Валентина Эристави
Конспект занятия по развитию речи «Встреча Весны с Зимой» для детей подготовительной к школе группы с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
«Встреча весны с зимой»
Цель: создание условий для формирования у детей понятий о смене времени года, о сезонных изменениях в природе и животном мире.
Задачи:
Образовательные:
- Закреплять знания детей о временах года, о сезонных изменениях в природе.
Коррекционно-развивающие :
- Обогащать и активизировать словарь детей через подбор к существительным слов, обозначающих признаки предмета; через правильное употребление предлогов; через составление ответов на поставленные вопросы.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Встреча Весны с Зимой“ для детей подготовительной к школе группы с ТНР» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Весна. Конспекты по развитию речи
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Зима
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2020
- Развивать наблюдательность, мышление, речь детей.
Воспитательные:
- Воспитывать любовь к природе, уважительное отношение к лесным обитателям.
Материал: - элементы костюма Лесовичка (шляпа, украшенная сухими листьями, жилет, обшитый шишками);
-магнитные буквы Л, Е, С;
-следы зверей (волк, заяц, лиса, белка, медведь);
-сугробы;
-ель, пеньки, цветы, бревно;
- карточки – пазлы, которые разделены на 2 части, со словами на весеннюю тематику;
- тексты загадок;
-шапочки Зимы и Весны;
-изображение весёлого солнца, маленькие лучики-подарки;
-изображение лесника, леса, лесной ягоды, лесоруба, лисы;
-магнитофон, кассета с музыкой;
-туесок с вареньем.
Предварительная работа:
- экскурсия в зимний лес, наблюдения за сугробами;
- беседа о животных, рассматривание иллюстраций с изображением диких животных; просмотр видеофильма «Дикие животные Сибири»;
- разучивание стихотворения Ф. М. Тютчева «Зима недаром злится»
Ход занятия:
-Сегодня, ребята, я хочу пригласить вас в увлекательное путешествие. Но куда мы отправимся, я вам не скажу.
-Вы сами должны узнать, отгадав загадки.
-Первые буквы отгаданных слов помогут вам в этом.
-А пока закройте, пожалуйста, глаза и представьте, что это будет за место? (звучит музыка, воспитатель перевоплощается в Лесовичка, одевает элементы костюма)
-А помогать вам в путешествии буду я – Лесовичок. Здравствуйте, ребята!
Далее идет диалог детей с Лесовичком.
Загадывание загадок:
1. Дом со всех сторон открыт.
Он резною крышей крыт.
Заходи ты в этот дом-
Чудеса увидишь в нём. (лес)
-Какой первый звук услышали в отгадке? (Ль)
-Найди эту букву?
2. Что за стройная девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год? (Ель)
-С кем сравнивают ель?
-Какой первый звук? (Е)
- Найди эту букву?
3. Бел, да не сахар,
Ног нет, а идёт. (Снег)
-С чем сравнивают снег?
- Как он идёт? (падает)
- Какой первый звук слышите? (С)
- Найди эту букву.
- Какое слово получилось? ЛЕС (читаем).
- Где же мы будем с вами путешествовать? (в лесу).
-Давайте к слову ЛЕС подберём однокоренные слова (лесник, лесная ягода, лесоруб, Лесовичок, лесовоз, лесоповал, лесополоса, лесок) Каждое слово сопровождаем иллюстрацией.
-Где мы с вами очутились? (в лесу)
- В каком лесу? (в весеннем лесу)
- А откуда, ребята, я к вам пришёл? (из леса)
- Где я живу? (в лесу)
-В своём заповедном лесу каких только чудес я не увидел!
- О них я вам поведаю!
- Но сначала я попрошу вас поиграть со мной в мою любимую игру «Прятки».
- Вы будете прятаться на полянке, а я буду вас искать. Кого найду, тот должен мне рассказать, где он прятался. (использовать предлоги – ЗА, -МЕЖДУ, -ОКОЛО, -ИЗ-ЗА, -ПОД, -ПЕРЕД)
-Молодцы, а теперь давайте немного отдохнём.
-Закройте глаза и представьте, что вы сейчас в зимнем лесу! (Звучит музыка Вивальди «Зима»)
-Какой представляется вам зима под эту музыку?
-Что мысленно вы видите?
-Подберите слова – признаки к слову ЗИМА.
