Хосият Ходжаева
«Свойства воды». Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в старшей группе по познавательному развитию на тему
«КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ»
Цель: Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды.
Задачи:
Образовательные:
• Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;
Публикация «„Свойства воды“, Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2017
• Уточнить и закрепить знания детей о круговороте воды в природе, о значении воды;
Развивающие :
• Развивать у детей мышление, любознательность, наблюдательность и познавательную активность в процессе экспериментирования;
• Обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы;
• Активизировать словарь детей словами: модель, глобус, суша, материки, круговорот воды, пресная вода, лаборатория, парообразные вещества.
Воспитательные:
• Формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
• Воспитывать аккуратность при работе; умение работать сообща.
Предварительная работа:
1. Беседы о воде, о её роли в жизни человека.
2. Рассматривание иллюстраций на тему «Вода».
3. Чтение сказки «Путешествие капельки».
4. Отгадывание загадок по теме.
Материалы и оборудование: глобус, лэпбук «Вода», стаканы, соль, сахар, краски.
Ход ЗАНЯТИЯ:
I Вводная часть
Звучит сигнал тревоги.
Воспитатель: Ребята, это не зря звучит сигнал тревоги! Давайте, найдем и устраним причину тревоги. Кто-то забыл закрыть кран. Ребята, как вы думаете, почему сработал сигнал тревоги? (Ответы детей)
- Почему нужно беречь воду? Ведь в природе воды много! (Ответы детей)
Давайте, на глобусе посмотрим, как много воды на земле.
- Глобус показывает форму нашей планеты Земля, характер её поверхности, где океаны, моря, а где суша, то есть материки. (Показать на глобусе)
- Ребята, а почему на глобусе очень много синего цвета?
(Синий цвет – это вода: моря, океаны, реки, озёра)
- Если на карту Земли посмотреть,
Земли на Земле всего одна треть.
Но странный вопрос возникает тогда,
Планета должна называться вода?
- Ребята, вы согласны с автором этого шуточного стихотворения?
- Почему? (Дети объясняют)
- А что вы знаете о воде? Какая она? (Прозрачная жидкость, без вкуса, без запаха)
- Кому нужна вода? (Растениям, животным)
- Ребята, а людям нужна вода?
(Дети объясняют, делают выводы)
- А вы знаете, что на нашей планете Земля очень много воды, но не вся она пригодна растительному, животному миру и человеку. Всем нам нужна пресная вода. А какая это пресная вода? Может, вы знаете о ней?
- Правильно, пресная вода - это вода без солей. А в морях, в океанах, как вы знаете, вода - солёная. Жить в такой воде, питаться могут только морские обитатели. А людям употреблять такую воду не возможно, поэтому люди берут воду из подземных скважин, это - в посёлках, деревнях. А в городах, где много живёт людей и нужно много воды, вода поступает в краны из рек, очищенная на водоочистительных предприятиях, где лаборанты следят за тем, чтобы вода была чистая, хорошего качества. Питьевую воду нужно беречь. Почему? (Дети объясняют)
- А ещё необходимо беречь воду, потому что запас пресной воды на нашей планете уменьшается, в связи с плохой экологической обстановкой; реки загрязняются, высыхают, исчезают некоторые небольшие речушки, а глубоководные реки становятся мелкими.
А как мы с вами можем беречь воду? (ответы детей)
Физкульт - минутка
Тихо плещется вода, мы плывем по тихой речке. (Плавательные движения руками)
В небе тучки, как овечки, разбежались, кто куда. (Потягивания-руки вверх и в стороны)
Мы из речке вылезаем, чтоб обсохнуть, погуляем. (Ходьба на месте)
А теперь глубокий вдох и садимся на песок.
- Ребята, вы знаете, что вода путешествует по кругу? Что такое круговорот воды в природе? (Объяснения детей)
- Дети, посмотрите на рисунок (лэп-бук, когда солнце нагревает поверхность водоёма или суши, содержащаяся там вода превращается в пар и поднимается в воздух. Высоко вверху, насыщенный влагой воздух охлаждается, образуются облака, тучи, которые с помощью ветра передвигаются в воздухе и выпадают на землю в виде осадков: летом – дождя, зимой – снега. Вода не исчезает, а только превращается из одного состояния в другое и путешествует. Так происходит круговорот воды в природе.
II Основная часть
- Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? (Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.)
- Давайте сегодня мы с вами превратимся в таких учёных, и будем проводить опыты по исследованию воды, её свойств. Ведь только о ней мы с вами сегодня и говорим.
- Для проведения опытов по исследованию воды и её свойств нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе. Занимайте свои рабочие места. (Дети рассаживаются по два человека за один стол.)
-Мы с вами говорили о пресной и соленой воде. Давайте посмотрим, какая она-соленая вода? Приступим к нашему исследованию.
Опыт 1. Вода – растворитель.
А есть ли у воды вкус? Дети пробуют воду и высказывают свое мнение. Затем предложить одному ребенку размешать в воде сахар, другому – соль, третьему - лимонный сок. После растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус. Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая, соленая, кислая.
Вывод: своего вкуса у воды нет. А что случилось с веществами, которые мы положили в воду? (ответы детей).
Опыт 2. Плотность воды.
1. Предложить детям наполнить 2 стакана на 2/3 водой. Опустить в каждый стакан по яйцу. Что произошло? Оба яйца опустились на дно. Теперь насыпать в один из стаканов 2 столовые ложки соли. Что поменялось? Яйцо в соленой воде всплыло.
2. В два стакана нальем воды. В первый стакан добавим краску красного цвета, во вторую желтого краску и 4 столовые ложки соли. Берем шприц и воду из первого стакана переливаем во вторую. Получится разноцветная башня, потому что, соль влияет на плотность воды. А вода с наибольшей плотностью будет опускаться вниз.
Вывод: Плотность соленой воды больше, чем пресной. Вот почему в море легче научиться плавать, соленая вода как бы выталкивает нас на поверхность. А в Мертвом море Израиля можно лежать на поверхности и читать книгу. Оно настолько соленое, что утонуть в нем просто невозможно.
Итог занятия.
Выводы.
-Что нового вы узнали сегодня?
-Какой опыт вам понравился больше всего? Почему?
- Вам понравилось быть учеными? Чем?