Анна Русняк
«Нейрографика» в работе с детьми дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Все мы знаем, что главная задача педагога – жизнь и здоровье ребенка!
Мы, педагоги уделяем большое внимание физическому здоровью детей, но, к сожалению, при этом без особого внимания остается психологическое здоровье ребенка. И это очень зря, ведь эмоции - это реакции человека на определенные события и действия в его жизни.
Вспомните какие последние эмоции Вы переживали?
А теперь, какие Вам нужно было приложить усилия, чтобы перебороть страх, тревогу, волнения? И когда это все проанализируем, можем сделать вывод, что мы, взрослые люди, не всегда можем справиться с эмоциями. Мы их «выплескиваем» на окружающих людей, предметы через гнев, крик или находим другие способы успокоиться. Взрослые люди, в силу уже сформировавшегося жизненного опыта, каких- то знаний, привычек, умения абстрагироваться, могут себя контролировать, сдерживать. Иногда даже предупреждая окружающих словами: «Не нервируй меня, Муля!»
А теперь представим, как тяжело детям. Ведь страхи, тревога, низкая самооценка – это симптомы психологического нездоровья детей. В связи с этим возникает необходимость поиска методов, техник, стабилизирующих и корректирующих психоэмоциональное состояние и психологическое здоровье детей. На помощь педагогу приходит большое количество разных техник и методик, таких, например, как: дыхательная гимнастика, сенсорные ящики, игрушки – антистерсс, игры с бумагой, глиной, пластилином, «арт-теропия», «пескотерапия» и многие другие.
Я же хочу поделиться с вами еще одним методом. Этот метод достаточно современный, инновационный, популярный. Это метод «НейроГрафики». Я его использую недавно, хочу отметить, что этот метод, и не доказан с точки зрения науки, но дает положительные результаты.
Для начала, я вас познакомлю с автором этого метода – это Павел Михайлович Пискарёв, доктор психологических наук, профессор. В 2014 году он запатентовал свой метод, и уже в 2019 году метод был признан научным. И сейчас это самый быстро развивающийся метод в мире, который интересует всех специалистов, имеющих отношение к психологии, педагогике, а также применяется и коуч – тренерами. Этот метод объединяет четыре науки. Это образование, терапию, педагогику и искусство.
Если посмотреть на название «НейроГрафика», то это сложное слово, которое состоит из двух простых слов. Это нейро – нерв, а соответственно мозг и его работа и графика - это рисование линий и фигур. НейроГрафика состоит из 8 алгоритмов. Первый, самый популярный, широко распространенный и применяемый с детьми дошкольного возраста это «Алгоритм Снятия ограничений». Этот алгоритм помогает снять напряжение, снизить накопленную боль, избавится от стресса и в результате получить вдохновение, успокоится.
В нейрографике есть основные элементы.
Первый и самый важный элемент – это нейрографическая линия. Прежде чем работать с детьми, необходимо и учиться и тренироваться рисовать именно её. Она уникальна тем, что напоминает ветви деревьев, корни, движения рек, и не повторяется ни на одном участке листа во время рисования. Она не должна быть острой, слишком извилистой. Поэтому этот навык с детьми необходимо отрабатывать в первую очередь.
Также в нейрографике основными элементами являются фигуры: круг, квадрат и треугольник. Эти фигуры встречаются в жизни людей с самого рождения. И независимо от восприятия, у каждого человека они вызывают определенные ассоциации.
По данным психологов:
Круг – это совершенная гармония, это защита, это некоторая завершенность. Рисуя круг, человек гармонизирует свое эмоциональное состояние.
Квадрат – это фигура стабильности, прочности, вечности. Если в нейрографике мы хотим зафиксировать определённые результаты, внести стабильность в рисунок, тогда используем квадрат.
И третья фигура – это треугольник. На первый взгляд, это фигура конфликтная, имеющая острые углы. Но, тем не менее, без неё обойтись никак нельзя в нейрографике, потому что треугольник это некий «трамплин», который даёт нам именно движение вверх, какой-то прорыв, какую-то активность. Поэтому треугольник также используют, когда рисуют нейрографику.
Психологи советуют, что новичкам в нейрографике, и особенно детям, необходимо использовать именно круг для того, чтобы решать определённые психологические задачи.
Этот метод имеет ряд преимуществ. Понятно, что здесь задействована мелкая моторика, а это для ребенка очень важно, развивается воображение, фантазия. Но!
Во-первых, нейрографика позволяет с помощью простых геометрических фигур выразить переживания какие-то, конфликты, проблему и не только выразить, но еще и трансформировать (перенести) свою проблему в позитив, решение, достижение. Поэтому нейрографика – это безопасное пространство для проживания эмоций.
Во-вторых, рисовать нейрографику может каждый. И это тоже большое преимущество, особенно в работе с детьми. Рисуя нейрографику, дети избавляются от зажимов, комплексов, когда, например, ребёнок не умеет рисовать. То есть, рисуя нейрографику, мы просто передаём на бумаге свои эмоции и чувства. Поэтому здесь талант художественный, не нужен. Мы не оцениваем рисунок нейрографики, мы просто рисуем то, что чувствуем.
В-третьих, для рисования нейрографики не нужно какой-то специальной техники, оборудования. Достаточно простого набора. Это альбом, цветные карандаши и маркеры.
