Валентина Андреевна Косякова
Конспект занятия по развитию речи «Сказки А. С. Пушкина»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: продолжать работу по укреплению интереса к произведениям А. С. Пушкина, закрепить интерес к творчеству писателя, закрепить знания о его произведениях, развивать умение понимать всю красоту русского языка.
Задачи:
Формировать интерес к художественной литературе;
Развивать умение подбирать рифму; продумывать содержание
рисунка, отражая в нем сюжеты рассмотренных произведений;
Закрепить умение давать развернутые ответы, обосновывать свой ответ;
Воспитывать любовь к чтению.
Оборудование
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Сказки А, С, Пушкина“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пушкин А.С. Конспекты занятий
- Пушкин, Александр Сергеевич
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
Портрет А. С. Пушкина, «Книга Сказок» с иллюстрациями к сказкам Пушкина, разрезные картинки по мотивам сказки о золотой рыбке, макет бочки, игрушки - белка, богатырь, царевна, краски, альбомы.
Предварительная работа: чтение сказок А. С. Пушкина
Ход
Организационный момент
Звучит музыка (отрывок «Сказка о царе Салтане. Три чуда». Римский- Корсаков)
(Воспитатель обращает внимание детей на портрет А. С. Пушкина)
В. : Ребята, знаете ли вы кто изображен на портрете? (А. С. Пушкин) Александр Сергеевич Пушкин - это величайший русский поэт и писатель. Его именем названы улицы, площади, станции метро, и даже есть даже город Пушкин.
Александр Сергеевич написал за свою жизнь очень много чудесных произведений. Его стихи, сказки интересно читать не только детям, но и взрослым. И сегодня мы отправимся в интересное путешествие в сказочный мир, в котором живут герои, созданные Пушкиным.
Ребята, какие названия сказок писателя вы знаете? Давайте проверим, верны ли ваши ответы. Для этого сыграем в игру «Отгадай сказку»
(Воспитатель читает отрывки из нескольких сказок, а дети отгадывают, из какой сказки слова)
Игра «Отгадай сказку»
Жил старик со своею старухою
У самого синего моря….
«Сказка о рыбаке и рыбке»
«Кабы я была царица, —
Говорит одна девица…
«Сказка о царе Салтане»
«Я ль, скажи мне, всех милее,
Всех румяней и белее?»
Что же зеркальце в ответ?
«Ты прекрасна, спору нет.
«Сказка о мертвой царевне»
В. : Молодцы, ребята. Вы отлично помните сказки. Поэтому начнем путешествие в сказочный мир. Отправимся в гости к сказочным героям вместе с Книгой сказок.
(Воспитатель листает книгу сказок и обращает внимание детей на рисунки)
В. : Ребята, вы узнаете из какой сказки этот герой? («Сказка о рыбаке и рыбке». Золотая рыбка)
Правильно, это Золотая Рыбка из сказки А. С. Пушкина. Посмотрите, рыбка приготовила для вас загадку. Она хочет проверить, хорошо ли вы помните, что просил старик по приказу старухи у золотой рыбки. Попробуйте, собрать свои ответы.
(Дети делятся на пять команд. Воспитатель предлагает собрать им разрезные картинки и назвать, что пожелала старуха из сказки)
Новое корыто
Новая изба
Стать столбовой дворянкой
Стать вольной царицей
Стать владычицей морскою
В. : Хорошо. Ребята, сколько всего желаний исполнила Золотая рыбка и какие это желания? Какое желание рыбка не исполнила и почему? С чем осталась старуха? (ответы детей)
Молодцы ребята, рыбке очень понравилось, как вы быстро и ловко вы справились с заданиями. Мы можем переходить во второй странице нашей книги.
(Воспитатель перелистывает страницу книги и обращает внимание детей на изображение бочки плывущей по морю)
В. : Вы догадываетесь, из какой сказки эта иллюстрация? («Сказка о царе Салтане»)
Правильно, ребята. Это Сказка о царе Салтане, его сыне славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди".
В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут;
Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет
В. : Ребята, посмотрите, это же такая же бочка, как и в сказке.
(Воспитатель показывает детям макет бочки с наклейным на ней заданием)
Здесь написано, что нам нужно отгадать какие три чуда, попросил князь Гвидон. Подсказкой будет «Сказка о царе Салтане»
Князь у синя моря ходит,
С синя моря глаз не сводит;
Глядь — поверх текучих вод
Лебедь белая плывет.
«Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ж ты тих, как день ненастный?
Опечалился чему?«—
Говорит она ему.
Князь Гвидон ей отвечает:
«Грусть-тоска меня съедает;
Чудо чудное завесть
Мне б хотелось. Где-то есть
Ель в лесу, под елью….(белка)
(Воспитатель достает из бочки игрушку-белку)
Князь у синя моря ходит,
С синя моря глаз не сводит;
Глядь — поверх текучих вод
Лебедь белая плывет.
«Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ты тих, как день ненастный?
Опечалился чему?» —
Говорит она ему.
Князь Гвидон ей отвечает:
«Грусть-тоска меня съедает—
Диво б дивное хотел
Перенесть я в мой удел».
«А какое ж это диво?»
— Где-то вздуется бурливо
Окиян, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснется в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя (Тридцать три богатыря)
(Воспитатель достает из бочки игрушку-богатырь)
Князь у синя моря ходит,
С синя моря глаз не сводит;
Глядь — поверх текучих вод
Лебедь белая плывет.
«Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ж ты тих, как день ненастный?
Опечалился чему?» —
Говорит она ему.
Князь Гвидон ей отвечает:
«Грусть-тоска меня съедает:
Люди женятся; гляжу,
Неженат лишь я хожу».
— А кого же на примете
Ты имеешь? — «Да на свете,
Говорят… (царевна есть)
(Воспитатель достает из бочки куклу-Царевну)
В. : Молодцы, ребята и с этим заданием вы справились отлично.
И чтобы не утомляться веселым путешествием, давайте сделаем сказочную зарядку
Физминутка «У Лукоморья дуб зелёный»
(дети встают в круг)
У Лукоморья дуб зелёный;
Встают на носочки и поднимают руки вверх
Златая цепь на дубе том: Покачивают руками из стороны в сторону
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом; Берутся за руки
Идёт направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит. Ходят по кругу, взявшись за руки
Там чудеса: там леший бродит,
Останавливаются. Рисуют в воздухе круг
Русалка на ветвях сидит; Движение «Рыбка» верх- вниз
Там на неведомых дорожках Закрывают глаза руками
Следы невиданных зверей; Делают руками упражнение «фонарики»
Избушка там на курьих ножках Наклоны вперед-назад
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Упражнение высоким подниманием колена.
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой Садятся на корточки
И тридцать витязей прекрасных Обнимают колени
Чредой из вод выходят ясных, Встают, берутся за руки
В. : А сейчас пришло время перевернуть еще одну страницу Книги Сказок.
Ребята посмотрите, страница пустая. Теперь представьте, что вы сказочные художники и сами сможете нарисовать иллюстрацию к понравившейся сказке. Подумайте, что вам больше всего понравилось в ней, что вы хотите изобразить, какими красками вы будите пользоваться.
(Дети приступают к рисованию)
Итог
Ребята, наша встреча подходит к концу. Сегодня мы еще раз вспомнили сказки А. С. Пушкина. Что вам больше всего понравилось?