Галина Топоркова
Конспект по познавательному развитию с использованием блоков Дьенеша «Помощь жителям леса»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
организовать познавательную деятельность детей, направленную на формирование предпосылок логического мышления;
способствовать закреплению в самостоятельной деятельности детей умения осуществлять зрительно-мыслительный анализ способа разложения фигур; создать условия для воспитания чувства взаимопомощи, взаимоконтроля.
Задачи:
1. Организовать практические действия детей по отработке умения классифицировать, декодировать блоки Дьенеша по признакам (форме, цвету, величине, толщине)
Публикация «Конспект по познавательному развитию с использованием блоков Дьенеша „Помощь жителям леса“» размещена в разделах
- Блоки Дьенеша
- Дикие животные, лесные звери
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2019
2. Актуализировать знания детей о пространственных отношениях (справа, слева, умение ориентироваться в пространстве.
3. Способствовать развитию умения составлять силуэты зверей, ориентируясь на образец (игра «Танграм»).
4. Способствовать
развитию слухового и зрительного внимания;
конструктивных способностей;
развитию связанной речи, умения обосновывать свои суждения;
5. Организовать контроль результатов практических действий детей.
6. Организовать рефлексивную оценку занятия.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Методы и приё мы: моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации, упражнения на формирование логического мышления, вопросы к детям, использование дидактических пособий, наглядного материала, физкультминутка, использование технических средств.
Оборудование: блоки Дьенеша, 4 обруча, таблицы для игры «Вставь недостающую фигуру» по количеству детей; письмо от Лесовичка; игра «Танграм», схемы для игры; план-карта маршрута; карточки-символы свойств фигур, ноутбук, проектор.
Ход НОД.
1. Мотивационно-организационный этап.
- Дети, посмотрите, к нам сегодня пришли гости. А что надо делать, когда приходят гости? (поздороваться) Давайте, и мы поздороваемся с гостями (дети здороваются) Молодцы!
- Ребята, посмотрите, к нам в детский сад пришло письмо. (Воспитатель читает адрес, называет группу, для которой написано письмо) Хотите узнать кто нам его прислал? Тогда давайте откроем и прочитаем письмо.
Читают письмо:
«Здравствуйте, ребята!
Пишет вам Лесовичок. Мне срочно нужна ваша помощь. Баба Яга заколдовала моих друзей – лесных жителей, чтобы в лесу лишь только она одна была главной. А про меня-то она забыла. Помогите мне, пожалуйста, расколдовать моих друзей, мне без них очень скучно. Я знаю, как добраться до Бабы Яги, чтобы спасти зверей. Вот мой план. Я в вас верю, вы очень сообразительные и справитесь с заданиями. Ваш друг, Лесовичок…».
- Ну что, поможем Лесовичку? (да) А вы справитесь?
- Но, чтобы добраться до леса, где живет Баба Яга, нам нужно пройти полосу препятствий по плану Лесовичка, т. е. выполнить несколько математических заданий. Вы готовы? (да)
2. Содержательный этап
- Но сначала давайте потренируем наш ум, подготовимся к путешествию….
- Выполним задания:
• Поднимите правую руку, левую руку; закройте левой ладошкой правый глаз; вытяните вперед правую ногу; дотроньтесь правой рукой до левой коленки.
• Какую руку я подняла? (правую) Вы поднимите такую же…. Почему она оказалась в другой стороне по сравнению со мной? (зеркальное изображение)
- Молодцы, теперь я уверена, что мы с вами готовы преодолевать препятствия…. Отправляемся в путь….
Слайд №1 – план Лесовичка.
- Давайте посмотрим на план, куда ведет стрелочка? (прямо, к реке, к цифре 1)
Слайд №2 - река
- Правильно, перед нами – река, чтобы нам через нее перебраться, нужно построить мост из цветных блоков.
Задание №1 «Построй мостик»
Слайд №3 – 4 карточки со свойствами блоков
- Перед вами символы-свойства фигур (4 символа). Нужно из них построить мостик.
