Джамиля Микуленко
«Сказка ложь, да в ней намёк — добрым молодцам урок!» Конспект внеклассного занятия о вреде употребления ПАВ
▼ Скачать + Заказать документы
Творческая разработка
«Вредные привычки и их последствия
- табак, внутривенные наркотики, насвай»
«Сказка ложь, да в ней намёк –
добрым молодцам урок»
Микуленко Джамиля Дильмуратовна,
педагог-организатор
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей «Детско-юношеский «Военно-спортивный центр «Патриот»
d.mikulenko@mail.ru
Введение
Публикация «„Сказка ложь, да в ней намёк — добрым молодцам урок!“ Конспект внеклассного занятия о вреде употребления ПАВ» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Доброта. Конспекты занятий на тему добра
- Наркотики, курение, алкоголь, ПАВ. Профилактика
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Тема: вредные привычки их последствия
(табак, внутривенные наркотики, насвай)
«Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»
В наше непростое время социально-экономической нестабильности во всех сферах жизни особенно сильно страдают наименее защищенные слои населения, и в первую очередь, дети.
Одна из основных проблем ребёнка – успешно влиться в современное общество и самостоятельно строить вариант жизни достойного Человека. И одна из важных миссий педагога – помощь в социальной адаптации учащегося.
По данным «Новокузнецкого наркологического диспансера» в течении 2013 года в 3 раза увеличилось число детей и подростков, употребляющих наркотические вещества, причём половина из них – школьники. [1]Поэтому важно на ранних этапах расположить к себе ребёнка, узнать его интересы, и вовремя провести профилактическую работу. Ведь основы здорового образа жизни закладываются ещё в детстве. Именно поэтому целями данного занятия являются : профилактика вредных привычек и пропаганда ЗОЖ. Своими главными задачами считаю:
- Довести до сведения детей информацию о том вреде, который наносит своему здоровью курящий, употребляющий внутривенные наркотики и насвай человек;
- формировать негативное отношение учащихся к табакокурению, наркомании, употреблению насвая;
- предупредить возникновение у учащихся установки на желание
попробовать наркотики, табак;
Целевая аудитория: учащиеся 7-9 лет
Форма: практическое занятие
Оборудование: интерактивная доска, мультимедийная презентация, костюм Бабы-Яги, костюм Кощея бессмертного, листы А4, бумажные образцы легких человека, клей, карточки (насва- наркотик, насвай – благо, польза, картинки шприца с наркотическим средством, карандаши, фломастеры.
Одной из первых вредных привычек мной было выбрано- табакокурение. Табакокурение несовершеннолетних принимает все более угрожающие формы, существенно деформирующие нравственное, физическое и психическое здоровье подрастающего поколения, что наносит огромный урон этносу в целом.
Особую остроту проблеме предает то обстоятельство, что именно в детском и подростковом
возрасте курение становится одной из первых форм девиантного поведения, с которой впоследствии сочетается алкоголь, а в ряде случаев и наркотики. [2]
Тема наркомании не случайна, ведь общеизвестно, что наркомания ведёт за собой тяжелые медико-социальные последствия, представляющие угрозу здоровью населения. По данным Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков, в России насчитывается около 6 млн. наркопотребителей, около 600 тысяч больных наркоманией. [3] По данным Министерства здравоохранения РФ, ежегодный прирост наркоманов среди взрослого населения составляет 50%, а среди молодёжи и подростков – более 100%. Возрастной уровень приобщения к наркомании опустился с 19-18 лет до 13-14, а в отдельных случаях и до 8 лет. [4]
Ещё один распространённый наркотик среди школьников – так называемый «насвай». Насвай могут приобрести даже дети из младших классов – в то время как продавать сигареты и спиртное у нас разрешено только лицам, достигшим 18 лет. Это вещество не требует подкожных или внутривенных инъекций, что всё-таки пугает многих школьников. По статистике онкологов среднеазиатского региона, а именно оттуда родом «насвай», 80% людей, страдающих раковыми заболеваниями губы, языка или гортани, регулярно употребляют «насвай».[5] Профилактика по данной проблеме необходима на ранних этапах воспитания, для предостережения от огромной ошибки в жизни детей.
