Татьяна Афонина
Конспект занятия по развитию речи «Составление рассказа по сюжетной картине «Зимние забавы»
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи:
1. Продолжать учить составлять описательный рассказ по сюжетной картине.
2. Закреплять умение, подробно и логически последовательно, излагать содержание картины. Самостоятельно придумывать события, предшествующие и последующие изображенным на картине.
3. Упражнять в составлении предложений со словами синонимического ряда (слова быстро, мигом, лихо, пулей, как ветер, стремительно, во весь дух и т. д.) и включении данных слов в связное высказывание.
4. Обогащать словарь детей словами определениями, сравнительными оборотами.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Составление рассказа по сюжетной картине „Зимние забавы“» размещена в разделах
- Зима, зимние забавы. Составление рассказа по картине
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зимние забавы и игры
- Зимние забавы. Конспекты
- Зимние забавы. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2016
5. Упражнять в согласовании существительных в роде (муж., ср., ж.).
6. Формировать навыки совместной учебной деятельности.
Словарь: сущ. : детвора, санки, лыжи, коньки, крепость, развлечения, забавы, снежки, настроение, горки, шапки, шубы, валенки, каток.
Прилаг. : снежная,суровая, морозная, веселая, красивая, нарядная, холодная, вьюжная, пушистый, белый, легкий, мягкий, холодный, колючий, липкий, искристый, рассыпчатый, хрустящий, серебристый, мокрый, веселое, радостное, праздничное, новогоднее, грустное, шаловливое, хорошее, прекрасное, плохое.
Глаголы: кататься, лепить, строить, спущусь, съеду, скачусь, съеду, мчусь, скользить, веселятся, смеются, хохочут, разрумянились.
Наречия : быстро, стремительно, лихо, во весь дух, стремглав, стрелой, в один миг, тотчас, вдалеке.
Материал: картины «Мартовский день», «Саша и снеговик», «Зимой на прогулке», «Зимние забавы», фланелеграф, плоскостные «снежки», саночки плоскостные, заготовка книги, бумага, маркер.
Предварительная работа; беседы с детьми о зиме и зимних развлечениях, подбор определений, подбор синонимов к слову.
Ход ЗАНЯТИЯ:
1. Воспитатель:
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках покатила.
Короткая беседа по вопросам:
- Ребята о чем эта загадка? (о зиме)
- Кто из вас любит зиму? Чем можно зимой заниматься? (Кататься на санках, лыжах, коньках, строить крепости, лепить снеговиков)
Воспитатель: Когда я была маленькой, я тоже любила кататься на санках и лыжах с горки. Горки мы делали из снега. А знаете, ведь горку можно построить из чего угодно, даже из слов. Хотите попробовать построить горку из слов? Я предлагаю вам построить горку из слов.
Мы будем называть слова-признаки, и ставить комочек-слово на доску. Посмотрим, насколько высокая горка получится. Начинаем:
ЗИМА какая? (Снежная,Суровая Морозная Веселая Красивая Нарядная Холодная Вьюжная)
СНЕГ какой (Пушистый Белый Легкий Мягкий Холодный Колючий Липкий Искристый Рассыпчатый Хрустящий Серебристый Мокрый)
НАСТРОЕНИЕ какое? (Веселое Радостное Праздничное Новогоднее Грустное Шаловливое Хорошее Прекрасное Плохое)
Какие вы молодцы, назвали много разных слов, высокая горка у нас получилась.
Воспитатель: А для катания на этой горке нужны саночки. Но поедут санки тогда, когда вы скажете, как быстро можно скатится с горы.
Я с горы спущусь во весь дух- а ты…
(Я с горы съеду быстро. Я с горы скачусь стремительно. Я с горы спущусь вихрем. Я съеду с горки стрелой. Я с горы скачусь лихо.)
- Вы очень точные слова подобрали, у меня даже ветер в ушах засвистел, как быстро мы скатывались.
Воспитатель: Мы заговорили с вами про катание на санях, и я вспомнила четверостишие:
Мчусь, как ветер, на санях
Вдоль лесной опушки.
Рукавицы на руках,
Шапка на макушке. (Саша Черный)
Воспитатель: Многие поэты, писатели и художники в своих произведениях изображали зиму. И в нашей картинной галерее есть несколько произведений о зиме.
(В-ль обращает внимание детей на картины : «Мартовский день», «Саша и снеговик», «Зимой на прогулке», «Зимние забавы»)
- Мне очень нравится одна из картин, а какая, вы попробуйте догадаться.
- Я буду называть слова-подсказки, а вы постарайтесь догадаться о какой картине пойдет речь.
Слушайте: Морозный день,Радостное настроение, Зимние забавы,Дети упали с санок.
- Правильно, вы внимательно слушали и быстро догадались
Воспитатель. Дети, зима чудесное время года! Давайте вместе внимательно рассмотрим эту картину. Демонстрирую картину «Зимние развлечения».
-Какое время года изображено на картине?
-обратите внимание на природу, какой день, погода?
-Кого мы видим на картине?
-Как еще можно назвать их?
-Как одеты дети?
-Куда пришли дети?
-Что изображено на переднем плане картины?
-Что делают дети?
-Какое у детей настроение?
-Как вы думаете, а почему они смеются?
-А что произошло с детьми, которые уже скатились с горки?
-Не обидно ли мальчикам, что над ними смеются?
-Если подойти ближе, что можно услышать?
-Что изображено на заднем плане, вдалеке?
-Что делают дети?
-Как бы вы назвали картину?
Д/и «Закончи предложение».
Однажды, зимним днем, когда стояла хорошая морозная погода (ребята пришли на горку.)
Дети оделись тепло: (в зимние шапки, шубы, валенки).
Морозный воздух и игры разрумянили (ребятам щеки).
На горке собралось много ребят. Все хотели скатиться, но (на пути произошло веселое происшествие).
Два товарища решили лихо скатиться на санках с горы, (но на половине пути перевернулись прямо в снег). Им весело, они смеются и машут друзьям.
А вдалеке, на катке, (мальчишки, скользят по льду на коньках).
У всех собравшихся ребят веселые лица у них (хорошее, радостное настроение).
Они любят зиму (за чудесные развлечения).
Воспитатель. Давайте попробуем вместе составить рассказ по этой картине.
- Для того чтобы рассказ получился интересным, не забудьте:
В начале, рассказать о том, какой был день…
В середине, зачем пришли дети на горку, и что там происходило…
В конце рассказа скажите, какое у ребят было настроение, почему вы так решили…
- Вспомните слова, которые украсят ваш рассказ и сделают его интересным. Какое время года, часть суток, что происходит на горке, около горки. Придумайте, как можно интересно закончить свой рассказ. Кто хочет рассказ начать…продолжить…закончить. Кто расскажет весь рассказ. Заслушиваются 2-3 рассказа.
-Вы сегодня постарались, составили разные интересные истории. Я вам предлагаю создать книгу, в которой будут записаны все ваши рассказы. Мне кажется, что эту историю будет интересно послушать дома и вашим мамам и папам.