Марина Степанова
Конспект занятия по развитию речи на основании ознакомления с окружающим для детей с ЗПР «Моя семья» (средний возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Формирование представлений у детей о семье и членах семьи.
Задачи:
Обучающие:
1. Дать понятия «семья».
2. Учить правильно, называть всех членов семьи.
3. Учить узнавать и правильно называть на фотографиях членов своей семьи.
4. Обогащать активный словарь глаголами (готовит, убирает, чинит, вяжет, печёт, убирает, играет). Существительными с уменьшительно – ласкательными суффиксами (доченька, сыночек).
Развивающие :
Публикация «Конспект занятия по развитию речи на основании ознакомления с окружающим для детей с ЗПР „Моя семья“ (средний возраст)» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2019
1. Развивать представление о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.
2. Развивать умение детей согласовывать речь с движениями.
3 Систематизировать и уточнять глагольный словарь.
Воспитательные:
1. Воспитывать заботливое отношение к близким людям, чувство взаимопомощи в семье.
Коррекционные:
1. Развивать слухоречевое восприятие, внимание, память, мышление.
2. Формирование коммуникационной способности посредством работы парами и подгруппами
3. Формирование навыка словообразования в процессе работы с уменьшительно-ласкательными существительными.
Предварительная работа:
1. Чтение и разучивание стихотворений о маме, папе, семье. «Кто играет?», «Кто чей» А. Шибаев; «Про любовь», «Папу с мамой берегу» Олег Бундур; «С Днём Рождения, папа!»Ирина Гурина
2. Чтение художественной литературы: Русская народная сказка «Три медведя»; отрывок произведения «Вовка, добрая душа» А. Барто; «Обида» А. Барто; «О мамочке» Лариса Касимова; «Всё она» Агния Барто; «День сегодня необычный»Ирис Ревю.
3. Индивидуальные беседы с детьми на тему «Моя семья».
4. Рассматривание фотографий семьи.
Оборудование:
Игрушка - Медвежонок, фото семьи, корзинка для игры, тематические картинки.
Логопед вместе с детьми встаёт в круг. Ребята давайте поздороваемся друг с другом («Здравствуй Ваня, здравствуй Саша, Катя, Тёма, Настя). Ребята, а вы заметили, что к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся.
Ход:
Организационный момент.
Мы сначала будем топать: Топ-топ-топ, топ-топ-топ.
А потом мы будем хлопать: Хлоп-хлоп-хлоп, хлоп-хлоп-хлоп.
А потом мы повернемся. И друг другу улыбнемся.
Молодцы ребятки. Давайте мы с вами присядем на стульчики.
Основная часть.
1 Знакомство с гостем.
Ребята, к нам сегодня пришёл гость, а чтобы узнать кто, вы должны отгадать загадку:
«Вперевалку зверь идет,
По малину и по мед.
Любит сладкое он очень.
Косолапый и большой,
Спит в берлоге он зимой».
Отгадайте, кто же он?
Появляется Медвежонок, рассказ Медвежонка о своей семье.
«Здравствуйте, ребята. Мне очень приятно, что вы меня узнали. Я Мишутка из сказки «Три медведя». Я еще маленький и живу вместе со своей семьей : мамой Настасьей Петровной и папой Михайло Потаповичем. Наша семья небольшая : нас всего трое. Я очень люблю маму и папу. Они меня тоже любят, они заботятся друг о друге и обо мне».
Да, Мишутка, нам очень понравился рассказ о твоей семье, правда, ребята.
В каждой семье все любят друг друга и заботятся друг о друге.
Ребята, я предлагаю с Мишуткой поиграть в очень интересную игру.
2 Игра «Скажи ласково»
В семье друг друга называют ласково и нежно, потому что друг друга любят. Как вас родители называют ласково? Воспитатель спрашивает у Мишутки: «Как тебя ласково и нежно называет мама?» «Медвежоночек, сыночек, топтыжка…».
