Ирина Иловайская
Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы «Посиделки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить детей с жизнью и бытом русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям.
Задачи:
Познакомить детей с избой - жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (ухват, самовар, чугунок, сундук, печка, пяльце и т. д.);
Обогатить словарь детей народными пословицами, загадками, активизировать в речи детей слова полавочник, рушник, посиделки;
Развивать художественно творческие способности дошкольников;
Публикация «Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы „Посиделки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Посиделки
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей
Материал и оборудование: русская изба - музей с предметами домашней утвари (печка, самовар, чугунок, лавка, полавочник, рушник, ложка, сундук, пяльце на каждого ребенка, иголки, нитки, ножницы.
Предварительная работа: беседы, видео показ, разучивание пословиц о труде и доме.
В: Дорогие ребята, или как назвали бы вас раньше, красны девицы, да добры молодцы приглашаю вас сегодня, мои милые, в русскую горницу на посиделки, чтобы поговорить с вами, рассказать вам о традициях и обычаях народа, а ещё чтобы вы весело и с пользой провели время.
Изба встречает вас красивыми деревянными углами. Проходите не стесняйтесь, по удобнее располагайтесь. Издавна русские люди прославляли свои жилища родные, немало сложено о том пословиц.
Дети отвечают известными им пословицами:
“Домом жить - не лукошко шить”.
“Хозяюшка в дому, что оладушек в меду”.
“Домом жить - обо всём тужить”.
“Что есть в печи - на стол мечи”.
“Много гостей - много новостей”.
В: Просит объяснить детей, о чём говорят некоторые пословицы, затем сама подводит итог.
Ребята, в старые времена был такой обычай у русских людей: как заканчивали полевые работы - собирали урожай, а хлеб в закрома засыпали, коротали осенние, да зимнее вечера вместе. Такие вечера называли посиделками. Во время посиделок проводили время за любимым делом: кто за прялкой сидит, кто узоры вышивает, одни из глины посуду лепят, другие из дерева вытачивали ложки да плошки. А ещё такие вечера становились вечерами загадок, шуток; водили хороводы, то песню споют, устраивали соревнования - кто кого переговорит.
Вот и работа у них и спорилась. Весело было!
В: Ребята, а вы знаете, что загадки появились давным-давно, в те времена, когда люди не умели читать и писать, она указывает на особые признаки и свойства, которые присущи только загадываемому предмету. Я загадаю вам загадки, а вы смотрите кругом на отгадки.
Разгадывание кроссворда:
По вертикали:
1. Говорит дорожка - два вышитых конца:
“Утру я насухо водицу, и с рук, и с мокрого лица” (РУШНИК)
3. На ней люди сидели, спали.
Гостей на неё в “красный угол” сажали. (ЛАВКА)
6. Тёмный короб - вещей в нём ворох. (СУНДУК)
7. Покрывало для лавки. (ПОЛАВОЧНИК)
По горизонтали
2. Рогат - да не бык
Хватает - да не сыт,
Людям отдаёт, сам на отдых идёт. (УХВАТ)
4. В небо - дыра, в землю - дыра,
А посередине - огонь да вода. (САМОВАР)
5. Черненький пузатенький,
Любит в печке жариться,
В нём суп и каша варится. (ЧУГУНОК)
8. Маленький черпачок, красненький колпачок,
Три раза в день берётся
И опять на место кладется. (ЛОЖКА)
9. Толстая Федора
Наедается нескоро,
Но зато, когда сыта - от Федоры теплота. (ПЕЧКА)
В: Молодцы ребята справились!
В: Чтобы в избе было тепло и уютно печь топили дровами, давайте мы с вами представим, как наши предки заготавливали дрова для печи. “Азбука физкульт минуток для дошкольников”
За дровами мы идём
И пилу с собой несём. (Ходьба)
Вместе пилим мы бревно,
Очень толстое оно.
Чтобы печку протопить,
Много надо напилить. (Дети делают движения повторяющие движения пильщиков)
Чтоб дрова полезли в печку,
Их разрубим на дощечки (Дети делают движения, словно колют дрова)
А теперь их соберём
И в сарайчик отнесём. (Наклоны)
После тяжкого труда
Надо посидеть всегда. (Дети садятся)
В: Во время посиделок молодёжь устраивала соревнования: кто кого переговорит, кто скажет быстрее и без ошибок,
Устраивается мини-конкурс с ребятами на лучшее исполнение скороговорки. (Вручаются призы)
В: А ещё ребята, на посиделках красиво пели, предлагаю вам пройти на полянку и исполнить заводную русскую хороводную.
Дети (исполняют игру) встают в хоровод и под музыку поют:
Ну-ка, “русскую” давайте,
Веселее начинайте,
Прогуляемся, прогуляемся.
Мы похлопаем в ладошки,
Мы потопаем немножко.
Забавляемся, забавляемся.
Ножкой громко застучали,
Чтобы все нас услыхали,
-Постараемся, постараемся!
В: Вы, ребята, не спешите
А немножко попляшите.
Кончит музыка играть.
Матрёшку нужно быстро взять.
В: А вот и подружки с весёлыми частушками.
1 девочка: Вы, подружки дорогие,
В стороне не стойте,
А частушки про платки
Веселее пойте
2 девочка: На платочке два цветочка-
Голубой, да синенький
Про любовь никто не знает -
Только я да миленький.
3 девочка: Снова красненький платочек
На кудрях своих нашу.
На кого взгляну разочек-
В миг того приворожу.
Вместе: Мы девчата боевые,
Не видали вы таких,
А платки на нас какие-
В ярких красках расписных!
В: Но не только на Руси плясали и пели, но и трудиться умели.
Русский народ не мало пословиц сложил о труде назовите некоторые из них: (Ответы детей)
1) Кончил дело - гуляй смело.
2) Дело мастера боится.
3) Не спеши языком, торопись делом.
4) Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
5) Труд человека кормит, а лень портит.
6) Скучен день до вечера, коли делать нечего.
7) У доброго мастера любое дело ладно спорится, а у лодыря всё из рук валится.
В: В старые времена люди на Руси всё делали своими руками: и одежду шили, и мебель с посудой делали, и даже игрушки.
А сейчас, мы своими руками украсим платочки, которые вы сможете подарить маме или сестренке.
Дети за столом вышивают на пяльцах, каждый свой платочек.