Дания Демидбаева
Конспект занятия по развитию речи «Составление описательного рассказа «Зимой» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в группе общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет.
1. Дата проведения 24 января
2. Тема образовательной деятельности Составление описательного рассказа на тему «Зимой»
3. Доминирующая образовательная деятельность Познавательное развитие
4. Интеграция образовательных областей Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие. Речевое развитие, физическое развити
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Составление описательного рассказа „Зимой“ в старшей группе» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Старшая группа
- Темочки
5. Виды деятельности детей Игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, творческая активность, двигательная активность
6. Организация среды для проведения занятия (образоват. Деятельности) Материал: опорные схемы для составления описательных рассказов (Ю. С. Волкова, Л. В. Черткова);
- резиновый мяч диаметром 20 см. ;
- Снежинки и снежки;
- раскраски о зиме.
7. Программное содержание (задачи) -сформировать умения составлять описательный рассказ с использованием разных типов предложений (простых и сложных) с опорой на схематичные изображения;
- актуализировать и закрепить знания детей по таким лексическим темам, как: «Приметы зимы», «Зимние забавы», «Животные», «Птицы», «Одежда»;
- развивать навыки составления сложноподчиненных предложений;
- закреплять умение подбирать определения к заданным существительным;
- развивать зрительное и слуховое внимание, память, логическое и вербальное мышление;
- формировать общую моторику и координацию;
- воспитывать чувство взаимопомощи и умения слушать друг друга.
8. Мотивация деятельности детей.
Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деят-ти или принимают цель педагога) - Ребята сегодня я вам предлагаю отправиться в загадочную страну.
Раз, два, три - места на коврике займи, глазки закрой и замри. (Все дети занимают места на ковре и закрывают глазки)
По дорожкам я брожу и внимательно гляжу,
Тук - тук - тук, кто в домике живет? (Ребенок отвечает)
Просыпайся, улыбайся и в вагончик превращайся. (Вагончик цепляется)
Чу – чу, ша – ша,
Чу – чу, ша–ша, поезд едет не спеша. (Подъезжаем к след. ребенку)
Тук - тук - тук, кто в домике живет? (Ребенок отвечает и цепляется)
Собрать всех детей в паровозик.
- Ой, ребята посмотрите, какой у нас длинный паровозик. А сейчас наш паровоз сломался и вагончики отцепились и разъехались в разные стороны. (Дети расходятся по группе)
Пришел механик и починил паровоз:
- Тук – тук – тук.
Раз, два, три - свои места друг за другом займи. (Дети восстанавливают последовательность)
Чу – чу, ша – ша,
Чу – чу, ша–ша, поезд едет не спеша.
Наш паровоз прибыл к месту назначения, присаживайтесь. (Дети садятся на стульчики)
9. Основная часть
(деятельностный этап) Ход занятия
Я вам сейчас прочту стихотворение, а вы внимательно послушайте и ответьте, о чем в нем говорится. (Зима. Я. Купала)
Так недавно к нам в оконце
Каждый день глядело солнце.
А теперь пора настала –
В поле вьюга загуляла.
Разбежалась с песней звонкой,
Все укрыла, как пеленкой,
Запушила снежным пухом –
Стало всюду пусто, глухо.
Не звенит река волною
Под одежкой ледяною;
Лес притих, глядит тоскливо,
Птиц не слышно хлопотливых.
- Может вы догадались, в какую страну мы попали?
(Снежная страна, зимняя страна, страна Снежной королевы)
Разложить на полу снежинки и снежки.
Составление сложноподчиненных предложений
- Как все непросто в этой стране, сможете ли вы мне объяснить почему? (Дети продолжают предложения, объясняя почему.)
- Утром кругом было белым-бело, потому что (наступила зима, ударили морозы, ночью шел снег и т. д.)
- Люди одеты в теплую зимнюю одежду, потому что (на улице морозно, холодно, кругом лежит снег и т. д.)
- Лисе и волку зимой трудно найти себе добычу, потому что (многие звери впали в спячку и их не отыскать под толстым слоем снега, снег заметает следы зверей, заяц сменил серый мех на белый…и т. д.)
- Дети любят зиму, потому что …. (зимой можно играть в различные зимние забавы: лепить снежную бабу, играть в снежки, кататься на коньках, санках и лыжах, строить снежную крепость; зимой наступает праздник «Новый год» и Дед Мороз дарит всем подарки и т. д.)
