НИНА АРАКЕЛЯН
Конспект занятия по развитию речи «Насекомые» для старшей и подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Совершенствовать описательную и диалоговую речь.
Задачи:
- формировать грамматический строй речи, учить согласовывать существительное с числительным в роде, числе и падеже.
- развивать зрительное внимание; формировать грамматический строй речи, учить правильно употреблять существительные в форме винительного падежа единственного числа.
Игра «Улитка»
Цели: развивать чувство ритма, работать над чёткостью дикции. Развивать общую моторику.
ХОД игры. Воспитатель предлагает на каждую строчку стихотворения делать два удара мяча об пол.
Улитка, улитка,
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Конспекты по развитию речи
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Шагаешь ты не прытко:
От калитки до меня
Проползёшь четыре дня.
Я. Аким
Диалоги
Цели: развивать общие речевые навыки (речевое дыхание, чёткость дикции, интонационную выразительность речи).
РАЗГОВОР С ПЧЕЛОЙ
Меня ужалила пчела.
Я закричал:
— Как ты могла?
Пчела в ответ:
— А как ты мог
Сорвать любимый мой цветок?
Ведь мне он был уж-жжжжасно нуж-жжен:
Я берегла его на ужин.
М. Боровицкая
МАЛЬЧИК И МОТЫЛЁК
— Мотылёк, мотылёк,
Сядь поближе на цветок,
— Я не сяду на цветок,
У тебя в руке сачок.
— Мотылёк, мотылёк,
Я тебя ловить не стану.
Подойду поближе, гляну,
Посчитаю, сколько ног
У тебя, мотылёк.
— Я и сам могу считать:
Раз, два, три, четыре, пять,
Раз, два, три, четыре, пять.
Сосчитаю, сколько ног,
Без тебя, мой дружок. И. Иованович-Змай
Игра «Насекомые»
Цели: развивать зрительное и слуховое внимание, память, совершенствовать мелкую моторику.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям прослушать стихотворение (можно сочетать чтение стихотворения с показом
картинок, а затем нарисовать насекомых, которых дети запомнили.
Слушай и запоминай,
Муравей, пчела, оса,
Бабочка и стрекоза.
А теперь бери тетрадку,
Нарисуй всех по порядку. С. Чешева
Игра «Сосчитай-ка»
Цели: формировать грамматический строй речи, учить согласовывать существительное с числительным в роде, числе и падеже.
Ход игры. Игра проводится с мячом по кругу. Воспитатель начинает счёт, дети продолжают (от 1 до 10).
Например:
Один маленький комар, два маленьких комара, три маленьких комар. десять маленьких комаров.
Слова:надоедливая муха, трудолюбивая пчела, разноцветная бабочка и т. п.
Игра «Какие насекомые спрятались на картинке?»
Цели: развивать зрительное внимание; формировать грамматический строй речи, учить правильно употреблять существительные в форме винительного падежа единственного числа.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть картинку и назвать, кого они на ней видят. Дети
должны отвечать полным предложением.
Например: Я вижу на картинке стрекозу, кузнечика.
Игра «Назови ласково»
Цели: формировать грамматический строй речи, учить образовывать существительные с использованием уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Ход игры. Игра проводится с мячом. Воспитатель называет насекомое и бросает мяч ребёнку. Задача ребёнка назвать
насекомое «ласково».
Например:
муравей — муравьишка
комар — комарик
гусеница — гусеничка
пчела — пчёлка
жук — жучок
Загадки
Цели: развивать слуховое внимание, учить связному монологическому высказыванию (толкование загадки).
Ход игры. Воспитатель загадывает загадку, дети отгадывают. Один из ребят объясняет её смысл. Остальные дополняют.
Шевелились у цветка Домовитая хозяйка
Все четыре лепестка. Полетает над лужайкой,
Я сорвать его хотел — Похлопочет над цветком —
Он вспорхнул и улетел. Он поделится медком.
(Бабочка) (Пчела)
В лесу у пня — На ромашку у ворот
Суета, беготня, Опустился вертолёт,
То народ рабочий Золотистые глаза.
Снует и хлопочет. Кто же это?
(Муравейник) (Стрекоза)
На большой цветной ковёр
Села эскадрилья.
