Алёна Приходько
Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы «Осень — щедрая хозяйка»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы
«Осень - щедрая хозяйка»
Цель: Закрепить и упорядочить накопленные детьми представления и знания о времени года- осень. Учиться видеть красоту осенней природы, любить природу.
Образовательные задачи:
-Активизировать словарный запас детей, обогащать его именами прилагательными: разноцветные, ранняя, поздняя, золотая, большая, вместительная, тяжёлая, пёстрая.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы „Осень — щедрая хозяйка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
-Упражнять в образовании имён прилагательных от имён существительных.
-Формировать умение употреблять в речи обобщающие слова : овощи, фрукты, урожай.
-Уточнить представление детей о месте произрастания овощей (огород) и фруктов (сад).
-Побуждать отвечать на вопросы предложением, а не словом.
Развивающие задачи :
-Развивать речевую активность, коммуникативные навыки, внимание.
-Развивать интонационную выразительность речи.
Воспитательные задачи:
-Воспитывать дружеские отношения, навыки взаимодействия и сотрудничества.
Предварительная работа:
-Рассматривание осенних пейзажей.
-Разгадывание загадок о овощах и фруктах.
-Рассматривание осенних листьев, определение принадлежности их разным деревьям.
-Заучивание стихотворения про осень.
-Чтение художественной литературы про осень.
Оборудование:
Слайды «осенних» пейзажей, овощи и фрукты, картинки с изображением листьев, деревьев, мешочек для овощей, корзина. 2 маленькие корзины, краски, фольга скомканная в форме листа, влажные салфетки, 2 листа бумаги с изображением ствола дерева, 2 мольберта.
Ход занятия:
Организационный момент.
Минута вхождения:
Посмотрите вы на нас!
Мы –ребята, суперкласс!
Дружные и смелые,
А ещё- умелые!
Можем многое мы делать,
Клеить, резать, шить, плести,
Хорошо себя вести!
Посмотрите вы на нас!
Мы- ребята, суперкласс!
Ребята отгадайте загадку:
Листья с веток облетают.
Птицы к югу улетают.
«Что за время года?»- спросим мы.
Нам ответят: «Это (осень).
- Какой первый осенний месяц? (сентябрь)
-А как называется третий осенний месяц? (ноябрь)
-Второй осенний месяц (октябрь)
-Сколько всего осенних месяцев?
Ребята, а мы с вами выучили стихотворение про осень, давайте его расскажем (Дети по цепочки читают стихотворение В. Авдиенко «Ходит осень по дорожке…»
Ходит осень по дорожке
Промочила в лужах ножки.
Льют дожди
И нет просвета.
Затерялось где- то лето.
Ходит осень, бродит осень.
Ветер с клёна листья сбросил.
Под ногами коврик новый,
Жёлто- розовый- кленовый.
Ребята, а теперь давайте расскажем, что мы знаем об осени. Какие перемены принесла осень в жизнь природа? (презентация)
Слайд №1
Неслышно и очень осторожно наступила Осень в наши края, как будто боялась вспугнуть уходящее лето. Но настала пора напомнить о себе, так как пришло её время – пора желтых листьев, её щедрых подарков, затяжных дождиков и легкого прохладного ветерка.
В первую очередь Осень начала наряжать деревья.
Осень как нарядила деревья? (перекрасила в разные цвета).
Назовите цвета, в которые перекрасила осень.
Слайд №2
Листья на деревьях осенью очень красивые, а когда на них подует ветер они отрываясь от ветки начинают кружиться и медленно падать на землю.
Осенью земля на, что похожа? (на пестрый ковёр)
Скажите, а как называется явление природы, когда падают листья? (листопад)
Деревья постепенно теряют свой пышный наряд.
Слайд №3
Воздух становится прохладный, прозрачный. Стоят погожие солнечные деньки короткого «бабьего лета». Но солнце уже не поднимается высоко, дни становятся короче, а ночи длинные.
(Какие признаки осени вы ещё знаете)
По ночам бывают заморозки. Лужи затягивают первый тонкий лёд.
А сейчас немного отдохнём.
Проводится физкультминутка.
Листья осенние тихо кружатся (кружатся на месте, руки в стороны)
Листья нам под ноги тихо ложатся (приседают)
И под ногами шуршат, шелестят (движение руками вправо- влево)
Будто опять закружиться хотят (кружатся на месте, на носочках)
Я вам сейчас раздам листочки, а вы попробуйте угадать, от какого они дерева. (дети рассматривают картинки и дают свои ответы. Дуб- дубовые, клён- кленовые и т. д).
