Надежда Маньчева
Конспект занятия по развитию речи для старшей группы «О друзьях и дружбе»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование у детей представления о нравственном понятии – дружба.
Задачи:
1. Воспитывать дружеские чувства к окружающим, умение быть настоящим другом, готовым в любое время прийти на помощь.
2. Углублять представление детей о дружбе и умении быть настоящим другом, научить осмысливать и оценивать ситуацию.
3. Воспитывать доброжелательность, уважение друг к другу.
4. Формировать нравственные качества, обучающие умению дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе. Содействовать формированию дружного коллектива.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи для старшей группы „О друзьях и дружбе“» размещена в разделах
- Дружба. Учимся дружить
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
5. Закреплять умение разрешать проблемные ситуации, развивать ассоциативное мышление.
6. Продолжать воспитывать умение слушать собеседника, не бояться высказать свою точку зрения.
7. Побуждать к осмыслению общечеловеческих ценностей и осознанию собственной внутренней позиции.
Материал к занятию : аудиозапись песни «Настоящий друг»; игрушечная машина, медвежонок, зайчик, ежик; магнитная доска, магниты, фигурки героев мультфильмов.
Предварительная работа: ознакомление с пословицами о дружбе, чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, индивидуальные беседы с детьми по теме занятия.
Ход занятия.
Воспитатель и дети садятся на стульчики, образуя круг.
Звучит аудиозапись песни «Настоящий друг».
Воспитатель: Я не случайно включила эту песню. Как вы думаете, о чем мы сегодня будем разговаривать? (ответы детей)
Дети: Сегодня мы будем говорить о дружбе.
Воспитатель: Ребята, так с чего же начинается дружба?
Дети: С улыбки.
Воспитатель: Я тоже хочу поделиться с вами улыбкой. Давайте возьмёмся за руки, и каждый, глядя соседу в глаза, подарит ему свою самую добрую и приветливую улыбку.
- Ребята, сегодня мне бы хотелось поговорить с вами о дружбе и друзьях. Взрослые часто говорят вам: «Нужно быть дружными, дружно жить»
- А что значит дружба, друг? (ответы детей)
Дети: Когда мы делимся игрушками, не обижаем друг друга; когда вместе что-нибудь делаем, помогаем кому-то…Друг – тот, кто не дерется и не жадничает.
Воспитатель: Дружба- это когда люди хотят быть вместе; когда вместе играют, не ссорятся, защищают друг друга. Значит, друзья - это люди, с которыми нам приятно и интересно быть вместе.
- Ребята, а кто из вас расскажет нам о своем друге или подруге?
- Расскажите, как его зовут. Где вы с ним познакомились. В какие игры вы с ними играете? Почему вы считаете его (ее) своим другом (подругой). Когда он вел себя как настоящий друг (чем поделился, помог, защитил себя?
Воспитатель: Многие из вас рассказали правильно о своих друзьях и как нужно дружить.
Кто умеет дружить, тот заботится о товарищах и старается сделать им что-нибудь хорошее.
Про друзей пишут сказки и рассказы, сочиняют песни, придумывают пословицы. А вы знаете пословицы о друзьях и дружбе? Давайте их вспомним.
Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
Человек без друзей, что дерево без корней.
Нет друга - ищи, а нашёл- береги.
Один за всех и все за одного.
Друг за друга держаться - ничего не бояться.
Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.
Друга за деньги не купишь.
Друг познается в беде.
Старый друг лучше новых двух.
Без друга в жизни туго.
Молодцы!
- А вы знаете, к нам в гости пришли герои мультфильмов, у них случилась беда: подул волшебный ветер и разбросал друзей по миру, они просят вас вернуть им их друзей.
Обратите внимание на доску, вот они:
Их нужно правильно расставить
1. Зелёный крокодил Гена и … (Чебурашка)
2. Доверчивый Буратино и … (Мальвина,Пьеро)
3. Смешной мишка Винни-Пух и … (Пятачок)
4. Мальчик по имени Малыш и … (Карлсон)
5. Забавные Бурундуки Чип и (Дейл).
6. Добрая Белоснежка и (семь гномов).
Молодцы, кому мы помогали? Для чего?
А вы - хорошие друзья? - интересуется педагог и поясняет: - Дружить - дело непростое, быть другом надо учиться. В жизни бывает много случаев, когда, не разобравшись в чем-то, погорячившись и вспылив, можно обидеть друга.
Вот послушайте, какая история приключилась с моим любимым медвежонком Ушастиком.
Ушастик принес в детский сад чудесный автомобильчик.
«Какой красивый! - восхитились малыши-звери. - Можно покатать его?»
«Конечно, конечно, играйте», - разрешил Ушастик.
Сначала на автомобиле перевозили грузы на стройку. Потом в него влез ежик - захотел прокатиться. Следом за ежиком забрался и заяц. Они так радовались и веселились, разъезжая в автомобиле, что и Ушастику захотелось покататься вместе с друзьями. Он сел в кузов, и автомобиль развалился. И Ушастик…. Как думаете, что было дальше?»
Воспитатель выслушивает ответы детей. Затем говорит: «Видите, как по-разному можно поступить в подобном случае. Представьте себе, что Ушастик, увидев сломанную машину, рассердился и закричал: «Зачем вы полезли в машину! Вы нарочно захотели ее раздавить, потому что у вас не было такого красивого автомобиля!»
