Попова Людмила
Конспект занятия по познавательному развитию «Путешествие на Северный полюс» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ
№ Организационно-методическая
информация Содержание Примечание
1. Тема образовательной
деятельности «Путешествие на Северный полюс»
2. Доминирующая
образовательная область Познавательное развитие. п. 2.6 ФГОС ДО
3. Ведущий вид деятельности детей Познавательно-исследовательская.
4 Методы и приемы реализации содержания занятия Наглядные : рассматривание иллюстраций, использование мультимедийной презентации, схема опыта «выйди сухим из воды», мнемосхема «животные».
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию „Путешествие на Северный полюс“ в старшей группе» размещена в разделах
Словесные: беседа о Северном полюсе, вопрос-ответ, разъяснение, обсуждение.
Практические: решение проблемных ситуаций (пазлы с картинками животных Севера, выбор одежды для севера, рисование северного сияния.
Индивидуальный: создание рисунка для галереи, выбор одежды для севера по карточке.
Педагогические приё мы: сюрпризный момент, создание ситуации выбора, поощрение, самооценка.
Технологии: технология «Ситуация», интерактивная технология «Древо знаний», приемы здоровьесберегающих технологий (смена видов деятельности, физминутка, технология наглядного моделирования (предметно-графическое, нетрадиционная техника «рисование с помощью разноцветных мелков», ИКТ (мультимедийная презентация, видеообращение, ТРИЗ (составление загадки по схеме).
5. Интеграция образовательных областей познавательное развитие (формирование познавательных действий в процессе рассказов детей);
социально – коммуникативное развитие (коммуникация со взрослыми и сверстниками, слушание и восприятие речи другого);
речевое развитие – закрепление умения в составлении загадки по схеме;
художественно – эстетическое развитие (обучение рисованию нетрадиционной техникой);
физическое развитие (развитие двигательной активности).
6. Возрастная группа 5-6 лет
7. Цель
Познакомить детей с особенностями природных условий Крайнего Севера.
8. Задачи Планируемые результаты
8. 1 Образовательные:
-закрепить знания детей о верхней зимней одежде и ее назначении;
-познакомить с названием корабля-ледокола и его назначением;
- закреплять знания о животных севера : белого медведя, северного оленя, тюленя и моржа;
- закрепить умение составлять загадки по мнемосхеме;
- вспомнить вывод, на примере заранее проделанного опыта: почему животные севера не покрываются льдом и не замерзают;
- познакомить детей с необычным природным явлением- Северным сиянием и причиной его возникновения;
- учить умение рисовать нетрадиционной техникой «рисование с помощью разноцветных мелков».
- знает о верхней зимней одежде и ее назначении;
- знаком с названием корабля-ледокола и его назначением;
-знает животных севера : белого медведя, северного оленя, тюленя и моржа;
-умеет составлять загадки по мнемосхеме;
-делают вывод: животные севера имеют большое количество подкожного жира, который также покрывает их кожу и мех, а жир не дает намокнуть, поэтому животные севера не замерзают, выходя из воды;
-знают, что северное сияние можно увидеть на крайнем севере, на Руси его называли сполохами или пазорями. Оно появляется когда на солнце происходят взрывы и к земле устремляются заряженные энергией частицы и происходит свечение. Чем выше, тем краснее, ниже зеленое, синее.
- умеем рисовать нетрадиционной техникой
8.2 Развивающие :
- развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы (находить сходства и отличия тюленя и моржа);
- развивать умение поддерживать беседу, поощрять стремление высказывать свою точку зрения,
- обогащать и активизировать словарь детей (ледокол, северное сияние, пазорями или сполохами);
- развивать сенсорные навыки, мелкую мускулатуру рук.
-умеет сравнивать, анализировать, делать выводы (находить сходства и отличия тюленя и моржа);
-умеет поддерживать беседу, поощрять стремление высказывать свою точку зрения,
-знает новые слова (ледокол, северное сияние, пазорями или сполохами);
-развиты сенсорные навыки, мелкую мускулатуру рук.
8. 3 Воспитательные:
- воспитывать у детей любовь к природе и желание заботиться о ней;
- способствовать формированию у детей положительных эмоций, активности в самостоятельной двигательной деятельности.
