Алла Сорокина
Конспект занятия по развитию речи «Школа лесных зверей» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Составление схемы предложения по теме «Зима» в подготовительной группе.
Программное содержание:
-учить детей составлять схему придуманного ребёнком предложения из 4-6 слов с разной интонацией (повествовательной, вопросительной, восклицательной);
-закреплять и углублять знания детей о зимних явлениях в живой и неживой природе;
-развивать произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие;
-воспитывать стремление детей к познанию через интерес к произведениям детской художественной литературы (стихотворение, загадки, пословицы).
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Школа лесных зверей“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- В мире животных. Конспекты занятий
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Материалы и оборудование: конспект занятия с приложением текстов, маски зверей, на столах конверты с прямоугольниками (обозначающими слова) и квадратами со знаками «точка», «вопросительный знак», «восклицательный знак»; на доске картина «Зима», демонстрационная модель предложения; малый мяч, картинки - отгадки животных, листы с лабиринтом «Проведи собачку».
Методы и приё мы: наглядный, словесный, практический, игровой (показ схемы и картины «Зима» на доске, придумывание предложений, пояснение, анализирование, вопросы-ответы, физкультминутка, работа с раздаточным материалом, игра с малым мячом.)
Предварительная работа: упражнения по подбору к слову- предмету (имени существительному) слов-действий и слов-признаков; д. и. «Скажи спокойно, (радостно; спроси меня)».
Словарная работа: салазки, чаща, без опаски,
Ход занятия.
Оргмомент. Дети с воспитателем располагаются на ковре.
– Ребята, какое у вас настроение? (Ответы детей). Для того, чтобы у всех было хорошее настроение, давайте передадим его друг другу. Для этого вы должны поздороваться друг с другом и ласково назвать имя своего соседа. Сказать это нужно с улыбкой, глядя в глаза своему соседу, вот так «Здравствуй, Полиночка!» (Воспитатель показывает, называя по имени рядом стоящего ребенка.)
А теперь давайте вспомним: Какое сейчас время года? Какой месяц, число, день недели? (Ответы детей). А теперь давайте с вами подышим : встаньте прямо, положите левую ладонь на грудь, правую - на живот, задерживаем дыхание на счет 4(6,8). Вдохнём носом, считаем про себя, выдохнем через рот.
– А сейчас мы с вами перенесёмся в «Шишкин лес», в «школу лесных зверей» и в них превратимся. (На интерактивной доске появляется изображение зимнего леса).
- Помните, там мышка Шуня поё т: «Веселится звонок, я бегу со всех ног, школа двери открывает, начинается урок.» (Звон колокольчика.) Скажем волшебные слова: «Вьюга, вьюга, закрути, в Шишкин лес перенеси». А по пути выполните моё задание: сядет тот, кто скажет слово на звук (м,п,х, т, у, э, а). (Ответы детей). Молодцы. Наденьте маски, проверьте, правильно стоят ваши стулья? (Ножка стула к ножке стола.) Сядьте прямо. Зверята, пожалуйста, будьте на уроке внимательны! Отгадайте загадку: «Дел у неё немало, всю землю укрыла белым одеялом, в лёд реки убирает, белит поля, леса, дома, и зовут её… (Зима.)»
- Верно, зима. Это наша тема, мы будем говорить о зиме, составлять предложения о ней, зимней природе, о зимних забавах, о нас, лесных зверятах. А почему вы думаете, что сейчас время года «зима»? Может, весна, осень? ( Ответы детей: на улице холодно, падает снег, люди надевают тёплые вещи, звери «надели» тёплые шубки, с нами остались только зимующие птицы) Верно, вы составили много предложений о зиме. В каждом предложении слова дружат. Мне очень понравилось предложение (Имя ребенка) : «Лесные звери надели тёплые шубки». Давайте повторим это предложение. А теперь прохлопаем каждое слово в этом предложении: по одному хлопку на одно слово. Будем внимательны. Подумайте, посчитайте, сколько раз мы прохлопали? Значит, в этом предложении 5 слов. Какое первое слово? (Лесные). Возьмите из конвертика прямоугольники оранжевого цвета: прямоугольник-это слово. Выложите 1 прямоугольник. Кто хочет выйти к доске и выложить первый прямоугольник. Выходит ребенок., выкладывает. Какое второе слово? (Звери). Выкладываем второй прямоугольник. Назовите третье? (Надели.) – Верно, выкладываем его схематично; а четвёртое слово? (Тёплые.) Положим ещё прямоугольник; и какое пятое слово? (Шубки.) Кладём пятый прямоугольник. Мы сказали предложение спокойным тоном, значит, какой знак ставим в конце? (Ответы детей). Правильно, точку. А давайте спросим у Зимы и скажем это же предложение с вопросительной интонацией. (Лесные звери надели тёплые шубки) Какой знак поставим теперь? Правильно, вопросительный. Но теперь мы очень рады и счастливы, что звери надели тёплые шубы, как мы произнесём предложение? (Радостно с восклицанием.) Верно, и поставим восклицательный знак! Теперь придумайте своё предложение и составьте его схему. Будьте внимательны! (Помочь затрудняющимся детям.)
