Дорофеева Марина
Конспект занятия по развитию речи «Путешествие в страну сказок»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида № 162 «Сказка» г. Ульяновск
Конспект НОД
с детьми старшей группы
на тему: «Путешествие в страну сказок»
Воспитатель:
1 квалификационной категории
Дорофеева М. И.
Содержание организованной деятельности детей:
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Путешествие в страну сказок“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
1) Обучающие задачи: закрепить и расширить знания детей о русских народных сказках с помощью произведений устного народного творчества, учить загадывать загадки о предметах народного быта, закрепить умение детей говорить пословицы о дружбе.
2) Развивающие задачи : развивать речь у детей, развивать творческое воображение.
3) Воспитательные задачи: воспитывать любовь к русской народной сказке.
Материал и оборудование: макеты деревьев, избы, печки, дом, шапочки для петуха, кота, лисы; волшебная музыка, русские народные наигрыши; иллюстрации к русским народным сказкам.
Предварительная работа: чтение сказок «Царевна- лягушка», «Сивка- бурка», «По-щучьему велению», «Терешечка», «Кот, петух и лиса», «Морозко», «Смоляной бычок», «Лисичка- сестричка и серый волк», «Лисичка со скалочкой», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», разучивание пословиц.
Ход НОД:
- Что за чудо эти сказки. Волшебные появления, чудесные превращения.
- А вы дети любите сказки?
- Мне кажется что сегодня произойдут какие-то чудесные превращения. Слышите? Уже начинаются. (Звучит волшебная музыка)
В-ль: Ребята, вы хотите совершить путешествие по волшебной удивительной стране «Сказка»?
Но для того чтобы попасть в эту волшебную страну, нужно произнести волшебные слова. Один и два и пять и восемь в сказку всех вас переносим.
- Вот мы и попали в волшебную, удивительную страну «Сказка».
- Ребята, посмотрите мы очутились на волшебной поляне. Как здесь красиво!
- Ой, я вижу здесь какой- то домик стоит. Интересно, кто в нём живёт?
В-ль: Ребята, давайте сядем на полянку и я вам расскажу кто живёт в этом домике.
Сказ будет про одного удальца. Его зовут Жихарка, что означает «удалец». В народе так и говорят: Маленький, да удаленький.
(разыгрываетсяпредставление по мотивам сказки «Жихарка»)
Входят Жихарка, кот и петух.
В-ль: Жили- были кот, петух и маленький мальчик Жихарка. А почему Жихарка? Да потому- что он был маленький, да удаленький.
(Кот и Жихарка прибирают избу)
В-ль: Каждое утро кот и петух на охоту уходили, а Жавался дома обед готовить. Раскладывает Жихарка ложки да приговаривает :
Эта ложка Котова, эта ложка простая - Петина, а эта точёная ручка золдочёная. Это Жихаркина. Никому не отдам.
Как- то раз прослышала лиса, что Жихарка один дома остался и так захотелось ей жихаркиного мясца попробывать (около домика появляется лиса, ходит вокруг, принюхивается)
Лиса : - Жихарка, выйди ко мне
Жихарка : - Да некогда! Я обед готовлю, скоро кот и петух придут!
Лиса: - Жихарка! Да посмотри в окно, там гости идут, песни поют.
В-ль: Открыл Жихарка окно, чтобы посмотреть, кто же там идёт, а лиса тут как тут.
Схватила Жихарку, утащила его домой, печь жарко истопила.
Лиса: - Обманула я тебя Жихарка! Теперь я тебя съём. А ну садись на лопату, я тебя в печке изжарю!
(Жихарка садится на лопату, широко расставив руки и ноги)
Жихарка: - Так ли я сел, лиса?
Лиса: - Да что ты не умеешь что лт?
Жихарка: - Нет, не умею. Покажи лиса.
(Лиса показывает, а Жихарка толкает лопату в печь)
Лиса: - Ой, спасите, помогите!
Жихарка: - Сиди, лиса, жарься лиса!
Будешь знать как маленьких обижать!
В-ль: А тем временем кот и петух вернулись с охоты. Глядь, а Жихарки нету. Стали они горевать.
Кот раскладывает ложки да приговаривает: Эта ложка Котова, эта ложка Петина, а эта ложка точёная, ручка золочёная. Да нету нашего Жихарки! Нет нашего маленького!
В-ль: Вдруг слышит чьи-то шаги, а это Жихарка вернулся.
Жихарка: - Вот и я! А лиса в печке изжарилась!
В-ль: Обрадовались кот и петух. Стали Жихарку обнимать, целовать. С тех пор кот и петух живут вместе.
Вот и сказке конец, а кто слушал молодец.
В конце исказки совместный танец детей под русскую народную мелодию.
В-ль: Ребята, а какой Жихарка в этой сказке?
Ответы детей.
В-ль: Правильно, Жихарка смелый, отважный, находчивый.
