Наталья Прохорова
Конспект занятия по развитию речи с использованием ИКТ и мнемотехники в старшей группе по теме «Весна»
Конспект занятия по развитию речи с использованием ИКТ и мнемотехники в старшей группе по теме «Весна»
Автор: Прохорова Наталья Вячеславовна, учитель – логопед, категории нет, муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 «Аленушка» р. п. Приютово муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан
Цель: формировать умение составлять связный рассказ о весне с помощью мнемосхем.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия по развитию речи с использованием ИКТ и мнемотехники в старшей группе по теме „Весна“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Весна. Конспекты по развитию речи
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2021
1. Образовательные: формировать представления детей о весне и типичных весенних явлениях в природе; формировать умение устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, упражнять в подборе эпитетов к словам; формировать умение составлять связный рассказ по опорным схемам; расширять, уточнять и обогащать словарь детей, используя знаково-символическую систему.
2. Развивающие : развивать связную речь, умение подбирать действия и признаки, словесно-логическое мышление, зрительное внимание, наблюдательность, мелкую и общую моторику, инициативность, координацию движений, самостоятельность, связную речь, творческое воображение, мышление.
3. Воспитательные: воспитывать отзывчивость, доброжелательность, желание общаться и играть со взрослым и сверстниками, заботливое отношение и любовь к природе; формировать умение работать в коллективе; создать радостную и теплую атмосферу в группе.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, продуктивная.
Активизация словаря:
• Весна, приметы весны : становится тепло, тает снег, деревья просыпаются, появляются цветы; солнце, ручеек, сосулька, птицы.
Техническое обеспечение занятия
Оборудование: ноутбук, аудиозапись «Времена года. Весна» П. И. Чайковский, указка-сосулька, аудиозапись «Письмо деда Мороза»
Демонстрационный материал: мнемосхемы, презентация.
Раздаточный материал: колокольчики, заготовки кораблик из бумаги.
Предварительная работа: беседы, рассматривание иллюстраций по теме «Весна», наблюдение во время прогулок, экскурсий; чтение произведений художественной литературы о весне; работа над составлением мнемосхем.
Планируемые результаты:
• воспитанники имеют расширенное преставление о весне как времени года;
• у них сформирован навык употребления имени прилагательного с именем существительным в мужском, женском, среднем родах и подбора определений;
• дети умеют составлять рассказ по заданной теме с использованием мнемосхем;
• расширены представления воспитанников об окружающем мире.
Ход занятия
I. Организационный момент. Эмоциональный настрой.
Логопед: Здравствуйте ребята, я очень рада видеть вас и ваши добрые лица! Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся! Сегодня у нас необычное занятие, на нем присутствуют гости. Давайте их поприветствуем: (Дети встают в круг).
Здравствуйте, наши ладошки! (хлоп-хлоп)
Здравствуйте, резвые ножки! (топ-топ)
Эй, язычки, просыпайтесь! (цокают)
Глазки, скорей открывайтесь! (моргают)
Здравствуй, дружочек, здравствуй, дружочек,
Давай оживим наш волшебный кружочек!
Руку мне дай, и я тебе дам,
И будет весело нам!
Крикнем мы дружно на весь белый свет:
“Солнце, привет! (машут солнцу.) Гости, привет! (машут гостям.)”
(Садятся на стулья).
II. Основная часть
2. Нацелевание.
Вчера на электронную почту к нам в детский сад пришло необычное электронное письмо. На нем написано: ребятам группы «Затейники». А необычное оно потому, что пришло от деда Мороза. Давайте вместе послушаем, что написал дед Мороз. (аудиозапись). Письмо: «Дорогие мои ребята группы Затейники, я решил обратиться к вам с необычной просьбой. Дело в том, что я не знаю что такое весна. Не могли бы вы мне рассказать, что происходит с природой весной. Заранее спасибо! Ваш дед Мороз». Ребята, расскажем деду Морозу какие изменения происходят с природой весной? (да). Чтобы рассказ получился ярким и полным, предлагаю записать деду Морозу видео-письмо. Согласны? (Да). (Выставляю видеокамеру). Я знаю, что вы любите отгадывать загадки. С них и предлагаю начать.
Длинная, прозрачная, тающая (Сосулька)
Голубое, ясное, чистое, высокое (Небо)
Бежит, журчит, переливается (Ручей)
Набухают, лопаются, зеленеют (Почки)
Лучистое, теплое, ясное, ласковое (Солнце)
Говорливый, холодный, звонкий, студеный, веселый (Ручей)
3. Лексическое упражнение «Подбери признак».
А теперь сложнее.
Капель какая? (Холодная, звонкая, весенняя, мартовская, веселая)
Почки на дереве какие? (ожившие, набухшие, пахучие)
Снег какой? (Потемневший, рыхлый, грязный, старый, мокрый, грустный)
4. Лексическое упражнение «Подбери действие».
Солнце из – за тучи что делает? (Выглядывает, выплывает, показывается, появляется, смеется, обогревает, освещает, ласкает)
Лед на речке что делает? (Тает, ломается, трещит, плывет, исчезает)
Первые проталины что делают? (темнеют, появляются, возникают, радуют глаз, замерзают, оттаивают) Спасибо, молодцы!
