Татьяна Федорова
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие листочка»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция ОО: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Задачи:
Образовательные:
Закреплять представления о растениях ближайшего окружения: деревьях, кустарниках
Расширять и уточнять представления детей о осеннней природе.
Исследовать строение листа, опытным путем сделать вывод, что в листьях есть зеленое вещество – хлорофилл, а в желтых листьях его нет.
Речевые:
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе „Путешествие листочка“» размещена в разделах
Обогащать речь детей прилагательными, характеризующими свойства
Развивающие :
Развивать познавательно – исследовательский интерес, показывая занимательные опыты.
наблюдательность, любознательность, внимание;
Воспитательные:
воспитывать желание помогать, приходить на помощь, умение договариваться;
Предварительная работа:
беседа о деревьях с использованием наглядного материала;
чтение художественной литературы про осень, про деревья и кустарники
рассматривание наглядного материала «Строение дерева»
наблюдение за деревьями; рассматривание листьев; сбор листьев разной формы и окраски;
Используемый материал: бумажные осенние листочки; демонстрационный материал: «Деревья и кустарники»; лупы для каждого ребенка; кусочки белой ткани, деревянные кубики; засушенные осенние листья, листья свежих растений, доска
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, посмотрите, у нас сегодня гости, давайте их поприветствуем.
Воспитатель: Отгадайте, ребята, загадку.
Несу я урожай, поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю.
Но не касаюсь ёлочек и сосен,
Я время года (осень)
Воспитатель: У меня в руках осенний листочек, я буду вам передавать лист, а вы должны сказать, какая погода бывает осенью.
(Словесная игра «Погода осенью»)
В: - Когда осенью идет дождь, какая погода? (дождливая)
В: - Когда осенью дует ветер, какая погода? (ветреная)
В: - Когда осенью холодно, какая погода? (холодная)
В: - Когда осенью пасмурно, какая погода? (пасмурная)
В: - Когда осенью сыро, какая погода? (сырая)
В: - Когда осенью хмуро, какая погода? (хмурая)
В: - Когда осенью ясно, какая погода? (ясная)
В: - Когда осенью солнце, какая погода? (солнечная)
Воспитатель: Ребята, а почему листья желтеют? (высказывания детей)
Чтобы знать точно, давайте проведем небольшое исследование. Вам интересно узнать, как устроен лист? (интересно)
Воспитатель с детьми проходят за столы для исследования.
Воспитатель: Давайте рассмотрим лист. Для того чтобы лучше рассмотреть, воспользуемся увеличительным прибором (лупой).
Опыт № 1: Исследование строения листа с помощью лупы
Воспитатель: Рассмотрим сначала черешок - это часть, которая соединяет лист с веткой.
Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа. Видите жилки — тонкие трубочки, которые идут от черешка по всему листу, через эти жилки листочки питаются влагой.
Край листа называется «кромка». Рассмотрите кромку листа.
Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая она у вашего листочка.
Вывод: У листьев есть черешок, который соединяет лист с веткой и жилки, через которые листочки питаются влагой.
Воспитатель: Ребята, почему же листья желтеют осенью? (ответы детей)
Дело в том, что листья имеют зеленый цвет благодаря зеленому веществу. Сейчас проведем опыт и увидим это вещество.
1. Опыт «Почему лист зеленый?»
- Что нам понадобится для этого эксперимента? (Для этого опыта лучше брать сочные листья комнатных растений).
-Возьмите зеленый листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листочку сквозь ткань. Что вы обнаружили в ходе опыта? ( Дети: на ткани появились зеленые пятна, и осталась влага)
- Это зеленое вещество из листочка называется – хлорофилл. Давайте, вместе скажем это слово. Он и окрашивает его в зеленый цвет, вырабатывается он только на солнце.
- А теперь давайте рассмотрим желтый листик. Положите его на белую ткань, сделайте с ним то же самое, что и с зеленым. Что вы заметили? (нет зеленого вещества на ткани) Значит, у желтого листа нет хлорофилла и нет влаги. Для того, чтобы лист был зеленым, нужно много хлорофилла, а значит много света.
Вывод: Когда наступает осень, становится холоднее и меньше солнечного света, это зеленое вещество, хлорофил, постепенно уменьшается, пока не пропадет совсем. Тогда лист меняет свой цвет, становится желтым, влаги становится меньше и лист опадает.
Воспитатель: Как называется явление, когда листья опадают с деревьев? (листопад). Давайте поиграем в игру листопад /
Физминутка: (листопад)
Воспитатель: Как вы думаете, с какого дерева листья, которые у вас в руках? (ответы детей) Чтобы узнать, нам нужно отправиться в лес. Давайте скажем, вправо, влево повернись и в лесу окажись. Посмотрите, сколько здесь деревьев. (на доске картины деревьев, давайте их рассмотрим.
- Это дуб, в народе говорят - это чудо богатырь. Посмотрите, какой он? ответы детей) А как выглядит дубовый лист.
- Это береза, русская красавица, посмотрите, как выглядит ее лист
- Это осина, посмотрите какой у него лист
- Это рябина, посмотрите какой у него лист
- Это клен, посмотрите как выглядит кленовый лист.
Воспитатель: Давайте поиграем. (Д/И «Детки на ветке»)
Ребята, А это что за дерево? (кустарник орешник)
Д/И Четвертый лишний»
Ребята, нам пора возращаться в группу, давайте скажем, вправо, влево повернись и в группе окажись.
Итог занятия :
-Ребята, что нового узнали вы сегодня?
-Какие листья бывают?
Какими деревьями вы познакомились? МОЛОДЦЫ!