- воспитывать умение сотрудничать со сверстниками, в подгруппах,
-испытывает потребность в доброжелательном отношении к природе;
-сформированы у детей положительных эмоций, активности в самостоятельной двигательной деятельности.
-умеет сотрудничать со сверстниками, в подгруппах,
9. Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности) Звуки вьюги, презентация «Путешествие на Северный полюс», набор магнитных картинок «Одежда», д/ игра «Собери картинку животного», мнемосхема «животные», «Древо знаний», стенд для галереи рисунков, мультимедийная установка.
На каждого ребё нка: листы формата А5, салфетки, цветные мелки (красный, синий, зеленый, трафареты, стеки на каждого ребенка.
10. Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты Заучивание физминутки «Северная страна», пальчиковой гимнастики «Кто на Севере живет», беседа о «Животных Севера», рассматривание карты мира с обитателями животного мира, составление загадок по мнемосхеме, чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик», д/игра «Собери картинку»
ПРИМЕРНЫЙ ХОД СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ
№ Этап Содержание Примечание
I. Вводная часть
1.1
Введение в тему
Актуализации знаний
Мотивация Гости входят в группу здороваются с детьми, знакомятся с ними…
Звук вьюги.
В: Ребята, что это (вьюга) А когда это бывает (ответы детей)
А вы знаете где всегда холодно? Где царствует вечная зима?
А нам сегодня пришло письмо на электронную почту. И обратный адрес: Северный полюс.
Видеообращение Умки. (просмотр видеообращения)
В. Ребята. Вы бы хотели отправиться в путешествие?
-А на чем мы может добраться до Северного полюса?
-А в какой сказке и как одна девочка оказалась на Северном полюсе?
-У нас есть такой волшебный лепесток.
- Но что произошло с девочкой Женей?
(она не взяла теплую одежду и замерзла и не была осторожной в незнакомой местности)
Д/игра «Собираемся в поездку»
Цель: закрепить знания детей о верхней зимней одежде и ее назначении;
- Какие правила безопасности надо соблюдать в незнакомой местности? (не отставать, быть внимательными, не трогать и не подходить близко к диким животным)
ИКТ
Сюрпризный момент
Магнитные картинки одежды, древо знаний
Безопасность
1.2 Мотивация деятельности детей - Ребята, так мы готовы отправиться на крайний Север?
1.3 Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога) Для чего мы сейчас отправимся на крайней Север (чтобы увидеть сказочное явление природы, которой нам пообещал Умка).
- Значит, мы с вами отправимся на крайней Север, чтобы увидеть сказочное явление.
II. Основная часть:
2.1 Актуализация ранее приобретенных знаний
Речевая игра
Составление загадки
Проблемная ситуация -1
Проблемная ситуация -2
-Готовы? Давайте закроем глазки и произнесем волшебные слова:
«Лети. Лети лепесток через запад на восток. Через Север через Юг возвращайся сделав круг. Лишь коснешься ты Земли, быть по моему вели: вели чтобы мы с ребятами оказались на Северном полюсе.
-А вот мы уже на Северном полюсе.
Северный полюс - это ледяная пустыня. Океан в этом месте покрыт толстым слоем льда, его толщина равна высоте трехэтажного дома. Давайте отметим флажком Северный полюс на карте. Его называют Арктикой.
-Арктика-это крайний север России, край удивительной природы! Зимой там не увидишь солнца и поэтому наступает долгая полярная ночь. Но лето здесь короткое и холодное. Кругом снег и ледники, а по океану плавают айсберги-огромные глыбы льда.
-На чем мы сможем добраться по океану до Умки? Кораблю помогает продвигаться по замершему океану другой корабль- ЛЕДОКОЛ.
-Как вы думаете, как он помогает, что он делает?
Д/игра «Назови одним словом»
Цель:_закрепить умение составлять сложное слово из двух слов.
Мясорубка пешеход
Самолет вертолет
Листопад мышеловка
Путешествие пчеловод
Самовар лесоруб
Снегопад скалолаз
Водопад носорог
Водолаз
Самокат
-На ледоколе мы и отправимся дальше.
