Елена Козлова
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»
Цель: развивать познавательно-исследовательскую деятельность, кругозор детей, расширять знания о живой и неживой природе в осенний период.
Задачи:
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
• Воспитывать доброжелательное отношение к людям, желание помогать, приходить на помощь.
• Формировать умение сотрудничать со сверстниками.
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе „Осень“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2017
Образовательная область «Познавательное развитие:
• Уточнить и закрепить знания о сезонных изменениях в неживой природе;
• о перелетных и зимующих птицах;
• о жизни диких животных с наступлением осени.
• Учить исследовать природное явление листопад, строение листа, опытным путем, делать вывод о наличии зеленого вещества в листьях.
Образовательная область «Речевое развитие»:
• Продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением.
• Уточнить и активизировать в речи детей названия перелетных и зимующих птиц.
• Развивать связную, грамматически правильную диалогическую речь.
• Ввести в словарь детей слова: черешок, кромка, хлорофилл, жилки.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:
• Учить детей соотносить описание природы в загадке с определенным временем года. Развивать слуховое внимание, быстроту мышления.
• Формировать эстетическое восприятие.
Образовательная область «Физическое развитие»:
• Формировать у детей умение ориентироваться в пространстве;
• обогащать двигательный опыт.
Виды детской деятельности
Игровая, двигательная, познавательно-исследовательская, коммуникативная.
Средства реализации:
Проектор, экран, ноутбук, видеоматериал («Дикие животные», «Перелетные и зимующие птицы»); картинки диких животных, перелетных и зимующих птиц, месяца и солнца, магнитная доска, картины – ориентиры (зимний лес и летний пейзаж); мяч, украшенный аппликацией из листьев; лупы на каждого ребенка, кусочки белой ткани, деревянные брусочки, листья комнатных растений для опыта; букет из осенних листьев, аудиозапись. Воспитатель в роли лесного Гномика.
Ход занятия:
Дети заходят в группу, становятся в круг.
Воспитатель: Ребята, давайте возьмемся за руки и поприветствуем друг друга.
Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно.
Собрало друзей всех в круг
Ты мой друг и я твой друг
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнёмся.
Воспитатель: А теперь внимательно послушайте и отгадайте загадку:
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурится, если дождик льется,
Это время года … (Дети: осенью зовется)
Воспитатель: Правильно, осень. А после какого времени года наступает осень? (Ответы детей)
А какие осенние месяцы вы знаете? (сентябрь, октябрь, ноябрь)
Какой месяц осени идет сейчас? (Дети: октябрь)
А какой бывает осень? (ранней, поздней, золотой)
У меня есть осенний мяч. Мяч осенний и волшебный будет в руки к вам скакать и вопросы задавать. Кому я брошу мяч, тот должен ответить на мой вопрос.
Дидактическая игра «Подбери слова»
- Листья осенью (что делают) – листья осенью желтеют и опадают
- Дождь осенью (что делает) – дождь осенью идет.
- Урожай осенью (что делают) – урожай осенью убирают.
- Птицы осенью (что делают) — Птицы осенью улетают.
- Деревья осенью (что делают) — Деревья осенью роняют листья.
- Звери осенью (что делают) — Звери осенью готовятся к зиме, меняют
шубки.
- Цветы осенью (что делают) – Цветы осенью увяли, пожелтели, засохли.
Стук в дверь и входит гномик.
Гномик: Я лесной Гномик. Ребята, у меня беда большая, проснулся сегодня утром от шума, гама. Ничего не пойму, что происходит, все в лесу перемешалось. Толи еще лето, толи уже осень?
Воспитатель: Ребята, давайте напомним Гномику какое сейчас время года.
Дети: Осень!
Гномик: Осень! Но почему же птицы не улетели на юг, а животные не готовятся к зиме! Ой, беда! Ребята, помогите навести порядок в моем лесу.
Воспитатель:
Поможем лесному Гномику навести порядок в лесу? (Дети: да)
На экране появляется слайд 1 (Дикие животные)
А как животные готовятся к зиме? (Дети: меняют свою шубку, некоторые запасают еду, а некоторые ложатся в спячку).
А все ли животные осенью готовятся к спячке? Давайте поиграем. (Воспитатель выставляет на магнитную доску луну и солнце, детям предлагает силуэты диких животных) Там, где луна, поместим животных, которые ложатся в спячку. Там, где солнышко, будут животные, которые не спят зимой.
Дидактическая игра «Кто спит, кто не спит»
Гномик: Большое спасибо, что помогли правильно разместить животных.
На экране появляется слайд 2 (Перелетные и зимующие птицы)
Воспитатель: Да здесь все птицы перемешались, вот поэтому и шум в лесу. Ребята, а осенью все птицы остаются зимовать? (Дети: нет, улетают в теплые края)
А как называются птицы, которые улетают в теплые края? (Дети: перелетные).