- Какое предложение Имя составил? Прохлопаем его? Сколько в нём слов? Какой знак поставил в конце предложения? А ты, Имя? Правильно. Молодцы, зверята, все справились, мы ещё будем составлять схемы предложений. – А сейчас отгадайте загадку: «На коня мальчишка сел, как на крыльях полетел, мчится с горки без опаски, а зовут коня (салазки)».
- Как умело в загадке автор спрятал салазки, зашифровал их как коня. Хотите быть зверятами - шифровальщиками? Расшифруйте 2 слова (на доске зашифрованы пиктограммой слова «папа», «мама».) Правильно. Мы ещё потом поиграем в шифровальщиков.
- Новое задание на внимание: надо внимательно слушать предложение, найти ошибку, поднять руку, назвать её. («Однажды зимой, в мае, мы с мамой поехали в лес кататься на лыжах …») (Текст рассказа прилагается).
- Молодцы, зверята, вы внимательны. Посмотрите, нам снегирё к прислал письмо: «Ребята - зверята, я за вами на прогулке наблюдал и составил о вас предложения, только вам их надо закончить». (Читаю 4 неоконченных предложения). (Текст незаконченных предложений прилагается).
- Молодцы, зверята! Встаньте, поднимите вверх руки, в стороны, работаем пальцами и чё тка проговариваем каждое слово:«Этот пальчик воробей…» и «Мы делили апельсин…» (Пальчиковая гимнастика и динамическая пауза.) (Текст прилагается).
- Отдохнули, продолжаем работать, поиграем в словесную игру. Я кидаю мяч, говорю слово с числительным «один» или «одна», вы ловите мяч, кидаете мяч мне, говорите это слово во множественном числе с числительным «двадцать». Будьте внимательны! Ясно и чётко говорите окончание. (Словесно -дидактическая игра «Скажи правильно».)
- Молодцы, зверушки. Отгадайте загадки, если правильно отгадаете, покажется картинка на доске. Внимательно слушайте.
«Он в малине знает толк, косолапый бурый …волк. (Медведь)
«В чаще, голову задрав, воет с голоду … жираф. (Волк)
«Кто любит по ветвям носиться? Конечно, рыжая…лисица. (Белка)
«По лесу быстрее всех от страха несётся… черепаха. (Заяц)
- Молодцы, зверята. И опять игра на внимание, как вы умеете слушать. Закройте глаза, внимательно слушайте: к вам будут приходить лесные звери из сказок, т. е. сказочные персонажи и говорить предложения с разной интонацией; постарайтесь отгадать, какой зверь сказал это предложение и назвать сказку. (Говорю разным голосом).
1. «Козлятушки - ребятушки, ваша мать пришла…» 2. «Колобок, колобок, я тебя съем». 3. «Кто сидел на моём стуле и сдвинул его с места?» 4. «Сяду на пенёк, съем пирожок». 5. «Тот козёл особенный, у него на правой передней ноге серебряное копытце, в каком месте он топнет, там появляются разноцветные камушки. А кошка деду Коковане вторит: «Правильно говоришь, правильно».
- Поиграем в игру «Зеркало». Надо внимательно посмотреть друг на друга, отвернуться и назвать, в какую одежду одет другой и описать его, как мы описывали игрушку. Пойдите к доске Тая и Роберт. Смотрите и запоминайте цвет глаз, волос, одежды, обуви, маску… Отвернитесь, кто первый опишет своего друга? Теперь другой рассказывает. Ребята -зверята, оцените ответы друзей.
Итог занятия и рефлексия. – Ребята - зверята, чем мы занимались сейчас? Как называлось занятие? Какое задание или игра больше всех понравились? Ещё в следующий раз будем играть?
- А теперь из зверят мы превратимся в ребят и перенесёмся в детский сад. Скажем волшебные слова: «Вьюга, вьюга, закружи, в детский сад перенеси!» Вот мы и в детском саду, подарите гостям листы с вашей дорожкой для собачки.