Светлана Голубева
«Загадки на грядке». Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте в творческом объединении «Малышкина школа»
▼ Скачать + Заказать документы
МОУ ДОД Дом детского творчества
Антроповского муниципального района Костромской области
Конспект занятия
по развитию речи и обучению грамоте
«ЗАГАДКИ НА ГРЯДКЕ»
Педагог дополнительного образования
С. Н. Голубева
п. Антропово
октябрь 2011 г.
Образовательные задачи:
Учить согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе и падеже;
упражнять детей в образовании прилагательных от существительных;
Публикация «„Загадки на грядке“, Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте в творческом объединении „Малышкина школа“» размещена в разделах
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
учить детей понимать образный смысл загадок;
учить образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных.
продолжать учить выделять звук «Р» в начале, середине и конце слова;
упражнять в умении составлять схему слова;
закреплять правильное произношение звука «Р»;
Развивающие задачи :
Активизировать названия овощей. Закрепить обобщающее понятие «овощи»;
Развивать навык творческого рассказывания, умения строить предложение из 4-6 слов;
Воспитательные задачи:
Воспитывать товарищеские чувства – внимательно слушать друг друга, не перебивать.
Формировать навык активного контроля и результатов своей деятельности.
Материалы для занятия
Картинки с изображением различных овощей и фруктов
Муляжи овощей
Собака из театра бибабо
Игрушка-бабушка из театра бибабо
Конверты с фишками красного, синего и зеленого цветов для выкладывания схемы слова;
Демонстрационный материал для выкладывания схемы слова;
Кастрюльки, горшочки и вазочки из картона с нарисованными на обратной стороне овощами и фруктами.
Ход занятия:
Часть 1
Введение в занятие
Педагог. Ребята, сегодня нас ждут интересные встречи и увлекательные игры. А начать наше занятие я хочу со стихотворения Я. Бжехвы. Стихотворение я вам прочту, а вот название для него вы придумаете сами. Прошу вас мне помочь, вставляя нужные слова, когда я сделаю паузу.
Во время чтения стихотворения педагог вместо называния овощей показывает картинки:
В огороде… помидор
Взгромоздился на забор:
Притворяется негодник,
Будто сам он огородник!
Возмутилась тетя … репа:
«Это глупо и нелепо!»
Крикнул дядя… огурец:
«Безобразник! Сорванец!»
Огорчился старый. лук:
«Не терплю подобных штук!»
Покраснел сорванец,
Устыдился наконец,-
И скатился чин по чину
К огороднику в корзину».
Педагог. Какое название вы дали бы этому стихотворению? («Овощи», «Разговор овощей»). Ян Бжехва назвал его «Овощи». Вот и наше занятие сегодня посвящено овощам. Я предлагаю устроить настоящий овощной праздник. Где же нам найти овощи? Правильно, отправимся в огород. У меня есть знакомая бабушка Клава, у нее прекрасный участок, где растет много овощей.
Часть 2
Разговор с Барбосом
Педагог. Дом и огород бабушки Клавы сторожит пес Барбос. Он вовсе не злой, а очень добродушный и любит играть с детьми. А вы хотите поиграть с Барбосом?
Барбос (игрушка бибабо) : Ребята, я не только дом и огород умею сторожить, я еще умею считать. Вот спросите меня: «Барбос, сколько у тебя хвостов?» - и я отвечу.
Педагог. Барбос, сколько у тебя хвостов?
Барбос. У меня один хвост. А теперь спросите про нос.
Педагог предлагает спросить одному из детей. Далее детям предлагается спросить про уши, про брови, глаза, рот, щеки, лапы, носки, ботинки и т. п. Барбос не отвечает на вопрос до тех пор, пока ребенок не образует правильную форму.
Часть 3
Загадки бабушки Клавы
Педагог. Теперь давайте познакомимся с бабушкой Клавой. (Педагог показывает детям игрушку «бабушка» из театра бибабо и далее разговаривает от лица бабушки Клавы).
Б. Клава. Здравствуйте, ребятки, зачем же вы ко мне пожаловали? За овощами? Что ж, тогда отгадайте мои загадки.
Кругла, рассыпчата, бела,
На стол она с полей пришла,
Ты посоли ее немножко.
Ведь, правда, вкусная?. (Картошка)
Педагог. А как вы догадались, что загадка о картошке? О каком еще овоще говорят, что он рассыпчатый? Конечно, только о картошке.
Летом в огороде свежие, зеленые,
А зимою в банке хрустящие, соленые.
Отгадайте, молодцы, как зовут нас? (Огурцы)
Микробов он сбивает с ног.
Ну а зовут его… (Чеснок)
Нарядилася Алена
В сарафанчик свой зеленый,
Завила оборки густо.
Узнаешь ее?. (Капуста)
Педагог. Какие образные выражения используются в этой для описания капусты?
Нужнее всех из овощей
Для винегретов и борщей
Для урожая нового
Красавица бордовая. (Свекла)
Педагог. Как вы поняли, что загадка о свекле? Какой еще овощ имеет бордовый цвет? (Редис) Из каких еще овощей, кроме свеклы, делают винегрет?
Все узнают молодца,
Что растет на грядке :
Он побольше огурца,
Толстый он и гладкий,
Тоже держится за плеть.
Приходите посмотреть! (Кабачок)
Я вырос на грядке,
Характер мой гадкий:
Когда ни приду,
Всех до слез доведу. (Лук)
Педагог. По каким признакам мы узнали в этой загадке лук?
Привязан кустик к колышку,
На кустике – шары.
Бока подставив солнышку,
Краснеют от жары. (Помидоры)
Педагог. Какие слова, сравнения позволили вам быстро разгадать загадку?