Л: Ребята, чтобы рассказ для Деда Мороза получился ярким, мы сегодня отправимся в гости в весенний лес. Но сначала я проверю, готовы ли вы путешествовать? Надо вспомнить все приметы весны. Что происходит с природой весной? Предлагаю ответить полным предложением, начиная его со слова «Весной». (Ответы детей. Например: Весной ярко светит солнце. Весной день становиться длиннее. Весной бегут ручьи. Весной тает снег).
Л: Какие вы молодцы! Справились с заданием. И теперь я вижу, что вы готовы. Ребята, прежде чем мы отправимся в весенний лес, давайте вспомним как нужно себя вести в лесу.
(Нельзя громко кричать, бросать мусор, ломать деревья, разрушать гнезда птиц и т. д.)
Л: Молодцы. Вот теперь мы точно готовы. Для этого нужно закрыть глаза и сказать волшебные слова.
Раз, Два, Три обернись. В весеннем лесу очутись!
(дети открывают глаза) (Просмотр видео весна)
Л: Ребята, вам понравился весенний лес? (Ответы) Предлагаю вернуться в детский сад и составить рассказ о том, каким мы увидели с вами весенний лес.
5. Динамическая пауза со зрительной фиксацией «Весна».
Всё проснулось ото сна, значит, к нам пришла весна. (Потягивание)
Солнце греет всё теплей, на прогулку все скорей!
(Выбрасывание пальцев рук из кулачка с одновременным
разведением рук вверх, в стороны).
Справа - первые цветочки появились на лужочке.
(Правая рука отводится в сторону с фиксацией направления взором)
Слева - быстрый ручеёк с бугорка к реке потёк.
(Левая рука отводится в сторону с фиксацией направления взором)
Мы кораблик смастерили, (Соединить ладони перед грудью)
В ручеёк пустить решили. (Удаление сложенных ладоней вперёд от себя)
Уплывай, кораблик мой, прямо к речке голубой!
(Машем ладонями, прощаясь с корабликом)
Вот как весело играть и в весенний день гулять!
(Легкие подпрыгивания на месте)
Дышит свежестью земля, подышу «весной» и я!
6. Составление рассказа о весне с помощью мнемотаблицы-презентация.
Л: Ребята, мы с вами повторили признаки и явления весны, а теперь давайте вернемся в детский сад и составим рассказ о том, каким мы увидели с вами весенний лес. Побудем писателями, а помогут нам в этом схемы-картинки. Послушайте мой рассказ о весне.
Примеры составления предложений по мнемоквадратам :
Весной…
Весной ярко светит солнце.
• Тают длинные сосульки.
• Бегут звонкие ручьи, дети пускают кораблики.
• Тает грязный снег и появляется яркая трава.
• Весной появляются первые цветы – подснежники.
• На деревьях набухают почки.
• Из теплых краев возвращаются перелетные птицы.
• Просыпаются животные после зимней спячки (медведь, ёж, барсук)
• Появляются насекомые.
Как хорошо весной!
Л: Ребята, теперь вы попробуйте составить свой рассказ по представленной схеме (составление рассказов детьми).
7. Пальчиковая гимнастика:
Солнышко яркое в небе сияет, Лучами своими нас согревает.
(руки над головой, пальцы врозь, вращательные движения кистью)
Тучки по небу быстро бежали, Лучики в тучках надолго застряли.
(пальцы в “замок”, перекатывающие движения)
Но появился ветер могучий И разогнал все мрачные тучи.
(руки вверху волнообразные движения)
Солнышко снова на небе сияет, Жаркие лучики нас согревают.
(руки над головой, пальцы врозь, вращательные движения).
8. Ребята, чтобы наше видео-письмо смогло хоть как-то передать какие радостные чувства мы испытываем весной, предлагаю показать деду Морозу одно из весенних детских развлечений. Сконструировать кораблик и отправить его в путешествие по воде. На столах возьмите заготовки, что мы заранее с вами подготовили. И приготовьтесь внимательно слушать меня и повторять за мной (доделываем кораблик из бумаги).
Какие красивые кораблики у вас получились! Молодцы! Давайте отправим их в весеннее плавание! (запускаем кораблики в воду). Как вы думаете, дед Морозу понравится наш видео – рассказ? (да). Отправлю его на почту деда Мороза.
9. Итог занятия
Ребята, о чем мы сегодня говорили? Что мы делали сегодня на занятии? (самое главное, о чем мы говорили). Что вам понравилось на занятии больше всего (Говорить о весне. Составлять рассказ о весне. Конструировать кораблик). В чем вы испытывали трудности? (подбирать прилагательные, действия, составлять рассказ самостоятельно)
Л: Сегодня вы порадовали наших гостей и меня своими знаниями. Это ваша награда. (Индивидуальный анализ деятельности детей на занятии).
Рефлексия.
Учитель-логопед: Ребята, у вас на столе есть маленькие колокольчики. Если вам было интересно занятие, позвоните в звоночек, если нет – не трогайте колокольчик.
Пусть этот звон напомнит вам о приходе весны! Желаю вам всем весеннего настроения!