Алефтина Семенова
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей подгруппе «Муравьи — защитники леса»
▼ Скачать + Заказать документы
ФМБОУ СОШ с. Кривле - Илюшкино д/с «Солнышко»
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей подгруппе :
«Муравьи - защитники леса».
с использованием слайд-шоу
Разработала:
Воспитатель: А. С. Семенова
Образовательная деятельность
(основная форма работы - занятие)
Образовательная область «Познавательное развитие»
Тема: «Муравьи - защитники леса»
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию в старшей подгруппе „Муравьи — защитники леса“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Муравьи. Все о муравьях для детей
- Муравьи. Конспекты занятий
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Старшая группа
- Темочки
Цель: продолжать работу по экологическому воспитанию детей.
Интегрированные области: (социально - коммуникативное, речевое, художественно - эстетическое развитие).
Интегрированные задачи:
Образовательные: совершенствовать знания о муравьях, их строении, внешнем виде, образе жизни; сформировать представление о роли муравьев в жизни леса; сформировать навыки правильного поведения в природе, бережное отношение к насекомым.
Развивающие : развивать у детей интерес к занятию; развивать речь детей, выдержку, наблюдательность.
Воспитательные: формировать нравственные качества: доброту, заботу о слабых ; воспитывать чувство товарищества и желание помогать другим.
Предварительная работа:
Чтение рассказа А. Тамбиева «Кто в муравейнике живет?», В. Бианки «Как муравьишка домой спешил». Заучивание стихотворения З. Александровы «Муравей нашел былинку». Отгадывание загадок о муравьях.
Беседы: «Кто самый сильный из насекомых?», «Муравьи – защитники леса», «Муравьи – предсказатели погоды».
Наблюдение за насекомыми на участке детского сада; загадывание загадок о муравьях; упражнение на развитие мелкой моторики рук «Муравейник»; рисование «Нарисуй муравья» (рассматривание особенностей внешнего вида насекомого).
Работа с родителями:
Беседа об актуальности экологического воспитания детей дошкольного возраста.
Просмотр с детьми мультфильма «Гроза муравьёв».
Чтение басни И. Крылова «Стрекоза и муравей».
Совместно с родителями загородить муравейник возле детского сада.
Средства: ноутбук, иллюстрации с изображением муравья и муравейника. Природный материал: веточки, хвоинки, сухие листья, клей ПВА, макет муравейника из картона. Пенёчки, искусственные ёлочки, цветы из бумаги.
Организация занятия : дети сидят на стульях полукругом перед воспитателем.
Ход занятия:
Воспитатель:
Ребята, у нас сегодня будет занятие, которое называется: «Муравьи - защитники леса». Чтобы узнать, почему их так называют - мы с вами отправимся в лес. А, чтобы туда попасть, нам надо произнести волшебные слова.
Я буду читать стихотворение, и показывать упражнение, а вы повторяйте за мной.
Возле своих стульчиков.
Тёмный лес, старый лес - Широко разводят руками дети в стороны
Полон - сказочных чудес! - Повороты вправо и влево с вытянутыми руками
Я иду играть сейчас - Ходьба на месте
И зову с собою вас.
У сосны, где синий лес,
Поднял ветви до небес,- Руки поднимают вверх
Где ручей журчит в овраге,- Приседают и делают руками волны
Где медведь рычит в берлоге,- Изображают рёв медведя
Там найдете ваше чудо!
Пусть же вам помогут ноги! - Ходьба на месте
Ждет нас на лесной опушке - Низко наклоняются и присматриваются
Муравьишка - шустрый,
Муравьишка - работяга. Ходьба с движением «Что-то несут на плече»
Без работы, хоть убей – Разводят руками
Жить не может муравей.
Воспитатель:
Итак, ребята, куда мы пришли?
Дети: мы пришли в лес.
Воспитатель:
Ребята, посмотрите, как здесь красиво. Много деревьев, цветов, и какой свежий воздух в лесу!
Воспитатель:
Ребята, так как мы в лесу, садитесь каждый на свой пенек.
Дети садятся.
Ребята, кто нам встретился на пути и ждал нас на лесной опушке?
Дети: На лесной опушке ждал нас муравьишка.
Воспитатель:
Молодцы, правильно. Ребята, посмотрите - мы о нем вспомнили, а он тут как тут.
Показ слайда № 2 с изображением муравья.
Воспитатель:
Муравей – это животное, птица или насекомое?
Дети: насекомое.
Воспитатель:
Почему, муравей – это насекомое?
Предлагает рассмотреть муравья.
Ребята, давайте рассмотрим муравья. Что есть него?
Дети: У муравья есть голова, грудь, брюшко, 6 ножек. На голове глаза, усики.
Воспитатель:
Правильно. У муравья, как и у всех насекомых - главными признаками в строение считается: 6 ног, усики, членистое тело, которое разделяется на голову, грудь, брюшко.
Ребята, муравьишка заблудился, давайте ему поможем добраться до дома.
Дети: обязательно поможем.
А вы знаете, как называется жилище муравья?
Дети: Дом у муравья называется муравейник.
Показ слайда № 3 с изображением муравейника.
Воспитатель:
МУРАВЕЙ
Стоит на горе домишко,
Ползет туда муравьишко,
Он тащит соломинки, щепки,
Чтоб дом получился крепким.
Вокруг суетятся братишки –
Старательные муравьишки,
Несут в муравейник они червячка,
Букашку, жучка, паучка.
