Ольга Попсуйко
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Государственные символы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: систематизировать знания о государственных символах России : флаг, герб, гимн.
Задачи:
• Познакомить детей с государственными символами России – флаг, гимн, герб.
• Закрепить знания детей о символическом значении цветов государственного флага.
• Формировать уважительное отношение к государственным символам России.
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе „Государственные символы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Символы России для детей
- Символы России. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
• Воспитывать патриотические чувства.
Интеграция образовательных областей: «социально-коммуникативное развитие», «познавательное развитие», «художественное развитие».
Материалы и оборудование: карта; презентация «Символы Россиии»; аудиозапись государственного гимна России, аудиозапись песни «Голубь мира», заготовки белой бумаги для изготовления голубей, черные восковые карандаши, макет Российского флага, мяч.
Ход занятия:
В. : Ребята посмотрите на карту нашей страны. Посмотрите, какая огромная наша Родина, страна в которой мы все с вами живем, сколько на ней городов, сел, рек, озер, морей лесов.
В. : На нашей планете много разных стран. Но самая большая наша страна. Ребята, а как она называется? (Россия)
Чтение стихотворения «Что мы Родиной зовем?»
Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой живем,
И березки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идем.
Что мы Родиной зовем?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Теплый вечер за окном.
Что мы Родиной зовем?
Все, что в сердце бережем,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлем.
(В. Степанов).
В. : Да, ребята, наша Родина - большая и красивая страна, у нее славная история, которой мы с вами должны гордиться. А как, мы еще можем назвать Россию? (Отечеством, Родиной- матушкой.)
В. : От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая -
Хранимая Богом родная земля!
Но страна – это не просто поля и леса, города и села. Это государство. А каждое государство имеет свои условные знаки – символы, по которым отличается от других.
Символами называют предметы, изображения или слова, которые имеют для нас особое, очень важное значение. Государственной символикой становятся символы, которые имеют особое значение для граждан какого-то государства.
У нашей страны, как и у всякого уважающего себя государства, есть свои собственные государственные символы. Это Государственный флаг, Государственный герб и Государственный гимн.
В: Флаг символизирует нашу Родину. Он развевается над зданием правительства, флаги вывешиваются во время праздников, поднимают во время побед. А сейчас давайте рассмотрим флаг
Воспитатель: Это полотнище прямоугольной формы, состоящие из трех горизонтальных полос. Наверху белая, посередине синяя, внизу красная. А еще ребята, наш флаг называется стягом, трехцветным полотнищем. Ребята, а какой флаг? (Трехцветный, нарядный большой, торжественный)
В. : сейчас я расскажу, что обозначают эти цвета?
В. : Красный цвет - обозначает отвагу, мужество, храбрость, силу, могущество и жизнь. А еще в древности красным называли всё красивое. Например: весна - красна, красно - солнышко, девица - красная) То есть красный цвет обозначает красоту.
В. : А что бывает синим? (Реки, моря, небо).
Синий цвет обозначает верность, правду, свободу.
В. : Ребята, а что бывает белым? (Облака, снег, пена море).
Белый цвет- цвет мира, символ мудрости, миролюбия.
В. : А сейчас я расскажу, почему полосы на российском флаге расположены так, а не иначе.
Красная полоса - наша прекрасная, красивая земля.
Над землей синее небо- это синяя полоса. А над землей и небом находится все самое чистое и светлое, доброе. Это белая полоса.
Физминутка: Игра с мячом «Что такое Родина?» (в кругу)
( описание: воспитатель бросает мяч детям по порядку и говорит: «Родина –это…» дети ловят мяч и отвечают одним словом: лес, поле, река, дом, улица, родители, друзья и. т. д.) .
В. : Кроме флага отличительным знаком страны, её символом является герб.
В. : Посмотрите на герб нашего государства. Что вы видите?
На красном щите изображён двуглавый орёл, поднявший распущенные крылья. Орёл увенчан коронами, а над ними ещё одна большая корона. Короны соединены лентой. В правой лапе орла – скипетр, в левой – держава. Корона означает самостоятельность Российского государства. Скипетр и держава – символы государственной власти и единства. На груди орла красный щит с серебряным всадником. Всадник поражает копьём дракона. Это Георгий Победоносец. Ему с древности поклонялись как воину и защитнику Отечества.