Катя – Катенька, Катюшенька, доченька;
Ваня – Ванюша, Ванюшенька, заюшка, лапушка;
Тёма – Тёмочка, сыночек;
Ева– Евонька, Евуня, дочурка;
Лёва – Лёвушка, Лёвонька, сынулечка.
Какие вы молодцы, сколько ласковых слов вы знаете, как замечательно вас называют ваши мамы и папы.
3 Логопед подносит к уху Мишутку: «Да, конечно скажу!»
Ребята, мне Мишутка шепнул на ушко, что мы засиделись на стульчиках и предложил поиграть с ним.
Динамическая пауза
Три медведя шли домой. Дети имитируют ходьбу на месте.
Папа был большой – большой, тянут руки вверх.
Мама чуть поменьше ростом, Наклоняются.
А малыш малютка просто. Приседают.
Очень маленький он был,
С погремушками ходил. Изображают игру погремушками.
Дзынь – дзынь – дзынь
С погремушками ходил.
Ребята, Мишутке очень понравилось с вами играть, вы молодцы! И он предлагает поиграть с ним ещё в одну интересную игру.
4 Игра «Корзинка добрых дел»
Вы знаете, когда вся семья собирается вместе мама, папа, бабушка, дедушка, каждый занят своим делом, давайте узнаем каким?
Воспитатель достаёт из корзинки картинки и вешает магнитную доску
- Что делает по дому мама? (готовит, убирает, стирает, гладит);
-А что делает папа? (забивает гвозди, чинит стул, катает на машине);
-Чем занимаются бабушка? (вяжет нам носочки и свитера, печёт пирожки);
-Что делает дедушка? (играет с внуком в футбол, в шахматы, помогает папе);
-Какие заботы по дому есть у вас? (убираем игрушки, заправляем кровать, поливаем цветы).
Молодцы, ребята, вы очень хорошо знаете все дела, которыми занимаются дома ваши мамы, папы, бабушки, дедушки и вы для них замечательные помощники.
5 Игра «Составь семью»
Ребята, посмотрите, что я для вас приготовила, как вы думаете, что это? Правильно, на одном столе фотографии ваших семей, а на втором лежат маленькие альбомчики, в которые вы положите фотографии своих мам, пап, бабушек, дедушек, сестёр и братьев.
Детям предлагаются фотографии родственников, разложенные на столе в хаотичном порядке. Дети должны выбрать своих маму, папу, бабушку, дедушку, братьев, сестёр и составить свою семью, разместив на листе только самых близких членов своей семьи, тех, кто живёт с вами в одной квартире.
Работа детей. Логопед читает стихотворение:
Что такое семья? Папа, мама и я,
И сестрёнка моя – Вот и вся у нас семья.
Ну а как же бабушки? Ну а как же дедушки?
Что такое семья? Папа, мама и я,
Баба Зоя, баба Зина, Дедушки: Егор, Василий,
И сестрёнка моя – вот и вся у нас семья!
Мишутка, пойдем, посмотрим, что у ребят получилось. Тёма кто это? А, как зовут твою маму, папу, у тебя есть братья, как их зовут? Саша, а у тебя кто это?
Мишутка гладит по голове каждого ребёнка и хвалит, какие замечательные семьи у них.
Итоговая часть.
Логопед : «Мишутка, тебе пора прощаться с ребятами, ведь тебя ждёт твоя семья : мама и папа, они очень соскучились по своему сыночку».
Мишутка: «До свидания, ребята, мне очень понравилось с вами играть, у вас замечательные семьи, любящие вас и заботящиеся друг о друге, но мне пора домой. Я к вам ещё приду в гости, и мы с вами ещё поиграем».
Приходи к нам Мишутка, нам с ребятами тоже очень понравилось с тобой играть. Да, ребята?
Педагог хвалит детей и прощается с Мишуткой.