татьяна никандрова
Конспект занятия по развитию речи «Составление рассказа по серии сюжетных картин «Как щенок нашел друзей»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи.
(старшая группа)
Тема : Составление рассказа по серии сюжетных картин «Как щенок нашел друзей».
Цель: создать условия для формирования навыков связного, последовательного изложения событий по серии сюжетных картин.
Задачи :
1. Способствовать формированию умения внимательно рассматривать картинки, выделять главную мысль (с помощью воспитателя).
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Составление рассказа по серии сюжетных картин „Как щенок нашел друзей“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Собака, щенки. Составление рассказов и описания по картинам
- Собака, щенок. Все про собак для детей
- Собака, щенок. Конспекты занятий
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
2. Выстраивать последовательность событий в соответствии с логикой.
3. Составлять целостный рассказ по серии сюжетных картинок, пользуясь разными видами предложений.
4. Воспитывать умение выслушивать друг друга, не перебивать во время выполнения задания.
5. Обогащение повествования рассказа выразительными средствами русского языка (однородными членами предложения, эпитетами, синонимами).
6. Расширение, уточнение и активизация словарного запаса детей.
7. Воспитание бережного, заботливого отношения к животным.
Оборудование :
1. ССК «Как щенок нашел друзей» (№1, №2, №3, №4).
2. Пиктограммы.
3. Мячик.
4. Кукла Фырка
Ход занятия :
I . Воспитатель : Ребята, кто-то к нам стучится, давайте посмотрим кто это. Ой, да это Фырка! Давайте поздороваемся с ним.
Дети: Здравствуй, Фырка!
Фырка: Здравствуйте ребята! А я к вам не просто пришел в гости, мне нужна ваша помощь. Получил письмо, а в нем загадка, только не знаю про кого. Вы мне поможете отгадать ее?
Дети: Да, поможем.
Фырка: Слушайте внимательно. (Стихотворение - загадка Т. А. Шорыгиной).
1.«Он забавный, неуклюжий,
Прямо в нос меня лизнул,
Напустил в прихожей лужу
И хвостом слегка вильнул.
Я чесал его за ухом,
Щекотал ему живот,
Стал он самым лучшим другом
И теперь у нас живет.» (Щенок)
Дети : Щенок.
Фырка : Объясните, почему вы так решили. Назовите слова, которые помогли вам догадаться.
Дети: Забавный; неуклюжий; лизнул; хвостом вильнул.
Воспитатель: Фырка, ты понял о ком эта загадка?
Фырка: Да, спасибо ребята. Это загадка про щенка.
Воспитатель: Ты наверное устал, отдохни, а мы с ребятами поиграем.
( Дидактические игры : «Подбери признак», «Подбери действие»- лексические игры с мячом).
Воспитатель: Нужно передавая мяч друг другу назвать слова – признаки описания щенка.
-Щенок (какой) пушистый, гладкошерстный, ласковый, умный, толстый, маленький, рыжий, серый, пятнистый, забавный, веселый т. д.
-Молодцы, а сейчас мы будем называть отдельные действия, которые может выполнять щенок.
-Щенок (что делает?) играет (с мячиком, спит (сладко, лает (громко, скулит (жалобно, кусается (больно (грызет косточку, лакает (воду).
- Садитесь, пожалуйста. (дети садятся на стульчики)
II. Рассмотрев картины, вы расскажете, что произошло и о ком эта история.
На магнитную доску по очереди выставляю сюжетные картины.
Воспитатель: ребята, внимательно посмотрите на картину и ответьте на мои вопросы.
-Картина №1 : Какое время года изображено на этой картинке? Почему вы так думаете? Кто изображен на картине? Что делает щенок? Как он выглядит? Какое у щенка настроение? Почему вы так думаете? Как вы думаете, щенок находится в городе или в деревне? Почему вы так решили? Почему щенок такой печальный? Почему щенок никуда не уходит?
-А теперь давайте с вами сформулируем главную мысль картины :
- щенок гуляет. Щенок и кот. Щенок остался во дворе под дождем. Дети и собака.
Нашей главной мысли подходит эта пиктограмма (1).
- Картина № 2 : Кого вы видите на этой картине? Как одеты девочки? Что у них в руках? Почему девочки остановились возле щенка? Как выглядит щенок? Почему он опустил голову? Какой идет дождик? Что почувствовали девочки к щенку? А как чувствовал себя щенок?
-Назовите главную мысль этой картины : Девочки и дождик. Девочки увидели щенка. Щенок под дождем. Зонтик и щенок. Щенок у девочек.
К этой картине подойдет эта пиктограмма (2).
-Картина № 3 : Кого вы видите на этой картине? Где находятся девочки и щенок? Как одеты девочки? А как выглядит щенок? Что он делает? Как смотрят девочки на щенка? Что изображено на картине, висящей на стене?
- Давайте назовем главную мысль в этой картине :
Девочки смотрят на щенка. Девочки и щенок. Щенок играет. Дети едят. Девочки кормят щенка.
А какая пиктограмма подойдет сюда. Молодцы, правильно. (3)
- Картина № 4 : Что делают девочки на этой картине? А что делает щенок? Почему он уснул? О чем могут разговаривать девочки? Почему они решили забрать щенка домой? Как девочки смотрят на щенка?
- Определите, какая главная мысль в этой картине :
- Щенок ест. Щенок уснул на коврике. Щенок прыгает. Девочки сидят на диване.
-Скажите, последняя пиктограмма подходит сюда. Правильно молодцы.
Мы подобрали главные предложения или названия к каждой картине.
1. Щенок остался во дворе под дождем.
2. Девочки увидели щенка.
3. Девочки кормят щенка.
4. Щенок уснул на коврике.
Эти главные предложения называются планом рассказа. А пиктограммы показывают нам план схематично, чтобы было легче рассматривать.
- Вставайте, сейчас мы с вами поиграем.
Физкультминутка с мячом. (Дидактическая игра «Окончи предложение»)
(Задаю вопрос, бросаю мяч ребенку; ребенок отвечает, бросает мяч обратно).
- Наступила поздняя…
- Девочки сидели….
- Уже почти все листья …
- Щенок сладко спал, а девочки…
- Во дворе гулял ….
- Щенок не знал, куда ему идти и сидел….
- Щенок поел и сразу….
-Подружки решили забрать…
- Дома девочки….
-Две девочки увидели….
- Теперь у подружек появился настоящий ….
- Садитесь, пожалуйста.
- Пока мы с вами играли, Фырка тоже поиграл и перепутал наши картины с пиктограммами. Нам с вами надо вспомнить: что было в начале этого рассказа, что в середине, что в конце и расставить картины с пиктограммами по порядку.
-Как можно назвать рассказ?
- Осенью во дворе.
- Как девочки нашли друга.
- Девочки и щенок.
- Как щенок нашел друзей.
- Сейчас вы сами будете составлять рассказ, а пиктограммы в этом помогут. Внимательно слушайте друг друга и будьте готовы продолжить рассказ.
(рассказы детей по цепочке) .
- Скажите, может кто-то сам хочет рассказать полностью рассказ?
III. Скажите, пожалуйста, чем сегодня мы занимались на занятии? Чему научились? Как отнеслись девочки к щенку в рассказе? Как должны люди относится к животным? Природе?
(ответы детей)
Фырка: Спасибо, ребята. Мне очень понравилось, и я много узнал у вас сегодня. До свидания, мне пора улетать.
Занятие окончено.