Ирина Фомина
Конспект занятия по развитию познавательных способностей и речи детей на тему: «Кручу, верчу — все знать хочу!»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательная деятельность.
Конспект занятия по развитию познавательных способностей и речи детей на тему : «Кручу, верчу - все знать хочу!»
возрастная группа 6 - 7 лет
Интеграция образовательных областей: Социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, развитие речи.
Цель:
Публикация «Конспект занятия по развитию познавательных способностей и речи детей на тему: „Кручу, верчу — все знать хочу!“» размещена в разделах
- Развитие интереса к явлениям и предметам в окружающем мире. Расширение знаний безопасного поведения.
Задачи:
Образовательные:
- Расширить знания об электричестве и электроприборах.
- Обобщить знания детей о пользе и опасности электричества.
- Пополнить словарь детей новыми понятиями «гидроэлектростанция», «электрический ток».
Развивающие :
- Активизировать речь и мыслительную деятельность детей. Способствовать умению четко и грамотно формулировать свою мысль.
- Развивать зрительное и слуховое внимание, словесно-логическое мышление, память, творческое воображение.
- Развивать социальные и коммуникативные навыки детей в совместной деятельности.
Воспитательные:
- Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам через умения слушать товарища и принимать мнение другого.
- Воспитывать элементарные навыки безопасного поведения в быту при обращении с электричеством.
Демонстрационный материал: Электрочайник, магнитофон, предметные картинки,
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательно-поисковая, экспериментальная
Предварительная работа: Беседа «Про электричество в прошлое и настоящее время»; заучивание загадок и стихов об электроприборах; рассматривание иллюстраций с изображением электроприборов; подбор предметов, работающих от батареек, аккумуляторов, элементов питания, для выставки; рассказы детей из личного опыта.
Методы и приемы: Словесные, наглядные, практические.
Образовательные технологии: Игровая.
НОД:
Воспитатель: Дети, сегодня я вам предлагаю пройтись по помещениям нашей группы и рассмотреть электричество в нашей группе. Вы согласны со мной?
Дети: Да.
Воспитатель: (дети вместе с воспитателем останавливаются около всех выключателей, включают и выключают лампы)
Почему это происходит, откуда берется свет в лампах?
Дети: С помощью электрического тока.
Воспитатель: Да, дети в стенах замурованы провода, они подходят к выключателю, а от него идут к лампам, выключатель соединяет или разъединяет провода. Когда мы его включаем, провода соединяются и электрический ток сразу бежит к лампочкам – они загораются. Когда мы выключаем, провода разъединяются – ток не может бежать по пустоте (по воздуху) – лампы гаснут.
Что такое электричество, кто знает? (энергия невидимая для глаза)
Да, верно, электрическая энергия может быть превращена в свет, тепло, в быстрое движение, выключатель регулирует.
Давайте сейчас немного поиграем.
Сжать кулачки, выставить указательные пальчики навстречу друг другу и показать, как соединяются провода, когда их выключатель сомкнул и наоборот (воспитатель два, три раза зажигает свет и гасит его, дети демонстрируют на пальцах).
(предлагаю детям подойти к окнам, найти глазами провода, которые идут по улице, подходят к зданиям)
Как вы думаете, почему мы видим провода? Откуда они тянутся?
Дети: По ним бежит ток с электростанции во все здания, ко всем домам, в каждую школу, в наш детский сад, магазин и т. д.
Воспитатель: Да, верно, ребята – провода тянутся издалека с электростанции, по ним бежит ток высокого напряжения – очень опасный для жизни.
Почему провода натянуты так высоко?
Дети: Чтобы люди до них не дотрагивались.
Воспитатель: Верно, электрическая энергия необходима людям для жизни – она дает много света и тепла. Загадываю загадку:
Вижу розетку вверху на стене,
И интересно становится мне,
Что за таинственный зверь там сидит,
Нашим приборам работать велит?
(Электричество)
(дети отгадывают)
Воспитатель: А вы хотите узнать, как к нам в дом приходит электричество?
(показ иллюстрации)
Это – гидроэлектростанция. Под большим напором вода поступает в турбину, где с помощью генератора вырабатывается электричество. Оно подаётся в специальные подстанции, а от них потом по проводам бежит к нам домой, в больницы, на заводы и туда, где люди не могут обойтись без электричества.
Воспитатель: Скажите, а для чего люди ещё используют электричество, кроме освещения помещения?
Дети: Для пользования электроприборами
(воспитатель предлагает дидактическую игру «Не ошибись»)
На панно выставлены в ряд картинки, воспитатель предлагает на верхний ряд выставить картинки с изображением тех предметов, которые не могут существовать без электричества (телевизор, магнитофон, утюг и т. д.)
На нижний ряд выставить картинки с изображением тех предметов, которые работают на бензине т. е могут обходится без электричества. Почему?
(дети разлаживают картинки, объясняя выполненное задание)
Физкультминутка
(Воспитатель предлагает детям игру «Загадки – отгадки»)
Игра «Загадки-разгадки»
Дети по очереди загадывают загадки. После ответов детей, правильный ответ сопровождается показом иллюстраций.
1 -й ребенок:
Пыль увижу – заворчу,
Заверчу и проглочу! (Пылесос)
2 – й ребенок:
В неё сначала бельё загружай,
Насыпь порошок и в розетку включай,
Программу для стирки задать не забудь,
А после ты можешь пойти отдохнуть. (Стиральная машина)
3-й ребенок:
Помялось платье? Ничего!
Разглажу я сейчас его,
Работать мне, не привыкать…
Готово! Можно надевать. (Утюг)
4-й ребенок:
Живут там разные продукты,
Котлеты, овощи и фрукты.
Сметана, сливки и колбасы,
Сосиски, молоко и мясо. (Холодильник)
Воспитатель: Назовите еще, какие вы знаете приборы, которые работают на электричестве?
Дети: Чайник, магнитофон, печь и т. д.
(воспитатель показывает магнитофон, провод, вилку, розетку)
Воспитатель: К розетке подходит ток, когда вилка входит в розетку, она соединяет провода и ток бежит в магнитофон. В магнитофоне тоже есть кнопочка – выключатель, который подает ток и отключает его. (воспитатель включает, отключает магнитофон)
Как работает электрочайник? Что находится внутри?
(дети рассказывают, воспитатель наливает в чайник холодную воду – вода закрыла спираль, включает в розетку)
Ток побежал в тэн, спираль и начал его греть. Электрический ток – опасен для жизни, нельзя трогать, работающие приборы. Это могут делать только взрослые.
(воспитатель убеждает детей о том, что вода начала греться и уже закипает очень быстро, обращая внимание детей на пар)
Вода закипела, превратилась в кипяток, значит чайник надо отключить.
Вывод: С помощью электроэнергии в доме работают разные приборы – они облегчают труд людей, вносят радость и уют. Электроэнергии нужно много, чтобы во всех домах работали все приборы, поэтому электричество надо беречь, экономить – выключать лишние приборы и лампочки.
Дети, что интересное узнали на занятии? Что запомнилось больше всего?