Для реализации своей цели и задач по данному мероприятию мной были применены следующие методы: наглядно-образный, словесный, практический.
Наглядно-образный: у детей 7-9 лет хорошо развит наглядно-образный вид мышления. Посредством сказки, ярко и эмоционально сыгранных ролей Бабы-Яги и Кощея бессмертного данный материал надолго останется в памяти ребёнка. Демонстрация мультимедийной презентации поможет в усвоении материала и расширит круг знаний у детей.
Применяя словесный метод, мной были выбраны следующие виды: объяснение, рассказ, беседа. Объяснение причин, по которым люди начинают употреблять наркотические вещества, рассказ симптомов зависимого человека, объяснение и беседа с детьми о последствиях, приводящих при употреблении ПАВ. Данный метод расширяет знания младших учащихся о наркотических веществах, приводит к пониманию данной проблемы, способствует проверке изученного материала.
При практическом методе мной были применены следующие упражнения: аппликация, работа с карточками, творческое задание. Данный метод способствует развитию логического мышления, самостоятельности при выполнении задания. Так же практический метод играет важную роль при оценке усвоенного материала ребёнком, расширении и углублении знаний.
Основное содержание: методическая разработка
Тема: вредные привычки их последствия
(табак, внутривенные наркотики, насвай)
«Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»
Ход занятия
- Ребята, вы любите сказки? А какие сказки вам нравятся? Назовите положительных героев русско-народных сказок. Назовите отрицательных героев (Баба-Яга, Кощей бессмертный)
- А знаете ли вы что Баба-яга и Кощей бессмертный не всегда были плохими и злыми? Что сделало их такими? А об этом они расскажут вам сами.
(появляется Баба-яга и Кощей)
Ведущая: Повстречались на дорожке
Злой Кощей, да бабка-ёжка
Вместе по лесу бредут
Да беседушку ведут:
Кощей: - Что ты, старая, хромаешь,
Громко охаешь, вздыхаешь?
Что случилося с тобой?
Поделись своей бедой.
Баба-яга: - Ох, Кощеюшка, досада!
Я и жизни уж не рада
Ведь сама себя сгубила,
Вот, послушай, как всё было:
Поселилась я в избушке
На глухой лесной опушке,
Всё лежала на печи, да считала кирпичи.
А когда весна настала
Что-то мне тоскливо стало,
Заскучавши, без забот
Завела я огород.
Посадила лук, чеснок,
Да душистый табачок.
Табачок-то посушила,
В ступе мелко искрошила,
Трубку табаком набила
С той поры и закурила.
Всё как будто развлеченье,
В голове туман, круженье,
На тоску, печаль плевать
И на сердце благодать.
Так втянулась в это дело,
Оглянуться не успела,
Как вместо бабушки лесной
Стала бабушкой – ягой.
Нос крючком, глаза слезяться
Ноги еле волочаться,
Задыхаюсь при ходьбе…
Это хворь сидит во мне,
Сушит, душит, убивает,
Сердце в камень превращает.
И теперь для всех детей
Нету Бабушки страшней.
Ох, зачем табак садила
И сама себя сгубила.
Ведь могла быть не ягой,
А красавицей лесной.
Кощей: Как помочь такому горю?
Ведущая: молвит тут Кощей
Кощей: Но спорю, мой удел
Куда ужасней
И страшнее и опасней,
Хоть зовут меня бессмертным,
Но я всё же уязвим,
Про иглу в яйце заветном
Известно недругам моим.
Та иголка не простая
В ней была вода живая,
Чтоб быстрей омолодиться
В кровь вливал я ту водицу.