То раскроет, то закроет
Расписные крылья.
(Бабочки на лугу)
Игра «Почини слово»
Цели: развивать слуховое внимание, совершенствовать навыки слогового анализа и синтеза.
Ход игры. Воспитатель сообщает детям, что «дождик размыл» слова, и предлагает их восстановить.
Например:
ХА-МУ — муха
РА-ВЕЙ-МУ — муравей
ЛА-ПЧЕ — пчела
МАР-КО — комар
ЧОК-ЖУ — жучок
ЗА-СТРЕ-КО — стрекоза
Игра «Поймай звук»
Цели: развивать фонематическое восприятие.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям «поймать звук»: дети должны хлопнуть в ладоши, если этот звук в слове есть, и
определить, где он находится (в начале, в середине или в конце слова).
Например:
Звук [м]: комар, оса, муха, пчела, мошка, муравей.
Звук [к]: гусеница, комар, бабочка, жук, оса, мошка, стрекоза, муравей.
Игра «Весёлые звуки»
Цели: совершенствовать навыки фонематического анализа и синтеза.
Ход игры. Воспитатель выставляет перед детьми звуковые схемы слов и картинки. Дети должны соотнести картинку со
схемой.
Картинки: муха, комар, оса.
Игра «Собери слово»
Цели: развивать зрительное и слуховое внимание, зрительную память, формировать навыки фонематического синтеза и анализа, слогового анализа, зрительно- пространственные представления.
Ход игры. Воспитатель предлагает ребёнку рассмотреть буквы в таблице и назвать их. Затем воспитатель задаёт
вопросы на ориентировку.
Например: назови букву, которая находится справа от буквы М (слева от С, между буквами К и О и т. д.).
Затем воспитатель называет только цифры, а ребёнок должен соотнести их с буквами и назвать, какое слово
получилось. После чего ребёнок выполняет полный анализ получившихся слов (звуковой и слоговой).
Например:
1, 3, 5, 8, 2 —КОМАР
5, 6, 4, 8 — МУХА
3, 7, 8 — ОСА
Если ребёнку сложно справиться с заданием, то воспитатель пишет последовательность цифр, а ребёнок
подписывает буквы под ними и только после этого читает получившееся слово.
К Р О X М У С А
1 2 3 4 5 6 7 8
Стихи для чтения и заучивания наизусть
Девятнадцать гусениц
Под листом капустным
Обживали новый дом,
Очень, очень вкусный.
Прогрызали окна спешно
Двери и ходы, конечно.
Так прилежно обживали,
Что свой дом совсем сжевали.
Где вчера росла капуста —
Там теперь на грядке пусто.
Т. Крюкова
МУРАВЬИ
В лесу мурашки-муравьи
Живут своим трудом,
У них обычаи свои
И муравейник — дом.
Миролюбивые жильцы
Без дела не сидят:
С утра на пост бегут бойцы,
А няньки в детский сад.
Рабочий муравей спешит
Тропинкой трудовой,
С утра до вечера шуршит
В траве и под листвой.
С. Михалков
ПЧЁЛКА
Села пчёлка на цветок,
Опустила хоботок,
Подлетает к ней комар:
—Что ты ищешь там?
—Нектар.
—А тебе не надоело? Не наскучило искать?
—Нет! Тому, кто занят делом,
Просто некогда скучать!
Г. Ладонщиков
БАБОЧКА
Белыми крыльями
Машет капустница.
Только поднимется —
Тут же опустится.
Носиком водит
По краю ромашки:
Мёд или чай
В этой беленькой чашке?
Г. Глушнев
Текст для пересказа
СТРЕКОЗА И МУРАВЬИ
Осенью у муравьев подмокла пшеница, они её сушили.
Голодная стрекоза попросила у них корму. Муравьи сказали:
— Что ж ты летом не собрала корму?
Она сказала:
— Недосуг было: песни пела.
Они засмеялись и говорят:
— Если летом пела, зимой пляши.
Л. Толстой
Вопросы:
Что случилось у муравьев осенью?
Чего просила стрекоза у муравьев?
Почему стрекоза не запасла корм летом?
Что ответили муравьи на просьбу стрекозы?