Наталия Клепикова
Конспект занятия по развитию фонетико-фонематических представлений для детей 5–6 лет «Дифференциация звуков [а]-[у]»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема занятия : «Звуки А-У».
Цели занятия : дифференциация звуков [А] - [У].
Коррекционно-образовательные:
- учить детей давать сравнительную характеристику звукам [А] и [У], подбирать слова (картинки) на заданный звук;
- учить определять звук по артикуляции.
Коррекционно-развивающие :
- развивать фонематический слух;
Публикация «Конспект занятия по развитию фонетико-фонематических представлений для детей 5–6 лет „Дифференциация звуков [а]-[у]“» размещена в разделах
- Буква А и звук [А]. Конспекты занятий
- Буква У и звук [У]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие фонематического слуха
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2019
- формировать навык звукового анализа и синтеза;
- закреплять понятие «гласный звук»;
- развивать умение выделять ударный гласный звук в начале слов;
- развивать просодические компоненты языка;
- выделять звуки из состава слогов, слов (ударный звук в начале слогов, слов);
- развивать общую моторику.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать у детей усидчивость и умение обращаться с раздаточным материалом.
Оборудование: зеркало для каждого ребёнка, предметные картинки со звуками [А] и [У] в начале слов, корзинки, магнитная доска, схема с символами звуков, символы звуков каждому.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Логопед: - Сегодня мы с вами вновь отправляемся в путешествие в страну звуков. «Вокруг себя повернись, на полянке очутись».
2. Объявление темы занятия.
Логопед: - Ребята, посмотрите на полянку. Кого вы на ней видите? (Ответы детей : мальчика и девочку). Да правильно, это мальчик Алик и девочка Уля. Они спорят, чей звук лучше? Поможем им выяснить это.
- Как вы думаете, какой любимый звук Алика? Ули?
3. Сравнительная характеристика звуков [А] и [У].
Дети произносят звуки, а затем их сравнивают, чем они похожи, чем отличаются. (При произнесении звука [А] – рот широко открыт, а при произнесении звука [У] – губы вытянуты трубочкой. Но оба эти звука гласные, и обозначаются фишками красного цвета).
- Молодцы, эти звуки отличаются только положением губ.
4. Игра «Какой звук я загадала?»
- Я хочу поиграть с вами, узнаете ли вы звук, который я хочу произнести?
Логопед показывает звук артикуляцией, а дети отгадывают звук.
5. Игра «Споём песню»
- Эти звуки отличаются положением губ и символы у них разные.
- Я покажу вам символ, а вы назовите, какой звук он обозначает
О – (звук А, о – (звук У)
Споём песенку по схеме, чтобы подружить и развеселить Аиста и Утку. У меня есть разные схемы песен: в этих песенках только три звука, а в этих – пять. Подумайте и решите, какой песенкой вы справитесь, какую песенку вам хочется спеть, такую схему и возьмите.
6. Развитие фонематического слуха
- Поиграем, чтобы не путать звуки. (Среди гласных звуков, в закрытых слогах, в словах в ударной позиции). У детей символы звуков – большие и маленькие кружочки. Логопед произносит звуки, слоги и слова, а дети показывают символ.
7. Развитие дыхания и голоса.
- А сейчас мы будем произносить звуки и показывать их руками.
«А» - руки разводим широко, «У» - вытягиваем руки вперёд. Длинные звуки и короткие.
8. ФМ «Автобус» - Железновой
- А сейчас я вам предлагаю отправиться в магазин и выбрать подарки для Алика и Ули.
На чём можно отправиться в магазин? (Ответы детей).
9. Закрепление звуков в слогах.
Д/у «Запомни и повтори»
Пока мы пели песни и играли со звуками, закрылся магазин с подарками. Чтобы его открыть, скажите волшебные слова:
АН-АН-УН и т. д.
10. Развитие фонематического анализа (или закрепление звуков в словах).
Д/у «Подарки для Аиста и Утки» - дети называют все картинки. Потом логопед предлагает каждому взять картинку и повесить на доску Алику или Уле, исходя из первого звука в названии картинки.
- Это АЗБУКА, я дам её Алику.
Какие подарки у Алика? У Ули? Почему выбрали именно эти подарки? Все ли правильно?
11. Развитие фонематического синтеза.
- Покажем Алику и Уле, что их звуки тоже могут дружить.
Оо – читаем «АУ». Кто так кричит? (Мальчик, который заблудился в лесу)
оО – читаем «УА». Кто та кричит? (Малыш, который зовёт маму)
12. Развитие фонематического анализа.
- Какой первый звук был в слове малыша? А второй?
- Какой первый звук был в слове мальчика? А второй?
13. Итог занятия.
Логопед: - С какими звуками мы играли? Чем похожи эти звуки? Чем отличаются?
14. Оценка работы детей.
15. Рефлексия.
- Что вам понравилось в путешествии?
- Что было сложно?