Но случилася беда -
Кончилась в игле вода
Как тут быть?
Где бессмертье раздобыть?
Тут является купец-
Из-Заморья молодец.
Я на злато не скупился
У него водой разжился.
Но скажу тебе, сестриться,
Не живая та водица,
Только в кровь она вольётся
Душа с телом расстаётся.
Где-то в облаках ветаю
Ничего не понимаю.
Море – лужа, холм – гора,
То бесовская игра.
Но проходит навожденье
И от боли нет спасенья.
Тело крутит и ломает,
Будто зверь его терзает. Чтобы с бесом не водиться
Надоб вылить ту водицу…
Только зло идёт ко злу –
Вновь хватаюсь за иглу.
Дааа, не зря же говориться:
Смерть моя в игле таиться.
Чую близок мой конец
Одолел меня купец.
Баба-яга: Я, Кощей, купца не знала,
Только кое-что слыхала,
Кот учёный говорил,
Что он наркотик привозил.
Слова дивного такого
Никто слыхом не слыхал.
Повсему видать, бессмертный,
От него ты смертным стал.
А сорока стрекотала,
Что Иванушку видала.
Ванька сильно исхудал
И умом, как будто сдал.
Всё твердит, как попугай:
- Дайте, дайте мне насвай.
Под язык его кладёт
Будто леденец сосёт.
Леденец то тот обман –
От него в глазах туман,
Всё куда-то уплывает,
Да и вовсе исчезает,
А потом нутро болит,
Всё во рту огнём горит.
Уж какая тут еда.
Ох, Кощей, беде, беда…
Что случилось в нашем царстве?
В тридесятом государстве?
За напастью, да напасть
Как бы всем нам не пропасть.
(уходят)
Ведущий: Ребята, что употребляет Баба-яга? (табак, курит сигареты) (появляется слайд – сигарета)
А какие симптомы, после курения стали проявляться у Бабы-Яги? (по началу легкое головокружение, человеку становится плевать на все проблемы, он становится как бы заколдованным, но затем при длительном курении у человека темнеет цвет кожи, желтеют зубы, человека начинает задыхаться даже при ходьбе, ни говоря о беге. Начинает болеть и колоть сердце. Сильнее всего страдают легкие, которыми человек
дышит. При длительном курении человек может заболеть бронхитом, туберкулёзом и раком легких, приводящий к смерти. [6]
Слайд с надписью Сигареты – это яд для больших и для ребят (дети хором повторяют эту фразу)
Я предлагаю сделать вам аппликацию. Перед вами лежат образцы легких человека из бумаги. Возьмём одно лёгкое и сильно сожмём его в руках – так выглядит лёгкое курящего человека – приклеим его к листу бумаги. А рядом приклеим чистое, гладкое легкое, как образец не курящего человека.
- А что же принимал Кощей бессмертный? (внутривенные наркотики) (появляется слайд – шприц)
- Какие симптомы испытывал наш герой? (человека не владеет собой, ему видется то, чего нет на самом деле, но когда действие наркотика прекращается – человек испытывает невыносимые боли, которые разрывают его тело на части. Что избавиться от них, человек вновь вкалывает себе наркотик. Это приводит к тому, что человек гниёт внутри и снаружи. Наркотик убивает человека. [7]
Слайд Наркотик – это гибель для человека (дети хором повторяют эту фразу)
Перед вами лежат карточки, на которых изображён шприц с наркотическим веществом, что нужно сделать с этим рисунком, чтобы человек понял, что наркотики нельзя употреблять? (перечеркнуть шприц)
Возьмите фломастеры и жирной чертой перечеркните шприц.
