Екатерина Шенчукова
Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной логопедической группе «Зимнее путешествие»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной логопедической группе на тему «Зимнее путешествие»
Цели:
- упражнять детей в подборе однородных определений и сказуемых к слову;
- в образовании родственных слов к слову снег;
- учить дифференцировать звуки <с> и <з>;
- закреплять умение делить слова на слоги, выполнять звуковой анализ;
Публикация «Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной логопедической группе „Зимнее путешествие“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- формировать правильную, чёткую речь с помощью чистоговорок;
- продолжать учить пересказывать текст, используя опорные картинки;
- развивать внимание, находчивость, логическое мышление, память, связную речь;
- воспитывать интерес к объектам природы, умение работать в коллективе.
Материалы: значки схемы, мяч, разноцветные квадраты для составления звуковой схемы слова.
Приё мы: словесный, наглядный, игровой, поощрение.
Ход занятия:
- Ребята, я предлагаю вам отгадать загадки:
1. Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила. (Зима).
1. Снег на полях,
Лёд на реках,
Вьюга гуляет,
Когда это бывает. (Зимой).
Сегодня мы с вами совершим зимнее путешествие, и говорить будем только о зиме.
Задание № 1: «Образование однородных определений с использованием схематических картинок».
- А какая зима бывает? (холодная, ранняя, поздняя, снежная, злая, суровая, морозная, тёплая, ветреная, весёлая, нарядная).
Задание № 2: «Придумай слово» (воспитатель кидает мяч детям по очереди).
- А что всегда зимой бывает? (снег). Давайте подберем родственные слова к слову снег (снежок, снеговик, снегопад, снеговичок, снегурочка, снегоход и т. д.).
Задание № 3: «Что делает?» (подбор однородных сказуемых).
- А что снег делает? (идёт, тает, сверкает, скрипит и т. д.)
- Что ещё может идти? (часы, человек, тает? (мороженое, лёд, летает? (самолёт, птица, падает? (яблоко, камень).
Задание № 4:
- Молодцы! А теперь присаживайтесь. Мы с вами на доске видим слово зима, давайте составим схему этого слова (каждый на столе сам) и поделите их на слоги. Дети составляют схему и делят слово на слоги.
Физкультминутка:
Шёл медведь к своей берлоге
Да споткнулся на пороге.
«Видно очень мало сил
Я на зиму накопил», -
Так подумал и пошёл
Он на поиск диких пчёл.
Все медведи сладкоежки,
Любят есть медок без спешки.
А наевшись, без тревоги
До весны сопят в берлоге.
Задание № 5: «Пересказ текста»
Сейчас я прочитаю вам текст о зиме, а внимательно слушайте, потом перескажете.
Пальчиковая гимнастика:
Мы зимой в снежки играем (3 р.)
По сугробам мы шагаем (3р.)
И на лыжах мы бежим (3 р.)
На коньках по льду летим (3 р.)
И снегурку лепим мы (3 р.)
Гостью Зиму любим мы (3 р.)
Задание № 6: «Закончи предложение».
Зимой бывает снегопад, а летом (листопад).
Зимой бывает снег, а летом (дождь).
Зимой снег падает, а весной (тает).
Зимой катаются на санках, а летом (на велосипеде).
Зимой лес спит, а весной (просыпается).
Зимой бывает холодно, а летом (жарко).
Зимой деревья белые, а осенью (жёлтые).
Зимой растут сугробы, а летом растут (растения).
Зимой насекомые прячутся, а весной (вылезают).
- Вот и заканчивается наше зимнее путешествие. Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались? Что вам больше всего понравилось? Как вы считаете, хорошо вы потрудились?
- Все вы сегодня молодцы и за это вас ждё т сюрприз от Зимушки-зимы: наклейки снежинки.
Конспект индивидуального логопедического занятия
Тема: Звук [Л].
Этап: Постановка звука [Л].
Цели:
1. Коррекционно-образовательные:
• формирование правильного произношения звука [Л];
• уточнение акустического и произносительного образа звука [Л];
• закрепление представлений о механизме организации звука [Л].
2. Коррекционно-развивающие :
• развитие мелкой моторики (шнуровка);
• выполнение артикуляционных упражнений в полном объёме (артикуляционная гимнастика);
• развитие плавного длительного выдоха (упражнение «Мыльный пузырь»);
• развитие фонематических представлений (игра «Хлоп-топ»);
• закрепление звука в изолированном виде, в слогах, словах;
• развитие силы голоса и интонационной выразительности речи (игра на подражание).
