Валерия Кияткина
Патриотическое воспитание детей с помощью русских народных подвижных игр
▼ Скачать + Заказать документы
Для сохранения национальных традиций и формирования национального самосознания детей можно применять различные средства и методы. Для дошкольников наиболее эффективным способом является, конечно, игра. Ведь игры для ребёнка – естественная потребность и самый любимый способ познания окружающего мира.
Русские народные подвижные игры как нельзя лучше подходят для того, чтобы знакомить ребят с родной культурой в интересном и лёгком для понимания виде.
Публикация «Патриотическое воспитание детей с помощью русских народных подвижных игр» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Народная культура, фольклор
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Подвижные игры для детей
- Русские народные игры
- Русские народные подвижные игры
- Темочки
По сути, народные подвижные игры – это отражение нашей культуры в уникальной форме. В них можно увидеть образы жизни русского народа, его труда и быта, национальные устои, ведь они передавались из поколения в поколение и присутствовали как на значимых народных праздниках (Масленица, так и в повседневной жизни людей.
В народных играх есть чётко обозначенные правила, поэтому играющие учатся действовать вместе, согласованно. При этом они наполнены юмором, задором, весельем и динамичностью действий. Всё это создаёт благоприятный фон для развития и воспитания ребёнка.
Русские народные игры можно поделить на несколько категорий. Все они, как и остальные подвижные игры традиционно делятся на группы в зависимости от вида движений (бег, прыжки, броски и ловля, ползание и т. д.); возрастных групп; уровня продолжительности и интенсивности двигательной активности; с водящим и без водящего; со словами и без (в основном русские народные подвижные игры отличаются тем, что в большинстве из них присутствует стихотворный текст).
Для выбора водящего традиционно использовались специальные считалочки. Примеры:
- Чики-брики, ты куда?
- Чики-брики, на базар.
- Чики-брики, ты зачем?
- Чики-брики, за овсом!
- Чики-брики, ты кому?
- Чики-брики, я коню!
- Чики-брики, ты какому?
- Чики-брики, вороному!
Таря-Маря
В лес ходила,
Шишки ела
- Нам велела.
А мы шишки
Не едим,
Таре-Маре
Отдадим!
Шла кукушка
Мимо сети,
А за нею
Малы дети.
Кукушата
Просят пить.
Выходи -
Тебе водить!
Ахи, ахи, ахи, ох,
Маша сеяла горох.
Уродился он густой,
Мы помчимся, ты постой!
Помимо этого существуют и более специфичные способы деления народных игр :
1. Сюжетные и бессюжетные игры.
В сюжетных играх действия носят имитационный характер и строятся на основе опыта детей и их представлений об окружающем мире. В этих играх присутствуют знакомые ребятам образы: зайка, медведь, мышки, лиса, гуси и т. д., которым они могут подражать во время игры. ( Примеры: У медведя во бору, Зайцы и волк, Коршун и наседка, Мороз Красный Нос, Гуси-Лебеди)
Бессюжетные игры во многом похожи, за исключением того, что в них нет подобных образов, а просто распределены роли и порядок действий (Ловишки, Горелки, Ручеёк, Пятнашки/Салки, Лапта).
2. Хороводные игры.
Игры, в которых присутствует такой элемент коллективной деятельности участников, как хоровод. Изначально не был предназначен для детских игр, а служил в форме языческого ритуала для взрослых с обязательным включением песен, танцев и игр. Со временем роль хоровода в жизни русского народа изменилась, но некоторые элементы остались.
(Золотые ворота, Водяной, Мышеловка, Карусели, Кошки-Мышки)
3. Игры-забавы. Подвижные игры с включением необычных движений и заданий (Петушки, Бой подушками, Цепи, Жмурки, Змейка, Пирог, Шла коза по мостику)