В-ль: Ребята, а какие вы знаете пословицы о дружбе?
1 ребё нок: - Нет друга ищи, а нашёл береги.
2 ребё нок: - Друг познаётся в беде.
3 ребё нок: - Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
4 ребё нок: Птица сильна крыльями, а человек дружбой.
5 ребё нок: - Один за всех и все за одного.
- Как вы понимаете эту пословицу?
Ответы детей.
В-ль: Давайте отправимся дальше по стране сказок.
Ребята, а я вижу здесь какую- то книгу, а в ней письмо от сказочных жителей. Давайте его прочитаем.
Здравствуйте, ребята! Пишет вам письмо Василиса Прекрасная.
Кощей Бессмертный перепутал все сказки, помогите вернуться сказкам на свое место.
В-ль: - Ребята, поможем Василисе Премудрой?
Ответы детей.
Игра «Угадай сказку»
В-ль: Ребята, я буду читать отрывок из сказки, а вы должны будете угадать эту сказку и найти к ней иллюстрацию, чтобы сказка вернулась обратно в книгу.
Читаю отрывки из сказок :
- Тепло ли тебе девица,
Тепло ли моя голубушка
(сказка «Морозко)
Битый небитого везёт
Битый небитого везёт
(сказка «Лисичка- сестричка и серый волк)
- Гуси мои лебедята
- Возьмите меня на крылья
- Унесите к батюшке, матушке (сказка «Терёшечка)
- Несёт меня лиса за темные леса
- За высокие горы
- Котик- братик выручи меня (сказка «Кот, петух и лиса)
- Не пей братец козлёночком станешь
(сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)
- Ступайте вёдра сами домой
(сказка «По щучьему велению)
- Встань передо мной
- Как лист перед травой
(сказка «Сивка- бурка»)
- Ушки мои ушки
- Что вы делали?
- Мы всё слушали.
- А ты хвост?
- Я тебе мешал бежать
(сказка «Лисичка со скалочкой»)
- Мамки- няньки! Собирайтесь, снаряжайтесь
- Приготовьте мягкий белый хлеб какой я кушала
- у родного моего батюшки
(сказка «Царевна -лягушка)
В-ль:
Молодцы ребята, помогли Василисе Премудрой собрать сказки.
В-ль: Пора нам отправляться дальше в путешествие, ведь страна сказок очень большая.
- Ребята,я вижу волшебную шкатулку. Давайте в неё заглянем. Что там? А там загадка. Если мы её отгадаем, то сможем продолжить наше путешествие. Слушайте, внимательно.
- Стоит копна вся в дырках
- На копне гора
- Из горы идёт дым. Что это? (Изба)
А вот и изба. Заходите гости дорогие! Рассаживайтесь поудобнее.
Вдруг за избой раздаётся шум.
Домовёнок - Ой, разбудили меня. Не дали поспать.
В-ль - А ты кто такой?
Домовёнок - Я, домовёнок Кузя
В-ль - Ребята, а кто такой домовой?
Дети - Домовой- это божество, который охраняет домашний очаг. Он не злой, а проказник. Кого полюбит, тому и служит. А уж кого не взлюбит, того из дома выживает.
Домовой - Ребята, послушайте мою загадку:
- Стоит бычище, проклеваны бочище (Изба)
В-ль: - Домовёнок Кузя, у тебя в избе много старинных предметов есть и ребята загадают про них загадки. Посмотрим, какой ты сообразительный.
Дети загадывают загадки.
1 ребёнок - У неё в печурочке золотые чурочки (Дрова в печи)
2 ребёнок - Не бык, а бодает
Не ест, а еду хватает
Что схватит-отдаст
Сам в угол идёт (Кочерга)
3 ребёнок - Сверху дыра, снизу дыра
А посредине огонь да вода (Самовар)
4 ребёнок - Четыре ушка, два брюшка (Подушка)
5 ребёнок - Четыре братца под одной крышей (Стол)
В-ль: - Ай да Кузя, ай да молодец. Все загадки отгадал.
Кузя: - Ой- ой ребята, у меня несчастье. Кощей все сказки перепутал, помогите мне их собрать.
В-ль: Поможем Кузе ребята?
Ответы детей
Дети собирают сказки по разрезным картинкам (Игра «Сложи сказку», «Что сначала, что потом»)
Кузя: - Спасибо, ребята за помощь. А за то, что вы были находчивыми, сообразительными, я дарю вам книгу загадок. А мне пора возвращаться домой. До свидания, ребята.
В-ль: Спасибо, домовёнок Кузя. До свидания.
В-ль: Ребята, наше путешествие тоже подошло к концу, пора возвращаться в детский сад. Дайте произнесем волшебные слова: Раз и два и пять и восемь в детский сад всех переносим.
В-ль: Вот мы и очутились в детском саду. Понравилось наше путешествие? Кому мы помогали в этом путешествии?
Ответы детей.