3. Коррекционно-воспитательные:
• воспитание навыков сотрудничества и взаимодействия;
• формирование положительного отношения к занятиям.
Оборудование: картинка с изображением клоуна, шнуровка, картинки с артикуляционными упражнениями, мыльные пузыри, артикуляционная схема, зеркало.
Ход занятия:
Этапы занятия Содержание
1. Организационный момент «- Здравствуй! Послушай, пожалуйста, загадку:
Любит всех смешить чудак
Попадает он впросак,
Много разных шуток знает
В цирке часто выступает».
2. Сообщение темы «- Правильно, это клоун и сегодня он пришёл к нам в гости, что бы сделать наше занятие весёлым. Сегодня мы с тобой продолжим работу со звуком [Л]. Будем стараться произносить его правильно и красиво».
3. Развитие мелкой моторики посредством шнуровки «- С нашим клоуном случилась не приятность. Он так спешил к нам на занятие, что не заметил, как у него оторвалась пуговица. Давай поможем нашему клоуну её пришить».
4. Артикуляционная гимнастика «- Давай представим, что наш рот это цирк. И теперь мы будем показывать, что есть в нашем цирке: клоун который всем улыбается – давай сделаем улыбочку – молодец. В цирке выступают слоны – давай сделаем хоботок. Ещё у нас есть буфет, где дают вкусное варенье – давай оближем губки. После варенья надо почистить зубки. Ещё в цирке есть гимнасты, они выступают на качелях – давай покажем качели. В цирке выступают различные животные, давай покажем выступление со змеёй».
5. Развитие длительного и плавного выдоха «- Посмотри, клоун принёс с собой волшебную коробочку, давай посмотрим, что в ней лежит? Правильно, это мыльные пузыри. Ты любишь надувать мыльные пузыри? Давай по пробуем. Только есть одно условие: вдох мы делаем носом, выдох ртом и следим, чтобы щёки не надувались».
6. Постановка звука Используемый приё м:
От сохранного звука: «Теперь давай вспомним, как мы гудели на прошлом занятии - губы растянуты, при длительном произнесении звука [А], проталкиваем кончик языка между верхними и нижними резцами, удерживаем его в этом положении».
(Фиксируем внимание ребёнка на положении губ и языка).
7. Произнесение изолированного звука «Ты наверное знаешь, что клоуны часто гастролируют. А как ты думаешь, на чём они отправляются в путешествие? Правильно на самолёте. Давай вспомним, как гудит самолёт когда он взлетает». (Логопед показывает картинку самолёта и имитирует его взлёт).
«А когда он летит высоко в небе – как мы будем гудеть? Правильно – тихо. Молодец!»
8. Анализ артикуляции «Теперь я предлагаю посмотреть схему, на которой изображено нужное положение органов артикуляции. Скажи, когда мы произносим звук [Л] в каком положении находятся губы? (приоткрыты). А где находится язычок? (язычок между передними зубами). Моторчик работает или нет? (работает)».
9. Развитие фонематического слуха (игра «Хлоп-топ») «Мне кажется, нам пора разомнутся? Сейчас я буду произносить различные слова, ты будешь хлопать в ладоши когда услышишь слова со звуком [Л], если в слове этого звука нет – ты топаешь ногами. Например: в слове «слон» – есть звук [Л]? Значит, что мы делаем? А в слове мяч?».
машина, полка, шкаф, лопата, стул, мышь, пила, кошка, мел, лента, мишка.
10. Закрепление звука в слогах «Повторяй за мной:
ла – ла –ла; лэ – лэ – лэ; лы – лы – лы; ло – ло – ло, ла – ло - лэ»
11. Закрепление звука в словах «Посмотри, нашему клоуну прислали конверт. Интересно, что там лежит. Давай посмотрим? Да это же загадка. Чтоб её разгадать надо назвать все предметы и подумать какая картинка лишняя и почему».
12. Домашнее задание 1. Повторить артикуляционную гимнастику
2. Вспомнить пять животных, в названии которых есть звук [Л]
3. Раскрасить загадки.
13. Итог «Скажи, над каким звукам мы сегодня работали? Кто приходил к нам в гости? Что больше всего тебе понравилось? Какое задание было для тебя трудным?
14. Оценка «Ты очень хорошо занималась, старательно выполняла все задания. Молодец!»