Анна Малыгина
Конспект занятия по развитию речи «Обучение детей рассказыванию русских народных сказок с помощью наглядного моделирования»
▼ Скачать + Заказать документы
Департамент образования администрации города Нижнего Новгорода
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 72»
(МБДОУ «Детский сад № 72»)
603083, город Нижний Новгород, улица Лескова, дом 42б, тел. (831)435-15-35,
e-mail : mbdou72nn@mail.ru,
ОГРН 1115256009945, ОКПО 92397347, ИНН 5256106044, КПП 525601001
Конспект занятия по развитию речи
«Обучение детей рассказыванию русских народных сказок с помощью наглядного моделирования»
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Обучение детей рассказыванию русских народных сказок с помощью наглядного моделирования“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
Выполнила:
Воспитатель МБДОУ
«Детский сад № 72»
А. В. Малыгина
г. Нижний Новгород
2017 уч. г
1. Цель: Развивать способность целостного восприятия русской народной сказки; закреплять умение составлять рассказ по картинкам.
2. Задачи:
1) Учить детей пересказывать сказку близко к тексту, опираясь на модель - сюжетные картинки.
2) Развивать - связанную монологическую речь, коммуникативные каче-ства детей; совершенствовать правильное употребление слов и падежных окончаний.
3) Воспитывать нравственные качества: отзывчивость, доброту, сопере-живание, желание прийти на помощь; поддерживать интерес к русскому народному творчеству; воспитывать интерес к занятиям и красивой правильно речи.
3. Тип занятия : комбинированное
4. Форма занятия : речевое развитие
5. Продолжительность: 20 минут
6. Участники: обучающиеся средней группы
7. Возраст обучающихся : 4-5 лет
8. Оборудование и материалы: серия иллюстраций по сказке «Заюшкина избушка», магнитная доска, атрибуты для персонажа сказочницы (для воспитателя, картинки петуха, зайца, лисы, медведя, музыкальное сопровождение, сюрприз для детей.
9. Предварительная подготовка: Знакомство с русской народной сказкой «Заюшкина избушка», рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок. Словарная работа: «ледяная», «лубяная», «не тужил», «коса», «на пятах», «клочки по закоулочкам», «посечи».
10. Методы и приемы: рассматривание иллюстративно-наглядного материала, использование моделей, беседа, вопросы, художественное слово, загадывание загадок, грамматические упражнения, моделирование.
11. Структура занятия :
Этап занятия Содержание Время
Организационный момент -художественное слово;
-сюрпризный момент. 2-3 минуты
Основная часть -рассматривание иллюстраци-онно-наглядного материала;
-физкультминутка;
-использование моделей;
-вопросы;
-художественное слово;
-пересказ;
-моделирование;
-создание игровой ситуации. 14 минут
Заключительная часть -подведение итогов;
-рефлексия. 3 минуты
12. Ход занятия :
Воспитатель: Здравствуйте, дети!
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Сегодня, ребята, я предлагаю вам отправиться в сказочную страну и встретиться со сказкой. Но сначала вам надо отгадать мою загадку.
Загадка:
В любое место он вас донесёт,
Куда пожелаете сами.
И не успеете вы оглянуться
Как встретитесь вдруг с чудесами.
И вовсе не нужен ему пилот
Ведь это волшебный … (ковёр - самолёт).
Воспитатель: Молодцы, отгадали, это мой волшебный помощник, садитесь на ковер - самолет он донесет нас в страну сказок.
Раз, два, три взлетаем, глазки все мы закрываем.
Мы летим в страну чудес, мимо голубых небес.
Раз, два, три, четыре, пять можно глазки открывать (воспитатель перевоплощается в сказочницу : надевает кокошник и сказочный сарафан-фартук).
Встречает сказочница : Здравствуйте, ребята! Я сказочница. Кто знает, почему меня так называют? (ответы детей).
Сказочница : Вот и сегодня мы встретимся с доброй сказкой. Но в моей сказочной стране случилась беда. Ребята, злой волшебник рассердился на меня, и заколдовал мою сказку, может быть, вы поможете мне её расколдо-вать?
Дети: Да, поможем.
Работа с карточками (словообразование) :
Гребешок петуха – петушиный, лапы медведя – медвежьи, хвост лисы - лисий, уши зайца - заячьи.
Сказочница : как вы думаете: в какой сказке встречаются заяц, лиса, мед-ведь, петух. Какая же сказка заколдована?