А птицы, которые остаются зимовать? (Дети: зимующие)
А кто из вас знает, почему перелетные птицы улетают?
(Дети: потому что осенью становится холодно, насекомые исчезают и птицам нечего есть).
Давайте разберемся, каким птицам улетать, каким оставаться зимовать. Поиграем в игру «Перелетные – зимующие птицы».
Подвижная игра «Перелетные – зимующие птицы»
Дети разбирают силуэты птиц, перед ними ориентиры-картинки зимний лес и летний пейзаж. Под музыку дети легко бегают, машут руками, после слов: «Осень наступает, ветры задувают, вмиг все птицы улетают», дети занимают свои места возле картинок – ориентиров.
Воспитатель: А теперь проверим, правильно ли разобрались с заданием, тех ли птиц мы отправили на юг? (Каждый ребенок называет свою птицу и говорит, какая она – зимующая или перелетная)
Гномик: Спасибо вам, помогли отправить птиц в теплые края.
Воспитатель: Гномик, какой красивый букет из листьев у тебя в руках!
Гномик: Эти листики я собрал в своем лесу, они почему-то упали с дерева.
Воспитатель: Ребята, скажите Гномику, как называется явление, когда листья опадают с деревьев? (Дети: листопад).
А теперь давайте сами превратимся в осенние листочки. Закройте глаза, и скажите раз, два повернись, покружись и в листочки превратись (дети кружатся).
Откройте глаза, вот вы и стали листочками.
Физминутка «Листопад»
Мы осенние листочки, разноцветные листочки (машут руками)
Мы на веточках сидели, ветер дунул, полетели (побежали по кругу)
Листья осенью летят, что же это? (дети хором) Листопад!
Листопад, листопад, листья желтые летят, (машут руками)
Перестал дуть ветерок -
Собрались мы все в кружок (приседают)
Ветер снова вдруг подул и листочки с веток сдул. (побежали по кругу)
Все листочки полетели и на землю тихо сели. (приседают)
А теперь, листочки, опять закройте глаза, и скажите раз, два повернись, покружись и в детей превратись.
Гномик: Ребята, а почему листья на деревьях осенью желтеют и опадают? (высказывания детей)
Воспитатель: Чтобы знать точно, давайте проведем небольшое исследование. Вам интересно узнать, как устроен лист? (Дети: интересно)
Воспитатель с детьми проходят за столы для исследования.
Воспитатель: Давайте рассмотрим лист. Для того чтобы лучше рассмотреть, воспользуемся увеличительным прибором. Как он называется? (Дети: лупа).
Опыт №1
Воспитатель: Рассмотрим сначала черешок - это часть, которая соединяет лист с веткой.
Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа. Видите жилки — тонкие трубочки, которые идут от черешка по всему листу, через эти жилки листочки питаются влагой.
Край листа называется «кромка». Рассмотрите кромку листа.
Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая она у вашего листочка. (Высказывания детей)
Вывод: У листьев есть черешок, который соединяет лист с веткой и жилки, через которые листочки питаются влагой.
Воспитатель: А почему же листья желтеют осенью? Дело в том, что листья имеют зеленый цвет благодаря зеленому веществу. Сейчас проведем опыт и увидим это вещество.
Опыт №2
Воспитатель:
Для нашего эксперимента понадобится зеленый листочек и белая ткань.
Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листочку сквозь ткань. Что вы обнаружили в ходе опыта? (Дети: на ткани появились зеленые пятна).
Это зеленое вещество из листочка называется - хлорофилл, оно и окрашивает его в зеленый цвет. Давайте все скажем, как называется это вещество (хоровое и индивидуальное повторение). Вырабатывается хлорофилл только на солнце.
А теперь давайте рассмотрим желтый листик. Положите его на белую ткань, сделайте с ним то же самое, что и с зеленым. Что вы заметили? (Дети: нет зеленого вещества на ткани) Значит, у желтого листа нет хлорофилла и нет влаги. Для того, чтобы лист был зеленым, нужно много хлорофилла, но с наступлением осени, ночи становятся длиннее, растения получают меньше света, а значит, хлорофилла становится все меньше и меньше.
Вывод: Когда наступает осень, становится холоднее и меньше солнечного света, это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадет совсем. Тогда лист меняет свой цвет, становится желтым, влаги становится меньше и лист опадает.
Гномик: Спасибо вам, ребята. Теперь у меня и порядок в лесу, и наконец, я узнал, почему листья осенью желтеют и опадают. А мне пора идти домой. До свидания. (Гномик уходит)
Воспитатель:
Ребята, как вы помогли сегодня Гномику?
Что нового вы узнали?
Что вам больше всего понравилось?
А теперь друг к другу лицом повернулись, улыбнулись.
Руку правую подали, руку левую пожали и сказали «Молодец».