Таисья Корнеева
Конспект занятия по правовому воспитанию в подготовительной группе «Сказка — ложь…»
▼ Скачать + Заказать документы
«Сказка – ложь, да в ней намек…»
Леонид сухоруков: |
«Сказка - это, иными словами, правда жизни» |
Задачи:
1. Ознакомление детей в соответствующей возрасту форме с основными документами по защите прав человека;
2. Формирование чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, ответственности;
3. Развитие творческих, актерских способностей;
Публикация «Конспект занятия по правовому воспитанию в подготовительной группе „Сказка — ложь…“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Права ребенка. Конспекты занятий по правовому воспитанию
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
4. Воспитание уважения к достоинству и личным правам другого человека, формирование основ толерантности.
Демонстрационный материал:
Сундук
Клубок ниток
Элементы сказочных костюмов (сказочница, Царевна, Буратино, братец из сказки «Гуси-Лебеди», Крошечка-Хаврошечка, Поросенок, Бегемот, Серая шейка, Лягушка, Маша и Медведь, Дюймовочка, Красная шапочка, Мальвина)
Дидактическая игра «Мои права»
Подборка картинок из сказок и мультфильмов.
Предварительная работа:
чтение сказок (А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…», А. Толстой «Золотой ключик», В. Сутеев «Про бегемота, который боялся прививок», Д. Мамин-Сибиряк «Серая шейка», А. Гаршин «Лягушка-путешественница», русских народных) и их обыгрывание, разучивание стихов, пословиц о правах ребенка.
рассматривание иллюстраций
разбор статей «Конвенция о правах ребенка» на примере сказок
тематические занятия
разучивание стихотворения «Сказка даст нам отдохнуть…» и сопутствующих движений
беседы с родителями: как объяснить ребенку смысл статей «Конвенции по защите прав ребенка».
Ход мероприятия:
Ведущая в костюме сказочницы: Ребята я рада видеть вас всех здоровыми, с хорошим настроением. Мне очень хочется, чтобы хорошее настроение сохранилось у вас на весь день. А сейчас мы поздороваемся не только друг с другом, с гостями, но и с окружающим нас миром (звучит музыка «В гостях у сказки» авт. Владимир Дашкевич).
Здравствуй солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй крепенький дубок!
Мы живем в родном краю
Всех я вас приветствую! (дети присаживаются на лавочки)
Ведущая: Посмотрите, ребята, у меня есть волшебный сундук. А как вы думаете, где волшебства больше всего? (В сказках) А вы сказки любите? А кто рассказывает сказки? (сказочница). Вот я сегодня буду помогать вам рассказывать отрывки из сказок. Давайте отправимся в путешествие в страну сказок. Как вы думаете, на чем можно туда добраться?
Дети: На ковре – самолете, на печке Емели, на метле, на летучем корабле.
Ведущая: А у меня в сундучке есть волшебный клубочек, он нам покажет дорогу в страну сказок. Куда он приведет – тому сказку и показывать. Ты клубочек поспеши, нас в сказку приведи. (Кидаю клубочек, к кому он прикатился, тот выходит и рассказывает согласно своей роли).
Царевна из сказки «Сказка о царе Салтане…»
А. с. пушкина: |
Объявили царску волю — Мне и сыну злую долю, Прочитали вслух указ, И меня вот в тот же час В бочку с сыном посадили, Засмолили, покатили И пустили в Окиян — Так велел-де царь Салтан. |
Дети: Царь Салтан и его подданные нарушили право на жизнь, личную неприкосновенность, так как подвергли смертельной опасности двух людей, один из которых младенец.
Братец (из сказки «Гуси-Лебеди» в обработке А. Толстого)
«Отец с матерью ушли на работу, а сестрица позабыла, что ей приказывали за мной смотреть, и посадила меня на травке под окошко, сама побежала на улицу, заигралась, загулялась. Налетели гуси-лебеди, подхватили меня, унесли на крыльях в избушку к Бабе-Яге».
Ведущая: какое право ребенка в сказке было нарушено?
Дети: Право на жизнь в семье со своими родителями.
Поросенок (из сказки «Три поросенка» С. Михалкова)
«Однажды в дверь моего соломенного домишки кто-то постучал. Это был огромный серый Волк, который требовал открыть ему дверь. Дверь я ему, конечно же, не отрыл, в ответ на это он с такой силой подул на мой соломенный дом, что он разлетелся словно стог сена на ветру.
К счастью, я успел добежать до домика среднего братца».
Ведущий: какое право ребенка в сказке было нарушено?
Дети: право на жилище и его неприкосновенность.
Буратино (из сказки «Золотой ключик или Приключения Буратино» А. Толстого).
«Папа Карло продал свою единственную старую куртку и купил мне книжку с большими буквами и занимательными картинками - азбуку. Рано поутру я положил азбуку в сумочку и вприпрыжку побежал в школу».
Ведущая: а здесь право не нарушено, оно, наоборот, используется. Какое?
Дети: право на образование.
Бегемот (из сказки «Про бегемота, который боялся прививок» В. Сутеева).
«Всем нужно, от слона до мухи, прививки сделать от желтухи!» - это объявление я увидел на пляже и очень испугался укола. Пока доктор выбирал для меня иголку, я сбежал и спрятался. А на следующий день заболел желтухой!»
Ведущая: кто этот персонаж? И каким правом он не воспользовался?
Дети: это Бегемот из сказки «Про бегемота, который боялся прививок», он не воспользовался правом на медицину.
Ведущая: и сам пострадал от этого. Правильно ли он сделал? Вы так не делаете? (ответы детей).
Маша (из русской народной сказки «Маша и Медведь»).
