Шильникова Ольга Николаевна
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Мы с природой дружим, мусор нам не нужен»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: активизировать познавательную деятельность детей в области экологии и охраны природы через инновационные технологии; формировать у детей экологически грамотную позицию по отношению к проблеме бытового мусора.
Образовательные задачи:
Показать современный подход к вопросам утилизации твёрдых бытовых отходов и степень их пагубного влияния на состояние окружающей среды.
Уточнить представления детей об источниках возникновения мусора.
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе „Мы с природой дружим, мусор нам не нужен“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мусор. Защитим природу от мусора
- Мусор. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2023
Формировать умение сортировать мусор при его сборе.
Закрепить представления о чистоте окружающего нас воздуха как о важной составляющей здоровья человека и всего живого.
Расширять знания детей о взаимозависимости мира природы и деятельности человека.
Формировать умение работать в команде.
Развивающие задачи :
Развивать потребность соблюдения чистоты на улицах города, дома, в детском саду.
Развивать умение анализировать экологическую проблему.
Содействовать развитию умения дифференцировать предметы по материалу, из которого они были изготовлены.
Совершенствовать умение оперировать имеющимися знаниями, обобщать, делать выводы.
Воспитательные задачи:
Воспитывать умение прогнозировать последствия своих действий, желание жить в экологически чистой местности, познакомить с усвоенными правилами друзей, родителей.
Воспитывать гордость за то, что в нашей стране берегут и охраняют природу.
Оборудование и материалы:
Для игры «Подарки природы» : 4 подарочных пакетов, в которых находятся мешочки с почвой, часть ствола дерева, бутылочка с нефтью, железная руда, ободок «Природа» для педагога, цветные браслеты.
Для игры «Что делают из нефти?» : полиэтиленовый пакет, одноразовый пластмассовый стаканчик, бутылка стеклоочистителя, пластиковая бутылка (0,5 л, колесо от машинки, порванный резиновый мячик.
Для игры «Для чего нужна почва?» : продукты и изделия из природных ресурсов- фрукты, кусочек хлеба (муляжи, опавшая листва.
Для игры «Что делают из дерева?» : исписанные с одной стороны листы, рекламные газеты.
Для игры «Что делают из железной руды?» : водопроводный кран, жестяные крышки, металлическая банка из-под напитка.
Для игры «Сортируем мусор» : табличка «Пункт приёма ТБО», урны со знаками переработки.
Для моделирования «Природу спаси-батарейки к нам неси!» : карточка-подсказка «Сколько животных и деревьев может пострадать от выброшенных батареек», изображения животных и растений, заготовка «Пирамида».
Для опыта «Уксус против моющего средства» : уксус, моющее средство для стекол, ткань для протирки, старая газета.
Для задания «Сколько вытечет воды за одну минуту» : банка 1 л, мерный стаканчик, емкость с водой (ведро, изображение банки, капелек воды для отсчёта.
Для опыта «Стаканчик для похода» : образцы бумаги, пластиковые стаканчики для стекания воды, схемы изготовления стаканчика и этапов проведения опыта.
Для демонстрационного опыта «Загрязнение воздуха» : гелиевый шар, свеча, глиняная чашка, глобус, лёгкая ткань двух цветов- прозрачная и полупрозрачная серая.
Словарная работа: Природа, железная руда, нефть, ТБО, батарейка, уксус, стеклоочиститель, глобус.
Методические приё мы: беседа, игра, вопросы, указание, демонстрационный опыт, экспериментальная деятельность, моделирование.
Предварительная работа: наблюдения и экологические экскурсии по территории детского сада, познавательное чтение, экологические, подвижные, дидактические игры, беседы, лаборатория (опыты и эксперименты).
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально- коммуникативное развитие, познавательное развитие.
Ожидаемый результат: понимание детьми того, что мусор- это большая проблема, которую должны решать все люди.
Ход занятия:
В: Ребята, у вас есть мечта, желание? (Дети отвечают, педагог делает вывод: для исполнения желаний нам нужны дерево, море, фрукты, воздух и т. п.)