-Какая?
Холодная, метельная, злая, вьюжная, лютая, весёлая, снежная, неуютная, суровая, ветреная, студеная…
-Предлагаю вам послушать стихотворение Ф. М. Тютчева «Зима недаром злится».
-Послушайте и скажите: на кого сердится зима? Дети читают произведение по две строчки каждый.
1ребенок - Зима недаром злится, прошла её пора –
Весна в окно стучится и гонит со двора.
2 ребенок - Зима еще хлопочет и на весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет и пуще лишь шумит.
3 ребенок - И всё засуетилось, всё гонит зиму вон-
И жаворонки в небе уж подняли трезвон.
4 ребенок - Взбесилась ведьма злая и, снегу захватя,
Пустила, убегая, в прекрасное дитя.
5 ребенок - Весне и горя мало : умылася в снегу,
И лишь румяней стала, наперекор врагу.
-Почему зима злится на весну? (не хочет сдавать свои позиции)
-С кем сравнивает автор зиму? (с ведьмой)
-Как вы думаете: кто победит в этой борьбе?
-Почему?
- Существует такой закон в природе: На смену зиме придёт обязательно весна!
Звучит музыка Вивальди «Весна».
-Какое время года сейчас?
-К какому времени года можно отнести эту музыку? Почему? (похоже на журчание ручья, капают сосульки, музыка ласковая, весенняя)
-Какие весенние месяцы вы знаете? (март, апрель, май)
-А какой месяц сейчас идёт? (март, первый весенний месяц).
-Хоть по календарю и наступила весна, но в моём лесу ещё очень много снега!
- А на снегу, посмотрите, сколько следов!
-Наше путешествие продолжается, и вы попробуйте определить, где чьи следы.
-Кто верно по следу пойдёт, тот задание найдёт.
На доске 1-я часть слов, в следах найти 2-ю часть слов: СОЛН-ЦЕ, ПТИ-ЦЫ, ПОДСНЕЖ-НИКИ, ПРОТА-ЛИНЫ, СОСУЛЬ-КИ, КА-ПЕЛЬ.
-Прочитай, какое слово получилось?
-А сейчас вы можете составить предложение с каждым из этих слов.
- Предложение должно начинаться со слова «Весной», например: Весной ярко светит солнце. Весной прилетают с юга перелётные птицы.
-Молодцы! Вы верно составили слова, и у вас получились очень интересные предложения. Про какое время года они?
-А теперь, ребята, послушаем, как с Весной Зимушка повстречалась, как они распрощались.
Звучит музыка. Входят Зима, Весна и ребёнок.
Весна : - Здравствуй, Зимушка-зима!
Зима: - Бью тебе челом, Весна - красна!
Расскажи ты мне без утайки,
Почему тебя величают все,
А меня, Зиму - зимушку, ругают все?
Весна : - Потому, что ты больно лютая,
И холодная, и голодная…
Я же тёплая и приветливая.
Все луга и леса орошаю я,
Все луга и леса оживляю я.
Побыла ты, Зима, тут в гостях,
Не пора ли тебе и честь знать?
Зима: - Ну, прощайте, люди добрые, простите.
На зиму зла вы не держите.
Желаю вам добра и света,
Тепла весной и летом!
Ребё нок: - Прощай, Зима, прости и нас,
Что рады мы Весне сейчас!
Что нынче нам Весна милее,
Что о тебе мы не жалеем.
Счастливого пути желаем,
На север с миром отпускаем!
Зима: - В свои права, Весна, вступай!
Природой править начинай!
- Вот видите, как МИРНО весна с зимой распрощались!
- Посмотрите, как по-весеннему светит нам солнышко! (на доске изображение весёлого солнца). Давайте споём про солнышко песенку! (Я рисую солнышко, круглое, большое)
-Оно подарило нам солнечных зайчиков, чтобы всем было тепло и радостно! (силуэты маленьких солнышек)
- Ребята, я очень доволен нашим путешествием!
-На прощанье я вам дарю подарок - кувшинчик с очень ароматным земляничным вареньем.
- Не забывайте про меня, приходите в лес, берегите богатства Леса!
- А ещё можете нарисовать меня и мой замечательный Лес и лесных обитателей! До новой встречи!
Лесовичок уходит в свой лес.