"Я с подружками отправилась в лес за грибами да ягодами и заблудилась. Пришла я в саму глушь, в саму чащу. Вижу — стоит избушка. А в той избушке жил большущий медведь. Только его тогда дома не было: он по лесу ходил.
Вернулся вечером медведь, увидел меня, обрадовался.
— Ага, — говорит, — теперь не отпущу тебя! Будешь у меня жить. Будешь печку топить, будешь кашу варить, меня кашей кормить".
Ведущая: кто этот персонаж? И какие права его были нарушены?
Дети: это Маша из сказки «Маша и Медведь», ее прав на свободу нарушил Медведь.
Ведущая: верно, ведь никто не имеет право садить вас, других детей или взрослых, под арест, запирать где-то, не выпускать. Это сделать может только суд, в случае нарушения взрослыми и детьми с 14 лет закона.
Серая шейка (из сказки Д. Мамина-Сибиряка «Серая шейка»)
«Мое крылышко оказалось сломанным после нападения лисы еще весной. Сейчас наступила осень, мои родители и братья с сестрами улетели в теплые страны. Я осталась одна и не могу летать. А на днях я видела ту Лису,которая сломала мне крылышко, мне удалось от нее отбиться, но она придет еще… Мне страшно!»
Дети: это Серая Шейка, ее права нарушили родители и близкие – оставили ее без защиты в опасности.
Ведущая: верно, родители обязаны защищать своих детей, не подвергать опасности.
Крошечка-Хаврошечка (из русской народной сказки «Крошечка-Хаврошечка»)
«Осталась я сиротой, взяли меня жить к себе злые люди, выкормили и над работой заморили: я все прибираю, и за всё отвечаю. Мачеха и ее три дочери только и знали, что у ворот сидеть, на улицу глядеть, а я все на них работала: их и обшивала, для них и пряла, и ткала и слова доброго никогда не слыхала.»
Ведущая: кто этот персонаж, из какой сказки к нам пришел? И какие его права были нарушены?
Дети: Крошечка-Хаврошечка,ее право на отдых было нарушено мачехой и ее дочерьми.
Ведущая: никто не вправе заставлять вас работать не по силам, даже родители. А вот помогать - да, но об этом чуть позже.
Ведущая предлагает детям отдохнуть и выполнить физкульминутку: Сказка даст нам отдохнуть. («В гостях у сказки» муз. Владимира Дашкевича).
Дети становятся в круг. Сказочные герои Мальвина, Дюймовочка, Красная Шапочка выходят по очереди в круг и произносят вместе с детьми слова, показывают движения.
Сказка даст нам отдохнуть.
Отдохнем — и снова в путь!
Нам советует Мальвина:
— Станет талия осиной,
Если будем наклоняться
Влево - вправо десять раз.
Вот Дюймовочки слова:
— Чтоб была спина пряма,
Поднимайтесь на носочки,
Словно тянетесь к цветочкам.
Раз, два, три, четыре, пять,
Повторите-ка опять:
Раз, два, три, четыре, пять.
Красной Шапочки совет:
— Если будешь прыгать, бегать,
Проживешь ты много лет.
Раз, два, три, четыре, пять.
Повторите-ка опять:
Раз, два, три, четыре, пять.
Дала нам сказка отдохнуть!
Отдохнули?
Снова в путь!
Ведущая: Ребята, я слышу чьи-то шаги.
В зал заходит Бабя-Яга, в руках держит сундучок.
Баба-Яга: Значит, я не зря плутала!
Значит, я туда попала!
Здравствуйте, ребятишки,
Девчонки и мальчишки!
Слыхала я, про права говорите! Вот сейчас я вас и проверю, а кто ответит неправильно, тех заберу с собой!
Проводится дидактическая игра «Мои права и обязанности».
На мольберт выставляется фигурка ребенка, Баба-Яга предлагает вытянуть из своего сундучка шарики,на которых написаны права (на жизнь, семью, свободу, образование, медицину, отдых, родной язык, обязанности (помогать близким, поддерживать чистоту в доме и в своей комнате, протирать пыль, выносить мусор) и несколько «обманок» - не есть кашу, одеваться не по погоде, спорить со старшими. Игра проводится с детьми, не задействованными в сказочных историях.
Ведущая: Нет, Яга, наши детки уже все свои права знают, исполняют свои обязанности, и ты их не проведешь. Кроме того, ребята, Баба-Яга хотела нарушить два одних из самых главных ваших прав, забрав вас с собой, - какие?
Дети: право на личную неприкосновенность и право на семью.
Баба-Яга:
Ох, и ловкий же народ
В этом садике живет!
Придется старушке возвращаться в свою избушку ни с чем. Баба-Яга уходит.
Ведущая предлагает детям посмотреть на экране следующие картинки, отражающие суть таких прав детей, как:
Право на досуг (картинка из мультфильма «Маша и Медведь»);
Право свободно выражать свои взгляды и мнения (картинка из мультфильма «Сказка о Рыбаке и Рыбке);
Право на свободное перемещение, как по нашей стране, так и за ее пределами
(картинка из мультфильма «Лягушка-Путешественница»);
Право на родной язык (картинка из мультфильма «Незнайка»);
Право на труд (картинка из мультфильма «Сказка о Попе и Работнике…»);
Право на справедливое вознаграждение за труд (картинка из сказки «Морозко»);
Особо подчеркнуть равные права всех детей (независимо от расы, цвета кожи, разреза глаз и т. п., в том числе детей с ограниченными возможностями.
Ведущая: говорят, сказка – это, иными словами, правда жизни. Сегодня мы с помощью сказки вспомнили и повторили наши права. Ребята, я думаю, что вы хорошо их запомнили, знаете свои обязанности. И когда вы вырастите, станете взрослыми и самостоятельными, будете их соблюдать и расскажете о правах своим детям. Ведущая благодарит всех детей за участие.