Вероника Камбарова
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Муравьи — санитары леса»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Муравьи – санитары леса»
Воспитатель:
Цель: углублять знания детей о муравьях, их образе жизни;
воспитывать у детей бережное отношение к муравьям; формировать представление о роли муравьёв в жизни леса; любовь к природе; расширить словарный запас.
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе „Муравьи — санитары леса“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Муравьи. Все о муравьях для детей
- Муравьи. Конспекты занятий
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Старшая группа
- Темочки
Материал: динамическая модель «Внутреннее устройство муравейника».
Предварительная работа: чтение художественной литературы; беседы; рассматривание иллюстраций; дидактическая игра.
Ход занятия
Дети выходят на улицу педагог загадывает загадку :
Город, в котором жильцов миллион,
Город, в котором всего один дом.
Город за деревом спрятался с юга,
Похожи жильцы в нём всегда друг на друга.
Педагог : спрашивает о каком загадочном городе идёт речь и кто его жильцы (муравейник с муравьями). Педагог предлагает пройти к макету муравейника и обсуждает его с детьми.
Вопросы для обсуждения:
- Как устроен муравейник снаружи, из чего строят его муравьи? (Из хвойных иголок, кусочков коры, веточек, стебельков).
-Как называется самый главный муравей? (Матка самая большая и главная в муравейнике. Она вынашивает потомство).
- Какой высоты бывают муравейники? (Высота муравейника бывает иногда более метра.)
- Как устроен муравейник внутри?
(Педагог и дети обсуждают, для чего нужны муравьям тоннели) .
-Какие камеры есть в муравейнике? («Мясная кладовая»; «Коровник»; «Кладбище»;. «Хлебный амбар»;. «Зимовальная камера»; «Царская камера»; «Солярий»).
- Чем занимаются муравьи? (муравьи большие труженики: один тащит веточку больше себя, другой – личинку, тлю, зернышки).
- Почему муравьёв называют санитарами леса? (они поедают мелких гусениц, уничтожающих растения, больные гнилью и плесенью растения, которые заражают лес).
- Для чего муравьям нужны усики? (у муравья плохое зрение, но, шевеля усиками, муравей обнюхивает и ощупывает все встречные предметы. По запаху муравьи узнают дорогу к муравейнику.
- Почему муравья называют самым сильным животным? (он может тащить груз, который по весу превышает его собственный).
-Как они дышат в муравейнике? (один из входов охраняется вентиляционным каналом).
- Как ведут себя муравьи и зимой? (поздней осенью жизнь муравейника замирает. Его обитатели забираются в глубокие подземные камеры и, сбившись в большой ком, засыпают. Весной, когда растает снег и землю прогреет солнце, муравейник снова оживает).
Проводится подвижная игра «Муравейник»
Дети делятся на муравьев и муравейник. Муравейник: дети берутся за руки и образуют круг. Дети-муравьи заходят в круг, по сигналу «утро» дети-муравейник поднимают руки вверх, а дети-муравьи выходят из круга и отправляются на работу. По сигналу «вечереет» дети-муравейник медленно опускают руки, дети-муравьи спешат попасть в круг до сигнала «ночь», когда дети-муравейник опустят руки вниз.
После игры педагог предлагает пройти на площадку и читает детям рассказ Л. Толстого «О муравьях».
Рассказ: Л. Н. Толстой "О муравьях"
Один раз я пришла в кладовую достать варенья. Я взяла банку и увидала, что вся банка полна муравьями. Муравьи ползали и в средине, и сверху банки, и в самом варенье. Я вынула всех муравьёв ложечкой, смела кругом с банки и поставила банку на верхнюю полку. На другой день, когда я пришла в кладовую, я увидала, что муравьи с полу приползли на верхнюю полку и опять заползли в варенье. Я взяла банку, опять очистила, обвязала верёвкой и привесила на гвоздик к потолку.
Когда я уходила из кладовой, я посмотрела ещё раз на банку и увидала, что на ней остался один муравей, он скоро бегал кругом по банке. Я остановилась посмотреть, что он будет делать. Муравей побегал по стеклу, потом побежал по верёвке, которой была обвязана банка, потом вбежал на верёвочку, которой была привязана банка. Вбежал на потолок, с потолка побежал по стене вниз и на пол, где было много муравьёв.
Верно, муравей этот рассказал другим, по какой дороге он пришёл из банки, потому что сейчас же много муравьёв пошли друг за другом по стене на потолок и по верёвочке в банку, по той же самой дороге, по которой пришёл муравей. Я сняла банку и поставила её в другое место.
По окончанию педагог ещё раз задает вопросы:
- Что нового вы узнали о муравьях из этого рассказа?
- Как муравьи поняли, где стоит варенье?
-Что сделал муравей, чтобы рассказать другим, где находится варенье?