Слайд №4
Улетающим птицам зимой есть нечего. Многие перелётные птицы едят насекомых. Однако с наступлением холодов все насекомые прячутся.
(Куда прячутся насекомые)
Поэтому в поиске пищи птицы улетают.
(Куда улетают перелётные птицы)
Слайд №5
Скоро наступит зима. У животных леса самая тяжелая пора. Некоторые животные будут всю зиму спать в своих домиках.
Кто это? (медведь и еж)
Три месяца- это очень долгий срок, поэтому сейчас эти животные должны как следует есть. Накопить много жира, чтобы не замёрзнуть и не проголодаться до весны. Они утепляют свои домики.
Где спрячется ёжик? (в норе)
Где будет спать медведь? (в берлоге)
Слайд №6
Но есть и животные, у которых домика нет и они всю зиму будут бегать по лесу, искать себе пропитание.
Какие это животные? (лиса, волк и заяц)
Животные меняют шубки летние на зимние.
Какие у них шубки? (тёплые и пушистые)
А у зайца шубка не только теплее, но и другого цвета.
Какого цвета?
Почему белого? (чтобы спасаться от хищных животных)
Слайд №7
Ещё один маленький пушистый житель леса, который меняет цвет своей шубки к зиме.
Кто это? (белка)
Белка летом, какого цвета была? (рыжая)
А к зиме окрас белки, какого цвета стал? (серый)
Для того, чтобы выжить в сильные морозы, белка должна усиленно питаться. Откуда зимой белке брать пищу? Об этом белки должны позаботиться осенью.
Как готовится белка к зиме? (сушит грибы, собирает орехи, жёлуди, ягоды)
Куда прячут белки свои запасы? (в дупло)
Слайд №8
Готовятся к зиме не только животные, но и люди. Люди одеваются теплее, чем летом.
Как меняется одежда человека осенью?
Почему?
Какую обувь используют в дождливую погоду?
Слайд №9
Осенью у людей много работы: надо собрать урожай овощей и фруктов, на полях убрать пшеницу, рожь, овёс. В лесу собрать грибы и ягоды. Но осенью не только пора сбора урожая. На вспаханные поля высевают семена ржи и пшеницы, в огородах сеют морковь, петрушку и укроп. Таким образом, добрая, заботливая щедрая Осень наградила своими богатыми подарками: и природу, и лесных жителей, и людей, а также бесшумно и тактично напомнила им о предстоящей долгой зиме.
Пальчиковая гимнастика:
Ветер по лесу летал
Ветер листики считал.
Вот кленовый,
Вот дубовый,
Вот рябиновый- резной,
Вот с берёзки- золотой.
Вот последний лист с осинки ветер сбросил на тропинку.
Ребята, вот и нам осень передала свои подарки.
Посмотрите на красивый, чудесный мешочек. Какой он? (большой, вместительный, тяжёлый) Что лежит в нём тот узнает, кто загадки угадает. Загадывание загадок о овощах и фруктах. (Дети достают отгадки фруктов и овощей).
Умницы. Все загадки отгадали, да вот только у нас беспорядок. Все овощи и фрукты перемешались. Давайте вспомним, где растут овощи и фрукты? Уберём их в корзинки. Помогите мне их положить. (дети раскладывают муляжи по корзинкам).
Молодцы, весь урожай собрали.
А сейчас мы тоже будем волшебниками, передадим красоту осени в своих рисунках. Вот осень приготовила вам краски, бумагу. Будем украшать деревья необычным способом, а штамповать разноцветные листья. Но перед этим вы должны поделиться на две команды.
Посмотрите на штампики. На, что они похожи? (на листики). Берёте штампы, макаете в краску и прикладываете к бумаге.
Ребята, посмотрите, как красиво вы украсили деревья. Теперь зимой,когда нам станет грустно. мы можем посмотреть на наши яркие и цветные воспоминания об осени.
Итог занятия : Ребята, сегодня мы с вами вспомнили об осени, ее приметах, погоде, какие изменения происходят с животными. Давайте ещё раз повторим приметы осени. (слайд №8) Что вам больше всего понравилось на занятие? А сейчас мы с вами пойдем на прогулку и ещё раз сможем полюбоваться красотой осенней природы.