Марина Хлебницкая
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему «Сравнение песка и глины»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
опытным путём сделать сравнительный анализ песка и глины.
Задачи:
1. Образовательные: расширять представления детей о свойствах песка
и глины; формировать у детей умение проводить исследования,
обобщать результаты опытов.
2. Развивающие: развивать познавательный интерес к окружающему
миру; развивать наблюдательность, основы исследовательской
работы, аналитическое мышление, память.
3. Воспитательные: воспитывать интерес к свойствам окружающего,
бережное отношение к природным ресурсам.
Материалы и оборудование: две чашки Петри с крышками (в одной- песок,
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему „Сравнение песка и глины“» размещена в разделах
- Глина. Знакомство с глиной
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Старшая группа
- Темочки
во второй- глина, лупа, мерная ложка, пипетка, стакан с водой, дощечка для
лепки, салфетки – на каждого ребёнка, готовая глина для лепки.
Ход занятия
Воспитатель: - Дорогие ребята, сегодня я приглашаю вас в мини-музей
«Прикладного искусства» группы №2 «Бусинки», где мы познакомимся с
вами с творчеством народных умельцев. Обратите, пожалуйста, внимание на
эти экспонаты! Назовите их (дети называют предметы, сделанные из глины:
свистульки, посуда, сувениры, игрушки, красный кирпич). Как вы думаете, из
чего они сделаны? (из глины, если затрудняются ответить, оставить загадкой
до конца занятия, до подведения итога). Правильно, все они изготовлены из
удивительного природного вещества, родственника камней и песка – глины.
Я предлагаю вам пройти в нашу лабораторию и рассмотреть это вещество,
сравнить его с уже известным вам веществом – песком.
Дети проходят в лабораторию, на столах у каждого ребёнка стоит: две
чашки Петри с крышками (одна с песком, вторая с глиной, стакан с водой,
лупа, пипетка, мерная ложка. Дети одевают спецодежду, присаживаются на
рабочие места.
Воспитатель: - Ребята, чтобы нам приступить к опытам, давайте вспомним
правила поведения в лаборатории (дети повторяют правила).
Опыт №1. «Рассмотри и сравни внешние свойства песка и глины»
- Давайте внимательно посмотрим на песок, скажите, какого он цвета?
(Ответы детей). Попробуйте песок на ощупь. Какой он? (Рыхлый, мягкий,
сыпучий). Из чего состоит песок? (Ответы детей). Песок состоит из мелких
песчинок. Давайте посмотрим на песок через лупу. Что вы видите? (Ответы
детей). Оказывается, песчинки, из которых состоит песок, разноцветные:
жёлтые, коричневые, красноватые – есть даже прозрачные. Возьмите
мерную ложку, крышку от чашки и пересыпайте медленно песок. Что
происходит с песком? (Ответы детей). Да, песок сыплется. Значит, он какой?
(Сыпучий).
-А теперь давайте рассмотрим глину. Посмотрите, какого она цвета?
(Ответы детей). Интересно, что глина из разных мест имеет различный цвет:
красный, коричневый, голубой, жёлтый, белый, даже чёрный. Больше всего
на нашей планете глины серого цвета. Попробуйте глину на ощупь. Какая
она? (Ответы детей). Глина твёрдая, может крошиться. Давайте посмотрим
на глину через лупу. Что вы видите? Из чего она состоит? (Ответы детей).
Глина состоит из мельчайших пылинок. Они намного меньше частичек, из
которых состоит песок. Оказывается, что пылинки глины когда-то были
частичками гор и камней. Когда дул сильный ветер, эти частички срывались с
гор и летели в море. Там, где они оседали на дне, и появлялась глина.
Возьмите мерную ложку, крышку от чашки и насыпайте медленно глину. Что
она делает? Можно сказать, что глина сыпучая? (Ответы детей).
Вывод: Песок и глина бывают разного цвета. Состоят из мелких частичек,
но у глины они мельче, чем у песка. На ощупь песок рыхлый, мягкий,
сыпучий, а глина – твёрдая, может крошиться, падает комочками.
Опыт №2. «Песок и глина + вода»
- Ребята, как вы думаете, что будет с пеком и глиной, если к ним добавить
воды? (Предположения детей). Давайте пипеткой наберём воды и капнем по
очереди в чашку с песком и глиной. Что происходит? (Ответы детей). И песок,
и глина впитывают воду, становятся более тёмными. Попробуем сейчас
аккуратно перемешать песок, глину и пересыпать в крышку чаши. Что
происходит? (Ответы детей). Мокрый песок и глина не пересыпаются, а
падают.
Вывод: Песок и глина впитывают воду. Во влажном состоянии они не
пересыпаются.
Воспитатель: - Вчера я приготовила вам маленький сюрприз – завернула
во влажную ткань сухую глину- и вот что получилось из неё сегодня….
(достаю маленькие шарики влажной глины, подготовленной для лепки).
Какой стала глина? (Ответы Детей). Глина стала мягкой и пластичной. Из
влажной глины можно лепить. Люди давно пользуются этим свойством
глины и лепят из неё посуду, украшения, музыкальные инструменты,
игрушки, кирпичи для строительства. Часть этих предметов вы видели в
мини-музее группы№2 «Бусинки». Люди, которые лепят предметы из глины
называются гончары. Я предлагаю слепить из влажной глины кувшинчики,
дать им высохнуть, они станут твёрдыми, а потом, в группе, их разукрасить. А
с песком мы поиграем в песочнице, на прогулке.
Дети лепят из глины, при необходимости педагог подсказывает и
помогает выполнить определённые приёмы лепки. Когда поделки готовы,
их ставят сушиться на 1-2 дня, затем раскрашивают гуашью.