приносит нам лес? Чем могут помочь птицы лесу?
Ответы детей : леса дают людям и животным кислород, необходимый для дыхания. Лес укрепляет наше здоровье. Лес очищает воздух от грязи, пыли и вредных газов.
Воспитатель: С какой буквой и звуками мы сегодня познакомились?
Ответы детей : Буква Д звуки Д и Дь Какие звуки она обозначает?
Ответы детей : твердый и мягкие звуки - д и дь.