А чтобы дальше двигаться необходимо разделяются на 4 подгруппы.
-Д/ игра «Собери картинку»
Цель: собрать разрезанную картинку животного Северного полюса и составить загадку о своем животном по схеме.
Д/и «Составь загадку по схеме»
Игровая ситуация «Найди сходства и отличия моржа от тюленя»
Физминутка «Северная страна»
Где всюду холод, лед и тень (себя обнимают)
Полгода-ночь. Полгода-день (закрывают глаза ладонями, затем открывают)
Из льда здесь люди строят дом (поднимают руки на головой «крыша»)
И океан покрыт весь льдом (ладони показывают льдины)
Зверей ты здесь почти не встретишь (руки в стороны)
И птиц ты в небе не заметишь (делают махи руками)
Лишь мишка белый словно иней (подражают походке медведя)
Хозяин ледяной пустыни.
«Почему медведи не замерзают на северном полюсе и не покрываются льдом»
На экране появляется схема и этапы проведения опыта.
Подвести детей к выводу: животные севера имеют большое количество подкожного жира, который также покрывает их кожу и мех. Из нашего опыта мы узнали, что жир не дает намокнуть, поэтому животные Севера не замерзают, выходя из воды. Цветик-семицветик
Презентация 2-3-4 слайд
Расширение словаря
Технология ТРИЗ
мнемосхема
Мнемосхема опыта
2.2 Добывание нового знания
(сообщение и приятие) Встреча Умки. (обращение умки) Северное сияние.
Рассказ «Что такое Северное сияние» На Севере и только зимой можно увидеть одно из самых красивых природных явлений – северное сияние. Его красоту невозможно передать словами! Это надо видеть. Небо вдруг озаряется и вспыхивает миллионами огней. Северное сияние – мистическое, непредсказуемое и красивое небесное свечение, внезапно появляющееся и точно так же внезапно исчезающее. От этого зрелища захватывает дух, оно может продолжаться от десяти минут и до нескольких суток.
Давным-давно люди верили в то, что игра красок на небесах ничто иное как танец богов. Некоторые племена видели в этом явлении недоброжелательность, и даже брали оружие для защиты, если им приходилось выходить на улицу. У нас на Руси северное сияния прозвали пазорями или сполохами – от слова «зоря» и от слов «полошить», «тревожить».
Там сполохи причудно,
Пуще звезд играют.
Разноцветными полосками
небо зажигают.
Сейчас же известно, что северное сияние появляется, когда на Солнце происходят взрывы. К Земле устремляются заряженные энергией частицы. Достигая нашей атмосферы они сталкиваются с частицами газов кислорода и азота и заставляют их светиться. Когда наступают долгие полярные ночи и среди этих холодных ночей неожиданно вспыхивает в небе яркие краски северного сияния- это конечно же чудо!
Чем выше происходит столкновение частиц тем северное сияние краснее, ниже синее, зеленое. Встреча Умки.
2.3 Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания
Продуктивная деятельность Но чтобы запечатлеть, то что мы с вами видели и показать всем детям в детском саду, я предлагаю вам нарисовать эту красоту с помощью мелков нетрадиционной техникой. Показ на столе.
Пальчиковая гимнастика. «Кто живет на Северном полюсе»
Кто на Севере живет? (хлопки в ладоши, удары кулачками попеременно)
Что там ест и что там пьет?
Звери необычные, к холоду привычные (замок, меняя положение пальце
Вот песец из норки смотрит (колечки)
Белый мишка важно ходит (пальчики шагают)
Ну а морж как капитан покоряет океан (ладони лодочкой двигаются вперед)
Гордый северный олень (кисти рук скрещены, пальцы раздвинуты)
Грузы возит целый день (растирание ладоней)
Рисование нетрадиционной техникой Северного сияния «рисование мелками» Дети п
III. Заключительная часть
3. 1 Анализ и самоанализ деятельности детей Воспитатель: Ребята, наше путешествие подошло к концу, что было целью нашего путешествия? Ребята, что мы делали на Северном полюсе? Какое задание было трудным? А чем мы можем поделиться с детьми нашего детского сада, родителями и гостями? Установка стенда с рисунками в холле ДОУ