Дети: «Заюшкина избушка».
А теперь давайте с вами поиграем.
Физкультминутка «Заюшкина избушка».
(дети стоят напротив друг друга)
Зайка наш в избушке жил (руки над головой, пальцы соединены между собой в виде домика,
Никогда он не тужил (головой поворачивают из стороны в сторону).
Песню весело он пел (кивают головой)
И на дудочке дудел (имитация игры на дудочке).
Но лисичка постучала (стучат кулачком о кулачок,
Зайца нашего прогнала (хлопают в ладоши).
Теперь зайчишка грустный ходит (кружатся).
Себе он места не находит (вздыхают, и разводит руки в стороны)
И собака, и медведь (виляют «хвостиком», затем качаются из стороны в сторону)
К зайцу нашему подходят (подходят друг к другу,
И ни с чем они уходят (расходятся).
Лишь единственный петух
Зайцу нашему помог (машут руками вверх-вниз).
И теперь живут в дому (руки над головой, пальцы соединены между собой в виде домика)
Припеваючи, в ладу (обнимают друг друга).
Ну, молодцы вот мы и вспомнили немножко эту сказку.
Второе задание: А, теперь попробуйте собрать сказку «Заюшкина избушка». Есть у меня картинки из сказки, давайте мы соберем её все вместе.
Сказочница : Какая лиса была в этой сказке? (злая, хитрая, ловкая).
Сказочница : Посмотрите внимательно и скажите: какая у зайчика в сказке была избушка?
Дети: У зайчика была лубяная избушка.
Сказочница : Что значит лубяная? (деревянная)
Сказочница : А, у лисы какая избушка?
Дети: Ледяная.
Сказочница : Что же случилось с зайчиком в этой сказке?
Дети: Лиса попросилась к зайчику погреться, а потом его выгнала.
Сказочница : Кто помог зайке в его беде?
Дети: Собака, медведь и петушок.
Сказочница : Как лиса зверей пугала?
Дети: Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам.
Сказочница : Кто лису не испугался и помог зайчишке прогнать лису?
Дети: Петушок.
Сказочница : А, какие слова он говорил?
Дети: Несу косу на плечи, хочу лису посечи.
А теперь расскажите сказку сами (по желанию детей).
Сказочница :
Артистами ребята побывали,
И сказку вы, ребята, рассказали,
А зрители-все были хороши,
Похлопаем друг другу от души!
Сказочница : Спасибо вам ребята, у вас очень было интересно.
Сказочница : Вы все такие молодцы, спасибо, что помогли снять злые чары колдуна и за это я вас хочу отблагодарить и подарить вам вот эти цветные карандаши. Ими вы сможете нарисовать героев не только этой замечательной сказки, но и многих других, с которыми мы обязательно познакомимся. Большое вам спасибо за ваше доброе сердце и за то, что вы помогли расколдовать мою сказку!
Сказочница : Ну, а теперь вам пора улетать, вставайте все на ковёр - самолёт и он отвезёт вас в детский сад, к себе в группу.
Сказочница : Раз, два, три взлетаем, снова глазки закрываем.
Раз, два, три, четыре, пять! Вот и в группе мы опять, можно глазки открывать (во время проговаривания слов воспитатель снимает костюм сказочницы).
Воспитатель: Вот наше занятие и подошло к концу, и мы с вами снова оказались в нашей группе.
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, в гостях у какой сказки мы сегодня побывали?
Ответы детей.
Воспитатель: А, чему нас научили герои этой сказки?
Ответы детей.
Воспитатель: Я очень рада, что вам понравилась эта сказка. Но нас с вами ждут другие интересные сказки и приключения. До новых встреч!
13. Список литературы:
1. Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы». Средняя группа, изд-во Учитель, 2015г.
2. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Средняя группа. (Для занятий с детьми 4-5 лет, изд-во М., МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
3. Илларионова Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки. – М. : ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2012.
4. Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников /под ред. Ушаковой О. С. – М. : ПРОСВЕЩЕНИЕ,2012.
5. Скажи по-другому / речевые игры, упражнения, ситуации, сценарии / под ред. Ушаковой О. С. – САМАРА, 2012.
6. Тумакова Г. А. Ознакомление дошкольников со звучащим словом. – М. : ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2011.
7. Ушакова О. С. Знакомим дошкольников 3-5 лет с литературой. – МОЗАИКА-СИНТЕЗ., 2015.