Как можно, одним словом назвать это? (Природа).
Я предлагаю поиграть в серьёзную экологическую игру - «Подарки природы». Разрешите, я буду Природой.
Но для начала вам надо разделиться на группы. А для этого у меня есть браслеты разного цвета, выберите любой и становитесь группами по цвету.
Воспитатель надевает ободок («превращается в Природу») и раздаёт подарки.
Я к вам не с пустыми руками пришла,
Я вот что – подарки для вас принесла.
Группа с браслетами красного цвета, вот вам мой первый подарок, обращайтесь с ним бережно. (Дарит мешочек с почвой). Прошу группу с браслетами зеленого цвета выйти ко мне за подарком. Можете использовать это для своих нужд. Не забудьте взамен посадить деревцо. (Дарит древесину). Следующая группа с браслетами голубого цвета, это подарок для вас. (Дарит железную руду). Четвёртой группе с браслетами желтого цвета я дарю своё сокровище, долгие века я хранила его в своих недрах- можете им воспользоваться. (Дарит пробирку с нефтью).
Педагог снимает ободок. Дети рассматривают подарки.
Ребята, назовите, что подарила вам Природа. (Каждая подгруппа называет подаренное).
А как человек использует эти многочисленные подарки Природы? Чтобы это узнать, найдите в лаборатории то, что выращивают на почве (1-я группа, из дерева (2-я группа, из железной руды (3-я группа, из нефти (4-я группа).
Дети складывают выбранные предметы на подносы рядом с подарком Природы. Показывают всем остальным и складывают всё вместе. Педагог снова надевает ободок.
Природа : Посмотрите, человек делает множество полезных вещей из моих ресурсов. Как вы думаете, возьму ли я эти предметы? Предлагайте мне. (Дети предлагают полезные вещи, сделанные из подарков Природы. Если педагог (Природа) принимает этот подарок, то кладёт его на поднос около себя, а если не принимает, дети кладут подарок на поднос, стоящий на полу.)
Природа : Я принимаю пищевые отходы с благодарностью. У меня есть маленькие существа - микробы, которые превратят пищевые отходы в удобрение, и на почве снова вырастут овощи и фрукты. Крошки хлеба будут клевать мои птицы и радовать всех красивыми песнями. Я принимаю отходы древесины и со временем их переработаю. Но учтите, что мои деревья растут медленно, а рубят их слишком много для ваших нужд. Если мы вырубим все деревья, станет меньше кислорода, которым мы дышим.
Нет! Нет! Только не это! У меня нет таких микробов, которые перерабатывают пластиковые отходы! Я не могу сделать из них почву. Поэтому пластиковые пакеты будут лежать на земле 200 лет, а пластиковые бутылки - 500 лет. Они засоряют меня, не дают расти моим деревьям и травам. И тогда я начинаю болеть. Нет, я не могу принять пластиковые отходы.
Природа : Ой, кто-то выбросил батарейки! Заберите их срочно, это самый опасный мусор! Опасность батареек заключается в их составе. Каждый такой источник питания содержит токсичные металлы, очень вредные для нас, животных и растений. Из-за этого они считаются специфическим (особым) мусором, который необходимо отделять и хранить в особых условиях.
Решение проблемы «Как уменьшить мусорную кучу».
Воспитатель снимает ободок.
Воспитатель: Посмотрите, сколько накопилось отходов, которые Природа не может принять! Из наших отходов получилась свалка. Если свалить накопившийся за год мусор в одну кучу, то образовалась бы огромная гора. Кто же устраивает это безобразие? Можем ли мы мусорить меньше? Давайте приглядимся к этой куче мусора и подумаем, что можно выбросить, что можно не выбрасывать - отремонтировать, заменить, то есть не покупать вообще товар в такой упаковке.
