Юлия Картавых
Конспект занятия по развитию речи с детьми ОВЗ среднего дошкольного возраста «Семья»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: активизировать словарь детей в процессе выполнения различных видов движений.
Задачи: закреплять словарь по теме «Семья»; актуализировать словарь по темам «Домашние животные и их детеныши», «Части тела»; формировать умение подбирать антонимы к именам прилагательным; закреплять умение образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных; закреплять умение образовывать притяжательные прилагательные; развивать координацию речи с движением (с музыкальным сопровождением и без); развивать высоту и модуляцию голоса; формировать дыхания; развивать слуховое внимание; развивать мимику; развивать чувство ритма; развивать переключаемость движений; обучать рефлексии; воспитывать умение слушать педагога и сверстников; воспитывать умение четко выполнять задания педагога.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты коррекционных занятий
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Темочки
Оборудование: картинки с изображением домашних животных и их детенышей; речевой материал,; картонный дом; металлофон; мяч; игрушечный фен, утюг, очки, молоток; игра «Хитрый кот»- музыка и слова С. Насауменко; музыка для релаксации.
1 Концентрировать внимание детей.
Ребята, сейчас мы отправимся с вами на прогулку,
Дети строятся в колонну, затем совершают марш в колонне с музыкальным сопровождением (музыка М. Дунаевского)
2. Актуализировать словарь по теме «Домашние животные и их детеныши»
Гуляли мы с вами и пришли во двор, где гуляют животные – семья.
У коровы с быком кто детеныш?
У кошки с котом кто детеныш?
У козы с козлом кто детеныш?
У лошади с конем кто детеныш?
У собаки с псом кто детеныш?
Теленок
Котенок
Козленок
Жеребенок
Щенок
3 Сообщить тему занятия.
Ребята, каждого из нас, есть мама, папа, братья и сестра – это называется семья. И сегодня мы с вами поиграем
в семью.
4 Развивать речь с движением.
Давайте расскажем
стихотворение про семью :
«У меня большая,
очень дружная семья!
А кто есть в семье?
Ба-бу-шка, де-ду-шка, па-па, ма-ма и я!
Дети разводят руки в стороны и произносят:
«У меня большая…».
Дети пожимают ладони и произносят:
«Очень дружная семья»!
Совершают хлопки и произносят слова по слогам:
«Ба-бу-шка, де-ду-шка, па-па, ма-ма и я»!
5 Развивать высоту и модуляцию голоса.
Мы с вами вернулись с прогулки домой.
А папа с мамой откуда вечером
возвращаются?
А дедушка с бабушкой?
Сейчас мы изобразим, кто как стучит
в дверь,
когда возвращается домой.
(Имя ребенка) Заходи домой и присаживайся.
(Имя ребенка) Мама как стучит в дверь?
(Имя ребенка) Как дедушка стучит в дверь?
(Имя ребенка) Как бабушка стучит в дверь?
(Имя ребенка) А ты как стучишь в дверь?
Дети подходят к дому.
С работы.
(ответы детей)
Дети изображают стук в дверь.
ТУК!ТУК!ТУК (Ребенок сильно стучит в дверь и низким тоном произносит слова).
Тук! Тук! Тук! (Ребенок сильно стучит в дверь и высоким тоном произносит слова).
Тук, тук. (Ребенок тихо стучит в дверь и низким тоном тихо произносит слова).
Тук. Тук. (Ребенок тихо стучит в дверь и высоким тоном тихо произносит слова).
ТУК ТУК ТУК ТУК ТУК (Ребенок говорит слова высоким тоном и стучит часто).
6 Развивать слуховое внимание.
Ребята, сейчас я буду ударять
в металлофон, изображая как
стучат в дверь разные члены
семьи, а вы угадайте, кому я
подражаю. Если вы догадались, то поднимите руку. Посмотрим, какие у вас
внимательные ушки!
Дети угадывают, кому подражает педагог.
7 Закреплять умение образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных
Ребята, назовите свои имена ласково!
Дети произносят свои имена ласкова.
8 Актуализировать словарь по теме «Части тела».
Вот какие вы хорошие ребята.
Давайте похвалим себя:
Вот у нас глазки какие:
голубые-голубые, носик пуговкой у нас,
брови ниточкой у глаз!
Ушки маленькие, губки аленькие!
Щечка, щечка, шейка,
лоб и наш толстенький живот!
Дети показывают различные части тела и произносят стихотворение.
9 Закреплять в речи антонимы.
А вы любите играть?
Садитесь на ковер так же, как я.
Поиграем в игру "Скажи наоборот"! Я буду кидать вам по очереди мяч, и говорить начало предложения, а вы - конец, возвращая мне мяч.
(Имя ребенка, мама не злая, а.
(Имя ребенка, папа не низкий, а.
(Имя ребенка, папа не старый, а…
(Имя ребенка, дедушка не грустный, а.
(Имя ребенка, ты не маленький, а.
Дети садятся на ковер.
добрая
высокий
молодой
веселый
большой
10 Учить образовывать притяжательные прилагательные.
Мы играли, веселились и устроили
беспорядок в комнате.
Давайте приберемся.
Подойдите каждый и возьмите по предмету.
Посмотрите, если на ковре лежит фен мамы, то это мамин фен.
На ковре лежит молоток папы. Чей это молоток?
На ковре лежит утюг бабушки. Чей это утюг?
Мы нашли очки дедушки. Чьи это очки?
(Имя ребенка) потерял машинку. Чья это машинка?
Папин. Бабушкин. Дедушкины.
11 Развивать мимику.
Настроение у всех в семье
бывает разное.
Мама, когда пришла
в комнату и увидела беспорядок, очень рассердилась!
Покажите, как она рассердилась!
А вы испугались и заволновались.
А потом мы с вами прибрались
и мамочка стала довольная, все
заулыбались и рассмеялись!
Дети выполняют различные движения мимической мускулатуры
Дети хмурят брови.
Дети изображают испуганное лицо (поднимают брови и открывают рот).
Дети улыбаются, смеются
12 Развивать дыхания.
Ребята, мы с вами играли,
стихотворения рассказывали,
прибирались и очень устали.
Давайте отдохнем. Сейчас мы будем на вдох надувать живот, на выдох сдувать (показываю образец дыхания).
Прилягте на ковер, положите руку на живот, на вдох надуваем шарики, на выдох спускаем. Хорошо, а теперь просто полежите.
Дети ложатся на ковер, и звучит спокойная музыка (музыка для релаксации).
16 Итог занятия, оценка деятельности детей.
-Теперь медленно вставайте и присаживайтесь на стульчики.
-Сегодня мы с вами играли в семью.
-Что вам на занятии больше
всего понравилось делать?
(ответ детей)