Кто строит, кто кормит детишек –
Крошечных муравьишек.
Вот так – целый день в работе,
В трудах, беспокойстве, заботе.
Правильно – муравейник. Ребята, его еще называют муравьиным теремом. Муравьи – великолепные строители. Высота их дома достигает иногда даже более метра. Это просторный и удобный дом с вентиляцией. Дом состоит из надземной части (насыпкой) и подземной части с множеством ходов и выходов (камер – комнат).
Как устроен, ребята, муравейник снаружи, из чего строят его муравьи?
Дети: Муравьи строят дом из хвойных иголок, веточек, сухих листьев, кусочков коры.
Показ слайда № 4 с изображением хвойных иголок, веточек, сухих листьев, кусочков коры.
Воспитатель:
Правильно. Как устроен муравейник внутри, ребята?
Дети: Дом состоит из множества ходов и выходов (камер)
Показ слайда № 5 с изображением муравейника в «разрезе».
Воспитатель:
Правильно.
«Солярий» – это камера, которая нагревается лучами солнца. Весной, забегают муравьи сюда погреться.
«Зимовальная камера» - почему ее так называют?
Дети: В этой камере собираются муравьи, чтобы переждать холода.
Воспитатель:
Муравьи собираются в большой ком и греются друг об друга.
«Царская камера» - живет здесь мать, королева - муравьиха, откладывающая яйца.
«Мясная камера» - почему ее так назвали?
Дети: здесь хранят свою добычу муравьи (гусениц, бабочек).
Воспитатель:
Еще здесь есть туалетные камеры, детские». Муравьи содержат свой дом в чистоте. У некоторых муравьев есть под ротовые сумки. Они складывают мусор во время уборки туда, а потом выносят его в специальные камеры.
Воспитатель:
Ребята, посмотрите, наш муравьишка совсем ослабел, он хочет пить.
Как вы думаете, где в лесу можно добыть воду?
Дети: Из речки, родника.
Показ слайда №6 (роса на листочке, на паутине)
Давайте попоим муравьишку росой. Хорошо, но чтобы у него появились силы - его нужно покормить. Ребята, вы знаете, чем питаются муравьи?
Дети: Гусеницами.
Воспитатель: Правильно, а ещё они поедают тлей, бабочек, а значит - они уничтожают вредителей леса и, поэтому их называют защитниками леса. Ребята, а вы знаете, кто ещё питается вредными насекомыми?
Дети: Птицы.
Воспитатель: Молодцы! Птицы тоже защитники леса и их, как и муравьёв, нужно оберегать.
Показ слайда №7 (с изображением гриба)
Воспитатель: Мы не станем ловить гусениц, чтобы покормить муравьишку. Покормим его кусочком гриба. Вот, теперь муравьишка набрался сил и может идти дальше.
Игра «Кто быстрее построит муравейник?»
Для этой игры мы должны превратиться в муравьев. Закрыли глаза и медленно, кружась, произносим волшебные слова: «Никого я не боюсь, в муравья я превращусь», а теперь открываем глаза. Ой, сколько вокруг меня муравьишек!
Дети строят дом из веточек, хвоинок, сухих листьев. Наклеивают на макет из картона.
После игры садятся на свои места.
Воспитатель:
Ребята, вот и дошли мы до муравейника, посмотрите, как обрадовались муравьи, что их муравьишка нашёлся.
Показ слайда № 8
Муравьи, живут в муравейнике - большой дружной семьей - где каждый муравей выполняет свою работу. Как вы думаете, чем могут заниматься муравьи?
Дети: Одни муравьи ухаживают за потомством – это рабочие муравьи (няньки).
Воспитатель:
Охраняют муравьиный терем – муравьи-солдаты (охранники).
Показ слайда № 9 с изображением муравьёв-солдат.
Муравьи, которые строят дом – это муравьи-строители.
Показ слайда № 10 с изображением муравьёв-строителей.
Муравьи, которые добывают пищу – охотники.
Показ слайда № 11 с изображением муравьёв-охотников.
Как ведут себя муравьи осенью, весной, летом и зимой, их поведение?
Дети: Зимой муравьи спят. В остальной период они работают.
Воспитатель:
Начиная с ранней весны и заканчивая поздней осенью, муравьи трудятся. И лишь ближе к зиме жизнь муравейника замирает. Его обитатели забираются в глубокие камеры и, сбившись в большой ком, засыпают. Весной, когда растает снег, земля прогревается, и муравейник снова оживает. Пользу или вред приносят муравьи?
Дети: Муравьи приносят пользу, так как они поедают большое количество насекомых, которые уничтожают растения – это гусеницы, бабочки.
Воспитатель:
Правильно. Где много муравьев, не будут жить такие насекомые, как пилильщик, тля и другие. В природе муравьев называют санитарами леса. Ребята, раз муравьи приносят пользу. Как надо заботиться о муравьях?
Дети: Не уничтожать, не топтать, не разорять муравейники.
Воспитатель:
Правильно. Лесники, огораживают муравейники, чтобы никто не причинял вреда этому маленькому народу. Бережное отношение к муравейнику – одно из первых правил общения с лесом.
Показ слайда № 12 с изображением бережного отношения к муравейнику.
Заключительная часть: Ребята, о каком насекомом мы сегодня беседовали? Кого встретили в лесу?
Что интересного и нового узнали о муравьях?
Что понравилось на занятии?
Итог занятия : Ребята, спасибо вам, что сегодня вы были моими помощниками и внимательно все слушали.