Красная девица сидит в темнице,
А коса на улице. (Морковь)
Динамическая пауза «Огородники»
Играет музыка, дети совместно с педагогом «готовят» грядку к посадке, сажают семена, поливают, растения всходят, тянутся к солнышку. Все слова сопровождаются действием, обыгрываются.
Часть 4
Звук «Р»
Педагог. А теперь внимательно слушайте: «помидор-р-р», «р-р-редис», «кар-р-р-тошка». Какой звук я выделила в названии овощей? Правильно, это звук «Р». Какой это звук, согласный или гласный? Правильно, согласный, в его произнесении участвует не только голос, но еще и зубы и губы.
(Педагог демонстрирует и объясняет правильную артикуляцию звука «р»).
Дети показывают фишку синего цвета.
Педагог. Давайте посмотрим, в названии каких овощей есть звук «р».
На наборном полотне выставляются картинки с изображением овощей: помидора, гороха, моркови, укропа, петрушки, редиса, репы, редьки, перца, а также овощи, в названии которых нет заданного звука. Дети выбирают и называют нужные овощи, дошкольники старшей подгруппы определяют также и положение звука в слове (начало, середина, конец слова)
Педагог. А теперь старшие ребята покажут бабушке Клаве, что мы умеем каждое слово не только произносить, но и выкладывать с помощью фишек разного цвета. Я предлагаю составить схему слова «горох».
Детям младшей подгруппы в это время предлагается выбрать из предложенных картинок любой овощ и аккуратно раскрасить его.
Дети старшей подгруппы составляют схему слова, определяют, что в слове три согласных и два гласных звука.
Дети работают в парах, выкладывают схему на своем рабочем месте, один у доски.
Бабушка Клава. Вот так чудеса! Я и не знала, что слова можно вот так изображать. Ну что ж, и загадки разгадали быстро, и овощи на картинках узнали. Теперь очередь за мной. Я приготовила вкусное угощение из овощей и фруктов.
Часть 5
Обед из овощей и фруктов
Бабушка Клава. Усаживайтесь за стол. Разбирайте кастрюльки. В них я приготовила суп. Скажите, какой суп в ваших кастрюльках?
Педагог (показывает образец) : У меня в кастрюльке нарисован горох. Значит, в кастрюле суп из гороха – гороховый суп.
Дети образуют прилагательные: суп из картофеля – картофельный суп, суп из свеклы – свекольный, суп из капусты – капустный суп, суп из лука – луковый суп, суп из помидоров, или томатов – томатный суп, суп из овощей – овощной суп.
Бабушка Клава. А теперь принимайтесь за второе. В горшочках – рагу из овощей. Скажите, какое вы будете есть рагу?
Рагу из моркови – морковное рагу, рагу из свеклы – свекольное, рагу из картофеля – картофельное, рагу из кабачков – кабачковое, рагу из капусты – кпустное, рагу из тыквы – тыквенное, рагу из гороха – гороховое, рагу из овощей – овощное.
Бабушка Клава. А на сладкое – пастила из фруктов. Она в вазочках. Угощайтесь! Какая у вас пастила?
Пастила из яблок – яблочная пастила, пастила из груш – грушевая, пастила из вишни – вишневая, пастила из слив – сливовая, пастила из клубники – клубничная, пастила из смородины – смородиновая. Пастила из черной смородины – черносмородиновая и т. п.
Педагог. Дорогие ребята, вы все сделали правильно, нам остается поблагодарить бабушку Клаву и вернуться в Малышкину школу.
Физкультминутка с элементами пальчиковой гимнастики
Большой и указательный пальцы правой руки соединены с одноименными пальцами левой руки. Остальные пальцы согнуты и прижаты к ладоням.
Репка – соединены ненапряженные пальцы.
Свекла – напряженные пальцы.
Морковь – максимально напряженные пальцы.
Необходимо чередовать напряжение пальцев с расслаблением (репка – свекла – морковь - свекла и т. д.)
Эй, ребята, не зевай!
Собираем урожай!
С этой грядки – репку,
С этой грядки – свеклу,
Здесь возьмем морковку.
Положили? И опять
Начинаем собирать.
Здесь возьмем морковку,
За морковкой – свеклу,
А теперь и репку,
Что сидит так крепко.
Положили? И опять
Начинаем собирать.
Хоть и пальчики устали,
Урожай мы весь собрали.
Упражнение повторяется несколько раз.
Часть 6
Заключительная часть
Рассказы из личного опыта детей
Педагог. Знаете, ребята, после нашего путешествия, мне вдруг вспомнился свой огород, где я тоже выращивала со своей дочкой овощи. Я расскажу вам.
Около дома у нас большой огород. В огороде есть грядки с капустой, свеклой, кабачками, огурцами. Моя дочка сделала маленькую грядку и посадила на нее морковь. Все лето мы ухаживали за овощами, поливали их, пропалывали, рыхлили. Дочка тоже с удовольствием трудилась, ухаживала за своей грядкой. Поэтому осенью мы собрали богатый урожай овощей. Дочь очень радовалась, что морковь на ее грядке выросла крупная, сочная.
Она пригласила своих друзей и приготовила для них картофельное пюре и морковные котлеты. Гостям очень понравилось угощение!
- Расскажите и вы про свой огород. Сначала расскажите, какие овощи растут на вашем огороде. Потом расскажите, кто за ними ухаживает и как, помогаете ли вы своим родителям. Закончите рассказ тем, какой был урожай в этом году, блюда из каких овощей или фруктов вы пробовали.
Выслушиваются рассказы 2-3 детей, остальные дети рассказывают в свободное время.
Итог занятия.