- А о каком персонаже говорили ещё наши герои? (об Иване-дурачке)
Что он принимает? – НАСВАЙ (появляется слайд – насвай)
Что же такое насвай? – это наркотическое средство, состоящее из табака, извести, золы различных растений и куриного помёта. Приупотребление данного наркотика вначале человека чувствует лёгкое расслабление и помутнение в глазах, но затем может возникнуть тошнота, головные боли, расстройство желудка и образование волдырей на губах. Длительное применение насвая вызывает у человека разрушение зубов, ухудшение памяти, задержка в психическом развитии. [8]
Перед вами лежат карточки на которых написано «Насвай – это благо, польза»,
«Насвай – наркотик», нужно выбрать ту карточку, которую как вы считаете верная (насвай – наркотик).
Запомните, насвай – это наркотик, а наркотик, как мы знаем, убивает человека.
Ребята, давайте сегодня пообещаем друг другу и себе – никогда не принимать наркотики и не начинать курить. Повернитесь друг к другу и скажите: «Я никогда не буду курить, я никогда не буду принимать внутривенные наркотики, я никогда не буду употреблять насвай.» Ведь теперь мы знаем, к чему это может привести. Сохраним
своё здоровье и здоровье близких нам людей! Что вы выбираете: наркотики, сигареты, насвай, которые приводят к смерти или вы выбираете ЗОЖ и Жизнь? (ответ детей)
Слайд – «Я выбираю жизнь»!
Заключение
Мной было проведено занятие, целью которого являлось профилактика вредных привычек и пропаганда ЗОЖ. Изучая литературные источники, знакомясь с источниками СМИ, беседуя с наркологами города Новокузнецка приходишь к выводу, что употребление ПАВ среди детей в нашем регионе имеет значительно большое распространение. И тема наркомании в любом её проявлении очень актуальна на сегодняшний день.
Занятие проводилось в формепрактического занятия.
Формы и методы занятий носят игровой характер, что соответствует возрастным особенностям детей, обеспечивает условия для активного включения их в процесс обучения и стимулирует активное присвоение предъявляемых ценностных нормативов и навыков. Все задания ориентированы на творческую работу ребенка – самостоятельную или в коллективе, осознанное закрепление и использование получаемой информации.
При проведении занятия удалось заинтересовать учащихся, привлечь их внимание к проблеме вредных привычек, таких как табак, внутривенные наркотики, насвай. Дети приняли активное участии в выполнении практических и устных заданий. Из полученного методического материала, воспитателями вместе с детьми были организованы выставки творческих работ по теме вредных привычек, которые ещё долгое время будут напоминать учащимся о вреде, который приносят психо-активные вещества и мотивировать детей на ЗОЖ.
Приложение
Баба-Яга, употребляющая сигареты Кощей бессмертный - наркоман
Аппликация «Лёгкое здорового человека и курящего»
Работа с карточками
Мультимедийная презентация
Литература
1. www.kuzdrav.ru › г. Новокузнецк Сайт департамента охраны здоровья населения Кемеровской области. ГБУЗ КО "Новокузнецкий наркологический диспансер".
2. Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat https://www.dissercat.com/content/sotsialnaya-profilaktika-tabakokureniya-nesovershennoletnikh-na-opyte-smolenskoi-oblasti#ixzz3HJGhqAoI
3. Менделевич В. Д., Наркомания и наркология в России в зеркале общественного мнения и профессионального анализа/ В. Д. Менделевия – Казань: Медицина, 2006. – 260с.
4. Р. Ф. Хамитов, И. Г. Мустафин, О. Л. Пайкова, 2009, / Наркозависимость и инфекционная патология: клинико-иммунологические аспекты. Вестник своевременной клинической медицины Том 2, выпуск 3 –59с.
5. www.netnarkotik.ru/nasvay
6. Углов Ф. Г. Из плена иллюзий. — М., 1986. — C.209
7. Богдан Т. Воронович. Без тайн о зависимостях и их лечении. — Пер. с пол. — Киев: Сфера, 2004. — C.219
8. Замятина А. Страшный итог лёгкого кайфа / Наркомат. — 2004. — № 12. — C.54-55