Наталья Ахметова
Конспект занятия по развитию речи с использованием мнемотехники «Здравствуй цирк»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие «Здравствуй, цирк»
Цель:
- закреплять имеющиеся у детей знания и представления по теме «Цирк»
Задачи:
Образовательные:
- учить образовывать и употреблять в речи превосходную степень прилагательного;
- закреплять умение образовывать и употреблять относительные прилагательные;
- упражнять детей в согласовании прилагательных с существительными;
- дифференциация звуков [р]; [л].
Развивающие :
Публикация «Конспект занятия по развитию речи с использованием мнемотехники „Здравствуй цирк“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Цирк. Занятия и сценарии на цирковую тему
- Цирк. Конспекты занятий
- Темочки
- активизировать словарь по теме, развивать связную речь;
- развивать мыслительную деятельность и внимание.
Воспитательные:
- воспитывать у детей доброжелательность друг к другу и бережное отношение к вещам.
Оборудование:
карта путешественников «Веселые тропинки»;
«Звуковички» (гласные О, А, У. И. Э, Ы); аудиозапись «Звуки драки»;
шляпы: клоуна, фокусника; цветные ленточки; карточки с изображением
животных (медведь, тигр, собака, слоны и другие, по количеству детей);
цветной обруч; колокольчик; для фокуса: воздушные шарики, перчатки,
мелко нарезанные бумажки; презентация «Цирк».
Ход занятия.
В. Ребята, сегодня мы с вами отправимся в страну «Веселых тропинок», где живут звуковички. Чтобы туда попасть, надо пройти границу. На границе проверяют документы, а я проверю, как вы умеете ориентироваться, чтобы не заблудитесь в незнакомой стране.
(Граница обозначена цветной лентой. Дети встают в ряд перед ней.)
1. Упражнение. «Ориентирование в пространстве»
Два шага налево,
Два шага направо,
Шаг назад и два вперед.
Посмотрели влево,
Посмотрели вправо
На дороге нет движения,
Тогда шагаем без сомнения.
В. Вот мы и пришли в гости к звуковичкам. Но что это такое?
(Раздается шум борьбы, ссоры)
Д. Может быть это- (предположения)
В. Да, какой-то здесь шум, крик. Наверное, ссора, а может быть даже настоящая драка. Надо узнать, в чем дело и попробовать помирить наших друзей звуковичков. А вот и они. Все взлохмаченные, растрепанные, запыхавшиеся.
(показываю картинки звуковичков)
В. Давайте с ними поздороваемся, со всеми, по очереди, может они немного успокоятся.
2. Закрепление представлений о гласных звуках.
Д. –Здравствуй, О! (дети называют звук и показывают букву, всего шесть О, А, У. И. Э, Ы)
В. Скажите, какие это звуки? (гласные) Почему вы так думаете. Как мы их произносим?
В. Ребята, пока вы здоровались, звуковичок рассказал мне, что сегодня они собираются в цирк, но никак не могут поделить наряды и поэтому все перессорились. Ой, да они и сейчас продолжают спорить и хвастаться.
3. Д/игра «Хвастунишки»
- У меня новые ботинки – а у меня ботинки еще новее.
- У меня чистая рубашка - … (чище)
- У меня широкие штаны - … (шире)
- У меня длинное платье - … (длиннее)
- У меня дорогая щуба - (дороже)
- У меня короткая юбка - … (короче)
- У меня теплое пальто - (теплее)
В. Хватит вам ругаться да ссориться. Вы из-за этого на представление опоздаете. Ребята, давайте поможем им подобрать наряд.
4. Д/игра «Какой костюм»
В. Вот костюм из ситца – ситцевый костюм.
Костюм из шерсти -
из кожи -
из драпа -
из вельвета -
из джинса –
В. Наши звуковички готовы. Закройте глаза. Я говорю волшебные слова.
Покружись, повернись.
И сразу в цирке окажись.
В. Вот мы и в цирке. Занимайте свободные места. Сейчас будет выступать клоун.
(пока дети усаживаются, воспитатель надевает шляпу, превращаясь в клоуна)
К. Здравствуйте, ребята! Вы пропустили много интересных номеров. Почему вы опоздали? (ответы детей) Как грустно. А я люблю веселье и смех. Сейчас я вас развеселю. Повторяйте за мной.
5 Артикуляционная гимнастика
РАЗ – мы ротик открываем, будто кошечки зеваем.
ДВА – подуем в дудочки, губки словно трубочки.
