Желтышева Виктория
Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы «Настоящий друг»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы "Настоящий друг"
Желтышева В. В.,
МБДОУ «ЦРР – ДС №32», г. Братска
Цель: углублять представления детей об общечеловеческих ценностях; формировать положительную оценку таких качеств, как бескорыстие, порядочность; воспитывать уважение к окружающим, стремление к взаимопомощи, сотрудничеству.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы „Настоящий друг“» размещена в разделах
- Дружба. Учимся дружить
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Эпиграф: «Нет друга- ищи, а нашел – береги!»
План:
1. Приветствие
2. Вступительное слово.
3. Разбор ситуаций. Диалоги друзей.
4. Мозговой штурм. Настоящий друг, какой он?
5. Интерактивная беседа «Друзья и товарищи»
6. Деловая игра «Учимся сотрудничать».
7. Подведение итогов (рефлексия).
Ход занятия:
I. Приветствие:
Игра «Паутинка».
Воспитатель. Сегодня мы поприветствуем друг друга при помощи клубка, протягивая друг к другу дорожки дружбы. Дети передают клубок, приветствуя друг друга.
- Посмотрите, сколько дорожек дружбы от нас протянулось друг к другу. Давайте поднимем руки вверх и посмотрим, как эти дорожки превратились в волшебную крышу. Что мы видим на этой крыше? (Треугольники, квадраты и другие фигуры.)
- А теперь, положите паутинку на пол, а я осторожно сверну эти маленькие дорожки дружбы в клубок, чтобы они превратились в одну дорогу, которая никогда не разорвется.
II. Вступительное слово
- Человек не может жить без других людей. Все мы живем среди людей. С одними мы видимся в садике, с другими - отдыхаем, с третьими - встречаемся в кружке, секции. Мы связаны совместной деятельностью (занятием). И если нас объединяют общие интересы, общее дело, симпатия друг к другу, то можно назвать нас товарищами. А самая высокая ступень товарищества - это дружба. Сегодня мы будем говорить о том, что такое настоящая дружба и что она дает человеку.
II. Разбор ситуаций. Диалоги друзей
Сейчас мы посмотрим несколько сценок, в которых участвуют двое друзей. Посмотрите внимательно и послушайте, как ведут себя ребята в разных ситуациях, и дайте оценку их поступкам.
Ситуация первая. Знакомьтесь: Даша и Маша.
Выходят две девочки.
Даша уже 2 часа делала аппликацию, и тут к ней приходит ее подруга Маша.
Маша. Гулять пойдешь?
Д а ш а. Да я еще аппликацию не доделала. Никак не получается! Еще и имя написать свое хотела!
М а ш а. Да не переживай! Я за тебя напишу и доклею!
Д а ш а. О! Ес! Ты настоящая подруга!
Воспитатель. Как вы считаете, можно ли назвать Машу настоящей подругой? Как бы вы поступили на месте Маши?
Примерные ответы детей :
- Маша настоящая подруга. Она же помогла дописать и сделать аппликацию.
- Машу нельзя назвать настоящей подругой, она думает только о своих интересах - сейчас хочется гулять.
- Я бы сделал так: зашел бы к Даше, помог бы ей доклеить и подождал, когда она напишет сама имя. А потом с чистым сердцем пошел бы с ней гулять.
Итак, настоящий друг думает не о своих интересах, а о том, как помочь товарищу.
Еще одна ситуация. В ней участвуют Сергей и Антон.
К доске выходят 2 мальчика.
На занятии по математике Сережа обнаружил, что у него сломан карандаш.
Сергей. Ой, карандаш сломан!
А н т о н. А у меня на столе лишний лежит!
Сергей. Будь другом, дай, а то я пока точить буду, самым последним все сделаю!
А н т о н. А что ты мне за это дашь?
С е р г е й. Ну, не знаю. Поиграть своей машинкой.
А н т о н. Да зачем мне твоя машинка. Вот если бы ты мне ее подарил.
С е р г е й. Да ладно, давай уж!
Как вы считаете, Антон поступил, как настоящий друг? Как бы вы поступили на его месте?
Примерные ответы детей :
- Конечно, он же мог скрыть, что у него есть карандаш.
- Он выручил Сергея, но и про себя не забыл.
- Если бы Антон был настоящим другом, он дал бы карандаш просто так и ничего бы за это не потребовал.
- Сергей просил карандаш не насовсем, а только пописать, и даже из такой мелочи Антон захотел извлечь выгоду.
- Я не хотел бы иметь такого друга, как Антон. Он воспользовался тем, что Сергей оказался в безвыходной ситуации.
- Антона нельзя назвать другом, он жадный, из всякой мелочи хочет получить выгоду.
- Я бы дал карандаш просто так, а потом бы Сергей меня выручил -так поступают настоящие друзья.
Ребята, хотели бы вы иметь такого друга, как Антон?
Дети отвечают хором, что не хотели бы.
Таким образом, из этой ситуации мы делаем вывод, что настоящий Друг должен быть бескорыстным.
А теперь рассмотрим третью ситуацию. В ней участвуют Гриша и Вова.
Гриша и Вова - друзья. Вова сидит возле окна, а Гриша - возле Двери. Они любят играть в футбол во время прогулки. Так случилось и в этот раз.
В центр выходят 2 мальчика. Один становится возле окна, другой отходит к двери.
Вова. Гришка, мячик принес?
Гриша. Конечно!
В о в а. Давай пас!
Гриш а. Лови!
Гриша размахивается и делает вид, что бросает мячик.
В о в а. К сожалению, я не смог поймать мяч, и он угодил в окно.
Воспитатель. Так-так! Кто разбил стекло?
Вова. Это он бросил. Я тут ни при чем!
Воспитатель. Ты бросил мяч?