- треугольник желтого цвета, большой, толстый;
- квадрат красного цвета, большой, толстый;
- круг желтого цвета, большой, тонкий;
- прямоугольник желтого цвета, маленький, толстый.
- Как вы думаете, какая фигура лишняя? Почему?
- По какому свойству эти фигуры отличаются друг от друга? (по форме)
- Молодцы, справились с заданием….
Слайд №4 - план
- Посмотрите на план, куда мы пойдем дальше? (к цифре 2 - горы)
Слайд №5 - горы
Мы видим – высокие горы. А как нам через них перебраться? (предположения детей)
Давайте мы полетим на ковре-самолете.
Задание №2 «Почини ковер-самолет» («Вставь недостающую фигуру»)
- Ковер-самолет лететь не может, т. к. он неисправный, его нужно починить. Надо, чтобы все клеточки были заполнены фигурами так, чтобы в каждом столбике и строчке стояли фигуры, разные по цвету и форме.
- Я немножко подскажу: в правом верхнем углу - …
в столбике слева посередине - …
в левом нижнем углу - …
в правом нижнем углу - …
в верхней строчке посередине - …
- Как вы думаете, каких фигур не хватает? Почему? (Дети выполняют задание самостоятельно)
- Молодцы, и с этим заданием вы справились. Горы мы перелетели! А теперь немножко отдохнем.
Физкультминутка «Если весело живется…»
Если весело живется, делай так. (2 щелчка пальцами)
Если весело живется, делай так. (2 хлопка в ладоши)
Если весело живется, делай так. (2 хлопка по коленям)
Если весело живется, делай так. (2 притопа ногами)
Если весело живется, мы друг другу улыбнемся,
Если весело живется, делай так…
Слайд №6 - план
- Что же у нас дальше по плану? (стрелка показывает на озеро – 3)
- Правильно….
Слайд №7 - озеро
Задание №3 «Засыпь озеро камнями» (4 обруча – две группы детей)
- Перед нами два больших глубоких озера (2 обруча и вокруг них – блоки Дьенеша). Чтобы нам через них пройти, мы должны засыпать их камнями.
- Сейчас вы разделитесь на две группы. У меня в волшебном мешочке лежат блоки. Каждый из вас сейчас достанет по одному блоку и вы подумаете, как можно разделится на две группы. (В мешочке лежат 8 блоков, которые можно разделить по размеру – большие и маленькие. Дети достают блоки и высказывают свое мнение, как можно разделиться на две группы)
Задание для 1-ой группы детей: в один обруч положить все синие фигуры, а в другой – все толстые.
Задание для 2-ой группы детей: в один обруч все круглые, а в другой – все маленькие.
-Все пространства в обруче должны быть заполнены.
Дети выполняют задание самостоятельно.
- Проверяем. Какие фигуры оказались в пересечении 2-х обручей? Почему?
- Ну вот, мы и с этим заданием справились успешно…
Слайд №7 - план
Что у нас дальше по плану? (стрелочка привела в лес) Т. е. дорожку препятствий мы прошли, все задания выполнили. А сейчас нам предстоит самое главное – мы должны расколдовать зверей.
Задание №5 Игра «Танграм»
- Расколдовывать зверей мы будем парами. Половина детей возьмет блоки, вторая половина – карточки со свойствами блоков. По описанию блока вы найдете себе пару.
Дети садятся за столы, на которых лежит игра «Танграм» и схема составления зайца или лисы.
Дети по схемам составляют фигурки животных.
- Справились мы с заданием? Расколдовали зверей?
Слайд №8 – изображения зверей
- Они говорят вам: «Спасибо!» Молодцы, ребята!
Слайд №8 – салют
- Посмотрите, в честь вас гремит салют. Давайте теперь встанем все в круг. А теперь поднимите все правую руку, положите ее на голову своего соседа и погладьте его по голове.
- Нам пора возвращаться в детский сад. Закрыли глазки: раз, два, три, повернись и в детском саду очутись.
3. Рефлексивный этап
- Понравилось вам наше путешествие?
- Как вы думаете, все справились с заданиями?
- Кому что-то показалось трудным?
- Вы были все молодцы, работали хорошо!