В. : Каждый элемент герба имеет свое значение:
– двуглавый орел – символ единства России;
– короны – союз республик, краев, областей, входящих в состав России;
– жезл и шар означают сильную власть, защиту государства и его единство.
– всадник на щите на груди орла – победа добра над злом, готовность народа защищать свою страну от врагов.
В. : Но почему у орла две головы? Россия – большая страна, головы орла смотрят на запад и на восток, это обозначает, что государство большое, но единое. В России живут люди разных национальностей – русские, татары, тувинцы, якуты и др.
В. : Динамическая пауза «Герб России»
Динамическая игра «Герб России»
Герб страны – орёл двуглавый
Гордо крылья распустил,
Держит скипетр, державу,
Он Россию сохранил. поднять руки в стороны
поочерёдно сжать в кулак пр. и л. руку
нарисовать руками круг
На груди орла – щит красный
Дорог всем: тебе и мне
Скачет юноша прекрасный
На серебряном коне.
приложить руки к груди,
наклон головы вправо-влево,
шаг на месте с высоким подниманием ног
Развевается плащ синий,
И копьё в руке блестит.
Побеждает всадник сильный
Злой дракон у ног лежит.
плавные покачивания вправо-влево,
сжать руки в кулак, поставить руки на пояс,
показать руками
Подтверждает герб старинный
Независимость страны.
Для народов всей России
Наши символы важны. Встать смирно
поднять руки вверх
стихотворение «Герб России» :
У России величавой на гербе орёл двуглавый,
Чтоб на запад, на восток он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он России дух свободный.
(В. Степанов)
Гимн.
Государственный гимн — это торжественная хвалебная песня, посвящённая Родине. Гимн — точно такой же символ государства, как герб или флаг, но в отличие от герба и флага гимн можно не только увидеть, его можно ещё и услышать или спеть самому.
Существует специальный Федеральный конституционный закон «О государственном гимне Российской Федерации». В этом законе объясняется, где и когда исполняется государственный гимн и как надо себя при этом вести. Например, в законе сказано, что во время официального исполнения гимна России нельзя сидеть или лежать. Нужно слушать или петь государственный гимн стоя. Причём мальчики во время исполнения гимна обязательно должны снять головные уборы, а девочки могут остаться в шапочках или платках.
Что такое гимн вообще?
Песня главная в стране!
В гимне российском есть такие слова:
«Россия — любимая наша страна».
Россией гордимся, России верны,
И нету на свете лучше страны!
Гимн слушаем стоя и молча всегда:
Его нам включают в момент торжества!
(Т. Попова)
В. : Ребята, а вы хотите услышать гимн нашего государства? Мы с вами любим и гордимся нашей страной, а значит, должны гордиться ее символами. Давайте, выразим свое уважение к российскому гимну и прослушаем его как положено, стоя.
Звучит фрагмент «Гимна» в записи, все слушают стоя.
В. : Сегодня мы с вами говорили о символах нашей страны : флаге, гербе, гимне. Символы страны объединяют людей, усиливают чувство любви к своей стране, гордости за неё. Очень важно гордиться своей Родиной, любить её, защищать, быть достойным гражданином страны.
Самое главное, ребята, чтобы был мир на всей земле, чтобы не было войны.
Символом мира является белый голубь. Сейчас я предлагаю вам сделать белых голубей и прикрепить их на наш Российский флаг, чтобы в нашей стране и на всей земле был мир.
Изготовление голубей.
Любите нашу Родину, гордитесь ею, я верю что вы вырастите достойными гражданами нашей страны.
Список литературы:
1. Дыбина О. В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром» М., «Мозаика – Синтез», 2011 .
2. Ривина Е. К. Государственная символика России. – М. : ТЦ Сфера, 2007. – 64 с. (Серия «Дружные ребята»)
3. Синова И. В. Герб, гимн, флаг России. – СПб: «Литера», 2006.-96 с. : (Серия «Моя Родина – Россия)
4. Степанов В. Моя родина – Россия. Издательство Фламинго, 2004. – 48 с. (Серия «Учебник для малышей»)