ТРИ – на губки посмотри, улыбаемся на три.
На ЧЕТЫРЕ – ротик шире. Вот какие молодцы!
К. Давайте я вам картинку нарисую – весё-ёёёёёё-лую. Смотрите у меня есть цветные карандаши, какого цвета карандаш, такого цвета предметы им можно нарисовать.
6. Д/игра «Рисунок»
К. Я нарисую желтый шапка. Что? Неправильно? А как надо? (желтую шапку)
К. Попробую еще раз. Я нарисую красную плащ (красный плащ). Как это трудно, попробуйте сами.
(Карандаши заменяют цветные ленточки на палочке.
Во время словесного рисования дети делают ими взмах, имитируя рисование кистью)
К. Молодцы, мне понравились ваши рисунки.
В. А сейчас будут выступать дрессированные животные. Дрессировщики спрятались среди вас. Мы их сейчас найдем. (Раздаю карточки, на них с обратной стороны картинки животных)
7. Составление рассказа.
В. Возьмите карточки, там изображены животные, которых вы дрессируете. Вам надо про них рассказать по плану:
- На арене цирка выступает … (название животного)
- Он такой… (описание внешнего вида, характера)
- Он умеет (что он умеет делать в роли артиста)
Итак, первыми на арену выходят …
Слайд1. Обезьяны
(первым в роли дрессировщика выступает воспитатель, он дает образец рассказа.)
В. На арене цирка выступают обезьяны. Они маленькие, но очень забавные. Одна обезьянка умеет жонглировать, она очень ловко подбрасывает и ловит мячики. А другие – замечательные наездники. Они катаются на пони.
Слайд 2. Медведи
Слайд 3. Тигры
Слайд 4. Собаки
Слайд 5. Слоны
Дети рассказывают про остальных животных.
Звенит колокольчик
В. Колокольчик объявил нам о том, что начался антракт, так в цирке называется перерыв. В это время можно погулять, сходить в буфет, можно поиграть.
Вставайте в круг.
8. Игра «Жонглеры»
В. (поясняет) ЖОНГЛЁР, - это цирковой актер, умеющий искусно и ловко подбрасывать в воздух и ловить одновременно несколько предметов.
В. Я буду бросать маленький обруч и одновременно говорить слово, а вам надо
поймать обруч, бросить его обратно мне и сказать слово «Наоборот»,
противоположное. Вот например: одежда бывает сухая, а наоборот – мокрая.
Широкий – узкий
Тонкий – толстый
Чистый – грязный
Глаженый – мятый
Сухой – мокрый
Завязать – развязать
Застегнуть – расстегнуть.
Звенит колокольчик.
В. Перерыв окончен. Занимайте свои места. Выступает (надеваю шляпу) Кто? Правильно фокусник.
Ф. Ребята, знаете ли вы фокусы? А я знаю много фокусов и могу даже вас научить. Верите ли вы, что воздушный шарик может как магнит притягивать к себе кусочки бумаги. (имя), иди ко мне. Возьми шарик (пробуют поднести шарик к бумаге) не получилось?
9. ЧИСТОГОВОРКА
Ф. Я совсем забыл, надо сказать, заклинание.
- Бала-бала-балалайка,
Балалайка-поиграйка. (дети повторяют)
Ф. Фокус не получился? Попробуем цирковое заклинание.
- Белые бараны били в барабаны.
Ф. - Фокус,покус –видибус, намотай себе на ус.
- У каждого фокуса есть секрет, чтобы фокус получился надо шарик потереть шерстяной тканью или можно перчаткой (дети надевают перчатки, трут шарик и говорят заклинание)
Ф. Получилось? Вы довольны? Я подарю вам эти шарики. А наше представление закончено.
В. И звуковичкам уже пора домой. Закрывайте глаза, я говорю волшебные слова.
Покружись, покрутись
У звуковичков дома окажись.
В. А дома их ждет дедушка «АБВГДЕй». Ему очень интересно, где были звуковички и что нового узнали. Но они от счастья только смогли спеть: «А-О-У-Ы-Э-И»! Расскажите дедушке «АБВГДЕю» где вы все были, что вам там понравилось.
В. Ребята, мы помогли звуковичкам помириться, сходили с ними в цирк, нам тоже пора в детский сад.
В. Вы довольны путешествием? Хотите еще в гости к своим друзьям звуковичкам. А куда бы вы еще хотели сходить вместе с ними в следующий раз?