Слайд 6
Так как нейрографика имеет отношение к психологической науке, то она позволяет избавляться от стресса, напряжения. Если человеку необходима помощь в достижении цели, мы также можем использовать метод нейрографики. Если у людей возникают конфликты, нейрографика помогает сглаживать эти конфликты, находить решения, а также гармонизировать свое психоэмоциональное состояние.
Теперь перейдём непосредственно к тому, как же применять этот метод в работе с детьми. Итак, метод нейрографики имеет несколько алгоритмов. Я вам расскажу о самом простом алгоритме, который может применяться в работе с детьми.
Итак, шаг первый. С чего же начать?
Сначала нужно вспомнить о той ситуации, проблеме, которая сейчас беспокоит прежде всего.
Шаг второй. И думая о проблеме, «выплёскиваем» напряжение на весь лист бумаги, рисуем линии на весь лист, как бы объявляя миру, что я есть. Вот эти линии – это уже и есть закладка нейронных связей. Делать это можно закрыв глаза, под спокойную музыку до 3 секунд.
Шаг третий – это все пересечения, все углы на рисунке должны быть округлены, потому что круг – это целое, это гармония. На этом этапе при округлении углов до 80% у тех, кто рисует, возникает сопротивление. То есть нам это надоедает, мы говорим себе «потом закончу», «занимаюсь какой-то чушью, есть дела и важнее». Ребёнок может отказаться от рисунка, бросить его. И здесь самое главное – мотивировать ребёнка на то, чтобы продолжить и чтобы закончить все округления, можно немного ему помочь в этом процессе. Это вырабатывает дисциплину, целеустремленность. Рисунок бросать без округления всех пересечений нельзя. И здесь очень важна эта дисциплина и исполнение. Округляем все пересечения, линии и все острые углы. Мы можем дорисовывать линии, превращая их в круг.
Шаг четвертый. Берем цветные карандаши и объединяем цветом те области, которые нравятся. Одним цветом те области, которые в первую очередь нравятся. Затем мы повторяем то же самое с другими областями. Ограничения выбора цветов не существует. То есть ребенок может использовать столько цветов, сколько он захочет. Использовать их так, как он хочет. Мы не подсказываем, мы не оцениваем, мы не говорим, как правильно. Ребенок просто разукрашивает свой рисунок.
Интеграция с внешним миром и как ее изобразить? Есть мы, а есть мир вокруг нас. Мы не можем существовать по отдельности. Нам нужно общаться с миром, «войти» в него, находиться в нем. Наши нейролинии – это мы, а мир – это белая (чистая) часть листа. Наша задача – фигуру, которую нарисовали изначально, продолжить на весь лист, то есть, фигура должна слиться, чтобы мы ее визуально не видели. Это можно сделать, продлевая хвостики, которые торчат, или просто дорисовываем линии. Нет конкретного правила как дорисовывать, как чувствуете, так и рисуете. Но помним, что если образуются при пересечениях линий углы, то мы их должны обязательно скруглить. На этой стадии мы должны понимать, мы не одни, что вокруг нас есть люди, ресурсы, которые могут нам помочь в решение нашей задачи.
Шаг пятый. Этап завершения рисунка. Мы вносим линии поля. Это нейрографические линии, которые идут через весь лист. Как будто смотрим на что-то большее через лист, например, горы, облака, море. То есть, это большие толстые линии, которые позволяют зафиксировать желаемый результат. Это этап синхроничности с Вселенной, привлечения энергии из мира для реализации.
Шаг шестой – это вербализация. Когда ребёнок смотрит на ту проблему, с которой он начинал рисовать и, что чувствует теперь. Он проговаривает свои чувства, что он сейчас испытывает, что он сейчас думает по поводу своей проблемы. В этот момент можно продолжить дорисовать свой рисунок до того момента, когда рисунок будет нравиться ребенку, у него появится чувство удовлетворенности.
На следующих слайдах я хочу вам показать фотографии занятий и индивидуальной работы с детьми младшего, среднего и подготовительного возраста.
Здесь вы видите фрагменты занятия «Волшебный узор» с элементами нейрографики с детьми среднего возраста. Дети знают уже, что такое нейрографика и ее элементы, т. е. нейролинии и фигуры. Заранее с детьми была проведена беседа о настроении и чувствах, какие они переживают в разных моментах своей жизни. Они могут различать и сопоставлять уже знакомые им эмоции, делая минимальные выводы как необходимо себя успокоить, как помочь товарищу или другому человеку перебороть страх, боязнь, агрессию. В проведенном занятии целью было выразить свои эмоции по отношению к проблеме «Я поссорился с другом». Результат показал, что все ребята могут свои переживания перенести в рисунок. Используют яркие цвета. Знают, что предпринять, чтобы помериться.
Слайд 11
Здесь представлены фрагменты занятия с детьми младшего возраста «Веселая линия». Целью было учить детей проводить нейролинии через весь лист, пофантазировать, на что похожа линия (горы, волны, река). В конце занятия дети проговаривали, что видят в своем рисунке. Некоторые повторяли, что это волны, горы, другие же видели образы животных, солнце.
Слайд 13
Занятие в подготовительной группе «Я и мои эмоции». Мы обговорили с ними, что такое эмоции, какие они знают эмоции, вспомнили мультфильм «Головоломка», охарактеризовали героев, поиграли в игру «Настроение» и прорисовали свои мечты, чувства.
Вот такие у нас получились результаты. Самое главное в технике, что она дарит положительный настрой, чувство радости создать что-то необычное, побывать в мире фантазии