Гр и ш а. Ну, я.
Воспитатель. Какой кошмар. Придется позвонить твоим родителям, чтобы они вставили стекло! Безобразие! (Поворачивается, отходит в сторону.)
Вова. Ну, что в футбол играть будем?
Гр и ш а. Да нет, что-то не хочется! Участники сценки садятся на место.
Воспитатель. Как вы думаете, ребята, почему Грише расхотелось играть в футбол? Как бы вы поступили на месте Вовы?
Примерные ответы детей :
- Он расстроился из-за выговора.
- Ему было обидно, что друг его выдал.
- Вова повел себя не по-товарищески, он выдал Гришу, поэтому Гриша обиделся.
- Гриша обиделся, потому что он один понес наказание, а ведь его друг тоже виноват.
- Вова тоже виноват. Если бы он был настоящим другом, он бы взял часть вины на себя, тогда бы Грише не было так обидно.
- Вова даже больше виноват: это он попросил бросить ему мячик, а сам не смог поймать. Из-за него стекло разбилось. А у него не хватило мужества, признаться.
Хотели бы вы, ребята, чтобы у вас бал такой друг, как Вова?
Дети дружно отвечают, что нет.
Из этой ситуации мы можем сделать вывод, что друг познается в беде.
IV. Мозговой штурм. Настоящий друг, какой он?
А теперь мы проведем с вами операцию, которая называется «Мозговой штурм». Эту операцию проводят, когда нужно быстро решить какую-нибудь проблему. Мы решаем следующую проблему: настоящий друг, какой он. Вы будете произносить свои мысли и рассуждения на эту тему, а я буду записывать все это на доске.
В течение 5 минут дети называют слова: помогает, уважает, доверяет, защищает, говорит правду, бескорыстный, поддерживает б беде, откровенный и т. п. Записываю ключевые слова на доске.
Ну а теперь попробуем ответить на вопрос, кого можно назвать настоящим другом.
Добиваться ответов типа:
- Настоящий друг - тот, кто тебя уважает, кто помогает в трудную минуту.
- Настоящий друг - тот, что не льстит тебе, а говорит правду о твоих недостатках.
- Настоящий друг - тот, кто помогает бескорыстно.
- Настоящий друг - тот, кому ты доверяешь, с кем ты можешь быть откровенным.
- Настоящий друг - тот, на кого можно положиться, кто не бросит в беде.
- Настоящий друг - тот, кто умеет хранить тайны.
IV. Интерактивная беседа «Друзья и товарищи»
Воспитатель. Как вы думаете, ребята, много ли должно быть у человека настоящих друзей?
Действительно, многие мыслители говорят о том, что настоящих, близких друзей немного, не у каждого человека они есть. Но мы живем среди людей. Все ребята в нашей группе не могут быть нам близкими друзьями. Как же нам строить отношения между собой?
Примерный ответ детей :
- Отношения должны быть дружескими, товарищескими, доброжелательными.
V. Деловая игра «Учимся сотрудничать»
Действительно, отношения в группе должны быть дружескими, товарищескими. И от этого зависит успех любого дела. Недаром многие современные бизнесмены тратят большие деньги, чтобы сдружить своих сотрудников: устраивают совместные вечера, путешествия, собрания. От этого выигрывает бизнес.
И в нашей маленькой группе будет намного легче и интереснее жить, если мы сможем создать атмосферу дружбы и сотрудничества.
Сейчас мы проведем игру. Объявляется набор в экипаж космического корабля. Нужно подобрать такие группы людей, которые смогут вместе решать трудные задачи.
Всем претендентам нужно пройти испытание - за 5 минут собрать картинку из нескольких деталей (прямоугольники, треугольники, круги, наклеить эти детали на лист бумаги и прикрепить к доске.
Итак, разбиваемся на группы по 4 человека. Я прошу вытащить вас из коробки кружок. Те дети, у кого оказались кружки одинакового цвета собираются в одну команду.
Каждой команде надо собрать аппликацию. Готовы? Начали…
Испытание закончилось. Спасибо всем ребятам за работу. А теперь у меня по 2 вопроса к командам. Довольны ли вы результатом? Что вам мешало работать?
Примерные ответы детей :
- Работой довольны, вместе работать здорово, интересно.
- Могло получиться лучше, но не было согласованности, сотрудничества.
- Не понравилось работать в этом составе, все критиковали друг друга, ссорились, ругались.
- Плохо поработали, кто-то все хотел делать сам.
VI. Подведение итогов (рефлексия)
Наш сегодняшний разговор о дружбе закончен. Мы его обязательно продолжим. Что нового вы узнали сегодня? Чему научились? О чем задумались? Какие чувства возникли у вас во время нашего занятия?
Примерные ответы детей :
- Узнали, что такое настоящий друг.
- Научились работать в команде, в коллективе.
- Задумался о том, какой я друг.
- Пожалел о том, что у меня еще нет настоящего друга.
- Почувствовал радость, что у меня есть настоящие друзья.
Посмотрите, какие прекрасные цветы расцвели у нас в группе. Я думаю, что это цветы добра. Положите цветок добра и хорошего настроения на обе ладони.
Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам очень хочется её послушать.
Мысленно поместите все добро и хорошее настроение этого цветка себе внутрь, в свое сердце. Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляя вам радость. У вас появляются новые силы, силы здоровья, счастья и радости.
Вы чувствуете, как ваше тело наполняется удовольствием и радостью. Как приятно вашему лицу, как хорошо и радостно становится вашей душе.
Вас овевает теплый ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение.
Я хочу, чтобы вы запомнили то, что сейчас чувствуете, и взяли с собой. Тёплые чувства и хорошее настроение будут по-прежнему с вами.
Откройте глаза, посмотрите по сторонам, пошлите друг другу добрые мысли.