А ежонок возразил ему: «Но и ты влез в машину! А там ведь уже не было места - ты же видел!»
«Это моя машина! - опять закричал Ушастик. - Захотел и влез в нее. А с вами я не хочу больше водиться. Уходите отсюда!»
Конечно, другой медвежонок, возможно, поступил бы так, как я рассказала. Но Ушастик повел себя иначе.
Увидев сломанную машину, Ушастик действительно чуть было не заплакал и не закричал на друзей, но спохватился: «Они же не нарочно это сделали. И я же сам тоже влез к ним в кузов - уж очень у них весело шла игра!»
Взглянул Ушастик на друзей. Они стояли растерянные, огорченные и не знали, что делать.
«Жалко автомобиль, - тихо сказал медвежонок, - но, может быть, еще удастся его починить?»
Все с облегчением вздохнули и обняли медвежонка.
- А сейчас мы с вами немного отдохнем и проведем физкультминутку:
Дружит с солнцем ветерок,
А роса – с травою.
Дружит с бабочкой цветок,
Дружим мы с тобою.
- Продолжим, ребята. То был рассказ про зверят, а вот случай из жизни детей.
Саша и Андрейка так расшалились и разбегались, что здорово помяли цветы на клумбе.
- Это Андрейка виноват! - сразу же закричал Саша, увидев воспитателя.
- Андрей, это ты виноват? - строго спросила воспитательница мальчика.
- Я, - ответил Андрейка и отвернулся от Саши.
- Хотя виноват только Андрей, но я накажу вас обоих, - сказала Ольга Ивановна.
- А меня за что! - захныкал Саша.
Ольга Ивановна внимательно посмотрела на него, вздохнула и отвернулась. И Андрей отодвинулся и встал к Саше спиной.
- Тоже мне друг еще называется, - пробурчал Саша, но Андрейка никак не среагировал на его ворчание. И правильно поступил. Вы со мной согласны?»
Я предлагаю вам послушать еще одну историю: «У Юры был день рождения. Пришли дети, принесли подарки. А Оля - самый лучший Юрин друг - забыла подарок дома. Она сказала об этом мальчику, - дойдя до этих слов, воспитатель останавливается и просит детей подумать, что ответил девочке Юра.
Дав детям высказаться, продолжает: «Юра улыбнулся и сказал: «Разве забытый подарок - повод для огорчения? Я же тебя ждал в гости, а не подарок!»
Как вы думаете, правильно ли поступил Юра? Можно ли его считать настоящим другом?
А сейчас мы с вами поиграем и проведем викторину:
1. Собрались однажды четыре музыканта, подружились. Вместе концерты давали, вместе разбойников прогоняли, вместе жили – не тужили. Назовите этих друзей-музыкантов. ( Бременские музыканты: Петух, Кот, Пес, Осел.)
2. Григорий Остер написал немало рассказов о Попугае, Удаве, Мартышке и их дружной жизни в Африке. Кто был четвертым в компании друзей? (Слоненок.)
3. Какая девочка выручила своего друга из ледового плена снежной королевы? (Герда выручила своего друга Кая.)
4. Этот герой бухнулся на кровать и, схватившись за голову, произнес: «Я самый больной в мире человек!» Потребовал лекарство. Ему дали, а он в ответ: «Друг спас жизнь друга!» О ком идет речь? И какое лекарство дали больному? (Карлсон. Лекарство – малиновое варенье.)
5. Какие два друга лежали на песке и пели песенку о солнышке? Назовите их. (Львёнок и черепаха.)
А теперь, чтобы наша дружба стала ещё крепче, встаём в кружок и поиграем вот в такую игру.
Этюд “Недовольство – удовольствие”
Воспитатель: Жил в лесу мишка – медведь, стало ему голодно, вот вылез он из берлоги, заворчал, рассердился, нахмурился.
Дети имитируют мишку хмурого, сердитого.
Воспитатель: А в лесу снег белый кругом, блестит на солнышке, да и солнышко ярко светит, идет снег большими хлопьями, тишина. Посмотрел мишка вокруг, заулыбался, потянул носом морозный воздух – хорошо!
Дети имитируют довольного, веселого мишку.
Воспитатель: Мимо лисичка бежала, увидела медвежонка, удивилась, что это он из берлоги вылез
Дети изображают лисичку, удивление.
Воспитатель: А недалеко под кусточком зайка сидел (дети садятся на корточки, прислушался: “Что за шум?”. Испугался, притаился.
Дети изображают зайчика.
Воспитатель: Привстал зайка, увидел медвежонка и лисичку, обрадовался – ведь это его друзья собрались на поляне, и весело запрыгал к ним. И стали они вместе – как вы думаете, что делать?
Дети: Радоваться, веселиться, играть, прыгать, кормить медвежонка…
Здорово! Присаживайтесь на свои места.
Давайте с вами попробуем открыть секреты дружбы и придумать правила.
Уступать
Быть вежливым
Не ссориться
Не бояться просить прощения, если обидел друга
Не грубить
Не злиться
Не жадничать
Помогать друг другу
Быть честным
Молодцы, ребята! Я еще раз убедилась, что у нас в группе живет дружба, вы умеете дружить и, конечно, смогли бы научить других детей дружить, у которых еще нет друзей.