Дети могут дополнять ответы друг друга.
- А сейчас вам предлагаю поиграть.
Речь с движением «Зимние забавы»
Как зимой нам поиграть, Пожать плечами.
Будем мы снежки кидать, Лепим и бросаем.
Бабу снежную лепить Катаем ком, лепим.
И на горку воду лить. Имитация движений.
Будем мы на лыжах мчаться, Ноги пружинят, руки
отталкиваются.
На коньках по льду кататься, Руки за спину, скользящий шаг.
Мы на санках понесемся, Сидя на полу, поднимаем,
опускаем колени,
руки держат веревку
А потом домой вернемся. Шагаем маршевым шагом.
Расширение и пополнение словаря
Д/ игра: «Скажи какой?» (дети передают мяч по кругу, добавляя прилагательные)
Снег какой?. (белый, белоснежный, блестящий, серебристый, холодный, рыхлый, глубокий, грязный)
Зима какая?. (снежная, холодная, морозная, студеная, русская, теплая, продолжительная, запоздалая, голодная….)
Мороз какой?. (сильный, крепкий, лютый, трескучий, жестокий, легкий)
Работа со схемой
Ребята сегодня на занятии мы с вами превратимся в писателей и будем учиться составлять рассказ о зиме, в этом нам поможет вот такой плакат.
На этом плакате мы видим схематичные изображения. Давайте разберемся, о чем нам говорят эти символы.
1. Этот рисунок подсказывает вам, какая продолжительность дня и ночи в это время года. Сейчас у нас ночь длиннее дня.
2. Здесь изображено небо. Какое оно сейчас? Его нужно описать : хмурое, пасмурное, облачное или наоборот погода хорошая и светит солнце. Ведь зимой тоже светит солнце.
3. Следующая картинка нам подсказывает, что нужно рассказать о изменениях которые произошли с земным покровом, что мы видим вокруг: мерзлую землю или снег укрыл все теплым покрывалом и намело высокие сугробы.
4. Опираясь на четвертое изображение, нужно рассказать какие изменения произошли в растительном мире. Что произошло с кустами и деревьями : деревья спят, они голые или на них лежит снег.
5. На следующей схеме изображено животное, значит, мы кратко рассказываем о жизни животных в зимний период: впали в спячку или нет и какие из них.
6. Смотря на это изображение, мы рассказываем о птицах, которые остались зимовать.
7. Изображение вешалки указывает нам на то, что можно рассказать о том какую верхнюю одежду, обувь и головные уборы носят люди зимой.
8. Последняя картинка подсказывает нам, что нужно рассказать о любимых играх и забавах в зимний период.
Составление описательного рассказа о зиме
Примерный рассказ по опорной схеме.
Вот и наступила зима. Дни становятся все короче, а ночи длиннее. Выпал белый пушистый снег и укутал всю землю снежным одеялом, засыпал деревья, дома, улицы. На улице морозно, дует холодный ветер. А в лесу тихо и спокойно. Спит земля под снежным покрывалом. Снегом укутаны деревья, скованы льдом реки и озера. Многие звери впали в спячку, сладко спит в своей берлоге медведь. Лишь голодный волк да рыжая лиса бродят по лесу в поисках добычи, но зайчика им сейчас сложно поймать, он сменил свою серую шубку на белую. Перелетные птицы давно улетели, а те, что остались зимовать прячутся от холода, лишь хорошо видны на белом снегу снегири да синички. Люди достали зимнюю одежду, обувь, теплые шапки и рукавицы. Ах, как хорошо зимой. Наконец-то можно играть в снежки, кататься на санках, лыжах и коньках, строить снежную крепость и лепить снеговика.
10. Самостоятельная деятельность детей Слушаем 3-4 рассказа по желанию детей.
11. Анализ и самоанализ деятельности детей Вот какая удивительная у нас зима! Вы все хорошо отвечали на вопросы, старались правильно, красиво рассказывать, были активными. А чтоб вы лучше запомнили, о чем мы сегодня с вами говорили, я хочу подарить вам раскраски. Вы дома раскрасьте их и расскажите своим родителям о зиме, прекрасном времени года, ее приметах. До свидания.