Екатерина Бродская
Конспект занятия по развитию речи: «Необыкновенная история с гласными и согласными звуками», старшая группа
▼ Скачать + Заказать документы
Тема занятия: «Необыкновенная история с гласными и согласными звукам
и»
[/i]Цель: обобщение представлений детей о гласных и согласных звуках.
Задачи:
Образовательные:
• закреплять умение различать гласные и согласные звуки и буквы;
• продолжать учить соотносить звук и букву;
• закреплять умение читать слоги из пройденных букв.
Развивающие:
Темочки:
- Гласные звуки
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Согласные звуки
- Старшая группа
- Темочки
• развивать фонематический слух, восприятие;
• развивать умение понимать поставленную задачу и выполнять её самостоятельно.
Воспитательные:
• воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми;
• воспитывать уважительное отношение к окружающим, умение слушать собеседника и не перебивать его.
Методы и приемы:
наглядный метод: приём использования ИКТ, приём показа предметов.
словесный метод: рассказ, беседа, художественное слово.
практический метод: постановка задания, анализ результатов, контроль и регулирование.
репродуктивный метод: приём работы в тетрадях; приём выполнения формообразующих движений руками (физминутка, театр и пр.).
Словарная работа: понукал.
Материалы и оборудование: конспект НОД, домик с красной крышей для гласных букв, домик с синей крышей для согласных букв; аудиозапись «Песенки гласных звуков»; красные кружочки с артикуляцией гласных звуков; картинка согласных звуков; мягкая игрушка медведь; листы с изображением буквы [o].
Демонстрационный материал: домик с красной крышей, домик с синей крышей, плакат «Азбука», картинка с изображение согласных звуков.
Раздаточный материал: листы с изображением буквы [o], красные кружочки с артикуляцией гласных звук
Предварительная работа: ознакомление с гласными и согласными звуками, соотношение звука и буквы.
Структура НОД
1. Вводная часть (3 минуты)
- Ребята, посмотрите, какой у меня в руках яркий, интересный, оранжевый конверт. Что же в нём находится? На этот вопрос вы мне ответите чуть позже, после того, как мы с вами совершим путешествие в необыкновенный лес. А я вам сделаю подсказку, запомните её: то, что находится в конверте, живёт в домике с красной крышей и очень любит петь. Запомните эту информацию.
А сейчас, перед тем как отправиться в путешествие, давайте поприветствуем друг друга:
«Дружно за руки возьмёмся, и друг другу улыбнёмся. Справа друг, и слева друг. Улыбнёмся всем вокруг!». - Подарите мне улыбку! Замечательно!
Мы подарили друг другу улыбку, от которой стало светлее, теплее и уютнее. У всех хорошее настроение? (Да). Тогда вперёд!
2. Основная часть (20 минут)
- Сегодня я расскажу вам сказку о том, кого встретил наш знакомый Медвежонок в своём лесу. Только давайте договоримся, что вы на протяжении всего путешествия будете фантазировать, представлять себя в разных ситуациях и во всем мне помогать. Договорились? (Да). Итак, сказка. «В одном лесу жил Медвежонок (в руках воспитателя мягкая игрушка - Медвежонок). Он очень любил гулять по лесу».
2.1. Разминка (музыкальная композиция «Ding Dong Merrily»).
- Ребята, давайте закроем глаза и представим, что мы идём вместе с Медвежонком по лесу.
- идём по тропинке, маршируя;
- идём по тропинке, высоко поднимая ножки, чтобы не запутаться в траве («До чего трава высока. То крапива, то осока. Выше ножки поднимай. На траву не наступай»);
- идём по тропинке на носочках, руки тянутся к солнышку;
- идём по тропинке, перешагивая кочки;
- прыгаем на носочках, перепрыгиваем кочки;
- весело бежим.
- Молодцы!
«Шёл Медвежонок долго – долго, и вдруг увидел в дали как что – то краснеет среди деревьев. Что же это? Долго смотрел Медвежонок на деревья, никак не мог понять, что же это такое».
- Давайте, ребята, вместе с Медвежонком потренируем глазки, чтобы они были зоркие – зоркие.
2.2. Глазодвигательные упражнения (музыкальная композиция «Вальс – Миньон»);
(ребёнок на расстоянии вытянутой руки плавно водит фломастером с цветным колпачком перед глазами: слева – направо и в обратном направлении (4 – 6 раз, вверх – вниз, по диагонали, от носа и к носу; ребёнок следит за предметом только глазами, голова при этом находится без движения; на 3 – 4 секунды задерживает предмет в крайних положениях (право, лево, верх, низ, взгляд удерживается на этих крайних точках).
«Мишутка сразу увидел красивый домик с красной крышей (выставляется иллюстрация). В домике кто-то пел. Медвежонок остановился около домика и стал слушать нежную мелодию.
2.3. Звучит аудиозапись «Песенка гласных звуков» (дети поют гласные звуки).
- Какие чудесные звуки! Как поют!– подумал Медвежонок и тихонько постучал в дверь.
Дверь открылась и его встретили звуковички - красные кружочки (показываются кружочки с артикуляцией гласных звуков).
- Здравствуй, — сказали они, — кто ты?
- Я – Медвежонок, а фамилия моя – Лесной. А вы кто?
- А мы звуки. - Как же вас зовут?».
- Ребята, вспомните про оранжевый конверт. Кто же живет в домике с красной крышей? (Гласные звуки).
