Наталья Новикова
Конспект занятия по развитию речи «Обучение детей рассказыванию русских народных сказок с помощью картины-матрицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование умения рассказывать сказку с помощью картины-матрицы.
Задачи:
Образовательные: формировать умение у детей рассказывать сказку с помощью картины-матрицы, умение согласовывать слова в предложении.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Обучение детей рассказыванию русских народных сказок с помощью картины-матрицы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
Развивающие : развивать монологическую речь с помощью рассказывания сказки; совершенствовать правильное употребление слов и падежных окончаний в процессе словообразования.
Воспитательные: воспитывать нравственные качества: отзывчивость, доброту, сопереживание, желание прийти на помощь; поддерживать интерес к русскому народному творчеству.
Средства : фланелеграф, созданная на фланелеграфе картина-матрица сказки (лесная полянка, герои и предметы из сказки «Заюшкина избушка» для фланелеграфа (петух, заяц, лиса, медведь, избушки, карточки с изображением частей героев сказки (для всех детей, ковер на полу, кукла из кукольного театра «волшебница», небольшой ковер, сюрприз для детей.
Предварительная работа: Знакомство с русской народной сказкой «Заюшкина избушка», рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок.
Словарь: «ледяная», «лубяная», «не тужил», «коса», «на пятах», «клочки по закоулочкам», «посечи».
Список литературы:
Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Средняя группа. (Для занятий с детьми 4-5 лет, изд-во М., МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
Илларионова Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки. – М. : ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2012.
Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников /под ред. Ушаковой О. С. – М. : ПРОСВЕЩЕНИЕ,2012.
Скажи по-другому / речевые игры, упражнения, ситуации, сценарии / под ред. Ушаковой О. С. – САМАРА, 2012.
Ушакова О. С. Знакомим дошкольников 3-5 лет с литературой. – МОЗАИКА-СИНТЕЗ., 2015.
Содержание образовательной деятельности
Дети стоят возле воспитателя.
Воспитатель: Здравствуйте, дети!
Воспитатель: Дети, а вы любите сказки.
Воспитатель: Хотите отправиться в сказочную страну и встретиться со сказкой.
Воспитатель:А на чем можно отправиться в сказку?
Хотите на сказочном транспорте? А каком, отгадайте.
Загадка: В любое место он вас донесёт,
Куда пожелаете сами.
И не успеете вы оглянуться
Как встретитесь вдруг с чудесами.
И вовсе не нужен ему пилот
Ведь это волшебный … (ковёр - самолёт).
Воспитатель: Молодцы, отгадали, это мой волшебный помощник, вставайте на ковер - самолет он донесет нас в страну сказок.
Раз, два, три взлетаем, глазки все мы закрываем.
Мы летим в страну чудес, мимо голубых небес.
Раз, два, три, четыре, пять можно глазки открывать (воспитатель одевает на руку куклу сказочницу).
Встречает сказочница : Здравствуйте, ребята! Я сказочница. Кто знает, почему меня так называют? (ответы детей). Вот и сегодня мы встретимся с доброй сказкой. Но в моей сказочной стране случилась беда. Ребята, злой волшебник рассердился и заколдовал сказку, может быть, вы поможете мне её расколдовать?
Дети: Да, поможем.
Работа с карточками (словообразование).
Дети садятся за столы, рассматривают карточки, называя, что изображено на рисунке, отвечают на вопрос «чьи», «чей» (гребешок петуха – петушиный, лапы медведя – медвежьи, хвост лисы - лисий, уши зайца – заячьи, лапы собаки-собачьи)
Сказочница : Как вы думаете: в какой сказке встречаются заяц, лиса, медведь, собака и петух. Какая же сказка заколдована?
Дети: «Заюшкина избушка».
Сказочница : Дети, вы правильно отгадали. Хотите со мной поиграть?
Физкультминутка «Заюшкина избушка».
(дети стоят напротив друг друга)
Зайка наш в избушке жил (руки над головой, пальцы соединены между собой в виде домика,
Никогда он не тужил (головой поворачивают из стороны в сторону).
Песню весело он пел (кивают головой)
И на дудочке дудел (имитация игры на дудочке).
Но лисичка постучала (стучат кулачком о кулачок,
Зайца нашего прогнала (хлопают в ладоши).
Теперь зайчишка грустный ходит (кружатся).
Себе он места не находит (вздыхают, и разводит руки в стороны)
И собака, и медведь (виляют «хвостиком», затем качаются из стороны в сторону)
К зайцу нашему подходят (подходят друг к другу,
И ни с чем они уходят (расходятся).
Лишь единственный петух зайцу нашему помог (машут руками вверх-вниз).
И теперь живут в дому (руки над головой, пальцы соединены между собой в виде домика) и, в ладу (обнимают друг друга).
Припеваюч
Сказочница : Молодцы вот мы и вспомнили немножко эту сказку. Дети, посмотрите, на фланелеграфе лесная полянка. Вот на этой полянке и произошла история с нашими героями.
Выкладывание картинок из сказки на фланелеграф по сюжету сказки.
Сказочница : какая у зайчика в сказке была избушка?
Дети: У зайчика была лубяная избушка.
Сказочница : Что значит лубяная? (деревянная).
Сказочница : А, у лисы какая избушка?
Дети: Ледяная.
Сказочница : Что же случилось с зайчиком в этой сказке?
Дети: Лиса попросилась к зайчику погреться, а потом его выгнала.
Сказочница : Кто помог зайке в его беде?
Дети: Собака, медведь и петушок.
Сказочница : Как лиса зверей пугала?
Дети: Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам.
Сказочница : Кто лису не испугался и помог зайчишке прогнать лису?
Дети: Петушок.
Сказочница : А, какие слова он говорил?
Дети: Несу косу на плечи, хочу лису посечи.
Сказочница : дети,кто хочет сам нам рассказать эту сказку.
С помощью фланелеграфа дети рассказывают сюжеты из сказки (ответы 2-3 детей)
Сказочница : Артистами ребята побывали,
И сказку вы, ребята, рассказали,
И зрители-вы были хороши,
Похлопаем друг другу от души!
Сказочница : Дети, вы все такие молодцы, спасибо, что помогли снять злые чары колдуна, за это я хочу подарить вам цветные карандаши. Ими вы сможете нарисовать героев не только этой замечательной сказки, но и многих других, с которыми вы еще познакомитесь. Ну, а теперь вам пора улетать, вставайте на ковёр - самолёт и он отвезёт вас в детский сад.
Сказочница : Раз, два, три взлетаем, снова глазки закрываем.
Раз, два, три, четыре, пять! Вот и в группе мы опять, можно глазки открывать (во время проговаривания слов воспитатель снимает с руки куклу).
Рефлексия:
Воспитатель: Наше путешествие подошло к концу, и мы с вами снова оказались в группе.
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, в гостях у какой сказки мы сегодня побывали?
Воспитатель: Что больше всего вам понравилось в этой сказке-путешествии?
Воспитатель: Я очень рада, что вам понравилась эта сказка. Впереди нас с вами ждут еще много разных сказкок и приключений.