(По артикуляции гласных, символически изображённых на картинке, дети определяют звуки. У каждого ребёнка на столе набор гласных букв. Ребёнок называет звук, показывает букву. Модель ответа детей: «Меня зовут А»).
(В «бассейне» с фасолью дети находят гласные буквы и называют их). «Очень приятно познакомиться! – сказал Медвежонок.
- А фамилия у нас у всех одна, - сказали звуки.
- Да? — удивился Медвежонок,
- Какая же у вас фамилия?
- Все мы — … (Ответы детей: «Гласные!»)».
- А теперь, ребята, давайте скажем Медвежонку, каким цветом мы обозначаем гласные звуки? (Ответы детей: красным).
- Выполним задание на листочках, обведём гласные звуки красным цветом (дети выполняют задания).
«Посмотрел Медвежонок на выполненную работу и сказал:
- Спасибо вам, гласные, за песенку! Вы так хорошо поёте! Можно, я еще к вам приду?
- Будем очень рады! И пошёл Медвежонок дальше».
2.4. Упражнение, регулирующее мышечный тонус.
- Ребята, впереди у Медвежонка на пути оказалось препятствие
- овраг, большая яма. Что делать? (перекинуть бревно, верёвку через овраг).
Упражнение «Брёвнышки – верёвочки». Поднять руки в стороны, слегка наклонившись вперед. Напрячь мышцы рук, сжав пальцы в кулаки, как «бревнышки». Уронить расслабленные руки. Обратить внимание, как они пассивно покачиваются сами по себе, словно «веревочки» (8 раз).
«Пошёл Медвежонок дальше. Вдруг видит – стоит синий домик (выставляется иллюстрация). Остановился Медвежонок, стал слушать. Но песенку не услышал. Зато в домике кто-то рычал (р-р-р, мычал (му – му - му, летал (л – л - л, понукал (но – но – но)».
- Ребята, как вы думаете, что такое понукал?
(Лошадке говорят «Но – но – но»). «Вдруг дверь открылась и Медвежонок услышал:
- Привет! Ты кто?
- Я – обыкновенный медвежонок, зовут меня Мишутка, а фамилия моя – Лесной.
А вы кто?
- Мы звуки (выставляется иллюстрация согласных звуков).
- Ой, как много звуков в нашем лесу! Я вас всех и не запомню сразу!
- А зовут нас… И тут поднялся страшный шум, потому, что они все вместе назвали свои имена».
- Ребята, вспомните какой – нибудь согласный звук.
Вспомнили? Сейчас по моему сигналу, каждый прокричит свой согласный звук. Готовы? Раз, два, три! (Дети хором произносят по согласному звуку).
«Всё! Всё! Тихо! – закричал Медвежонок. Но звуки шумели (Дети хором произносят по согласному звуку). Тогда Медвежонок закричал: «Тихо! Я что-то придумал!». Звуки замолчали, а потом спросили хором:
- Что?
- Вам нужна одна фамилия, чтобы сразу было понятно, что вы все умеете шуметь! Вы согласны?
- Да! Да! — закричали звуки.
- Мы согласны! И так они кричали долго-долго: «Мы согласны! Мы согласны! Мы согласны! Мы согласны! Мы согласны! Мы согласны!»…
- Стоп!
- крикнул Мишутка. Если вы согласны, значит – вы… (Ответы детей: «Согласные!»).
- Ура! Мы согласные! Мы согласные! Мы согласные!
- Ой-ой-ой! — закричал медвежонок, — Как же вы шумите! Пойду-ка я в другой домик. Там живут другие звуки – Гласные. Они песни поют, а вы только шумите!
- А мы тоже хотим петь, но не умеем,
- сказали согласные грустно. Может, ты что-нибудь придумаешь?
- Я придумал! Вам надо подружиться с гласными и петь вместе.
- Но как? Мы же не умеем петь!
- И не надо. Вы будете помогать – произносить свои звуки, а гласные будут петь свои. Вместе получатся слоги и слова. А слоги и слова можно и произносить, и петь, и даже читать. Пойдём к гласным в гости? (Ответы детей: «Да!»). Они будут рады!».
- Ребята, каким цветом обозначают согласные звуки? (Согласные звуки обозначают синим цветом).
- Чем отличаются друг от друга согласные звуки и гласные звуки? (Гласные звуки можно петь, их произношению ничего не мешает; при произношении согласных звуков во рту возникают препятствия, которые создают губы, зубы, язык).
- Какими бывают согласные звуки? (Согласные звуки бывают твёрдые и мягкие).
- Каким цветом обозначают мягкие согласные? За правильный ответ каждый ребёнок получит наклейку. (Мягкий согласный звук обозначают зелёным цветом).
- Каким знаком обозначают звуки? (Звуки обозначаются буквами). - Молодцы! (Воспитатель показывает карточки с согласным и гласным звуками, дети читают слоги).
3. Итог занятия (2 минуты)
- Ребята, расскажите, что вам больше всего понравилось во время нашей прогулки с Медвежонком? (Ответы детей).
- О чём мы сегодня говорили? Какие упражнения выполняли? (Ответы детей). Медвежонку очень понравилось у вас в гостях, и он приготовил для вас угощение.
Используемая литература:
1. О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Методика развития речи детей дошкольного возраста».
2. В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду старшая группа»