Первая проблема. Например, пластиковый стаканчик. Что делают с пластиком, когда выбрасывают? Как вы думаете, можно ли сжигать пластмассовые бутылки и полиэтиленовые пакеты? (Ответы детей)
Воспитатель: Всего несколько секунд мы можем обходиться без воздуха. Воздух окружает нашу планету Земля. Посмотрите на глобус. Глобус - это модель нашей планеты Земля, а прозрачная ткань показывает воздушную оболочку нашей Земли- атмосферу. Она чистая и прозрачная.
Демонстрационный опыт №1 «Загрязнение воздуха»
А теперь я хочу вам показать, что происходит, когда сжигают пластик. (Под белой фаянсовой чашкой зажигают свечу).
Вывод: когда пластик сжигают, выделяется дым (сажа, копоть, который вреден для всего живого.
Воспитатель: Куда улетает грязный воздух? Грязный воздух поднимается вверх, окутывая нашу планету.
Демонстрационный опыт№2 «Загрязнение воздуха».
Вот как это происходит.
Воспитатель отпускает вверх гелиевый шар, привязанный к стулу.
Воспитатель: Вот так выбрасываются в атмосферу загрязнённый воздух (Воспитатель накрывает глобус серой полупрозрачной тканью). Примерно так выглядит воздушная оболочка нашей планеты Земля. Полупрозрачная ткань - это грязный воздух, который окружает Землю.
Воспитатель: Поскольку с пластиком столько проблем, чтобы такое придумать, чтобы пластиковых отходов вообще не было? Заменить на бумажный стаканчик!
Вторая проблема (Воспитатель берёт стеклоочиститель).
Дети, что это у меня в руках? (Ответы детей). Производители моющих средств для стёкол используют различные уловки, чтобы заманить людей покупать именно их товар: яркая, необычная бутылочка, на этикетке пишут, что используют только натуральные ингредиенты, но в большинстве случаев это не так. Да и стоят такие средства дорого. Как вы думаете, чем раньше чистили окна, когда не было стеклоочистителя? Зеркала чистили народными средствами, например, с помощью уксуса, крахмала, лимонной кислоты и газеты.
Третья проблема. Как поступим с краном, если его нельзя починить? Почему мы его выбросим? И мы сегодня увидим, сколько тоненькая струйка, бежавшая из сломанного крана, унесёт питьевой воды.
Четвёртая проблема. Теперь давайте решим, что делать с батарейкой. Вы сегодня узнаете, сколько животных и деревьев пострадает от одной выброшенной батарейки.
Смотрите, мы уменьшили кучу. А что делать с оставшимся мусором? Мы отнесём его в пункт приёма твёрдых бытовых отходов (обращаю внимание детей на табличку «Пункт приёма ТБО» и расшифровываю).
Игра «Сортируем мусор».
Воспитатель: Давайте рассортируем оставшийся мусор.
Воспитатель: Ну вот мы с вами убедились, что сортировать бытовые отходы- совсем несложно, а польза для окружающей среды- огромная.
Практическое решение проблем (опыты и моделирование).
Воспитатель: У вас на руках браслеты разного цвета, найдите своё рабочее место. Задание для первой группы : узнать, можно ли заменить красивую бутылочку с химическим веществом на безвредное средство (дети читают схему, выполняют задание по ней).
Опыт «Уксус против моющего средства»
Воспитатель:
1. Найдите грязное зеркало.
2. Добавьте немного уксуса в воду и перемешайте.
3. Перелейте раствор в пульверизатор.
4. Протрите половину зеркала в течение минуты круговыми движениями.
5. Протрите вторую половину зеркала так же в течение одной минуты, используя моющее средство для стёкол.
Когда вы закончите, посмотрите на стекло. В какой половине чище? Заметна ли разница? Какой метод очистки зеркала вы считаете самым экологически чистым?
Воспитатель: Задание для второй группы- узнать, можно ли заменить пластмассовый стакан на бумажный.
Опыт: «Стакан для похода»
Воспитатель:
1. Рассмотрите образцы бумаги.
2. Из образцов бумаги по технологии оригами сложите фигуру «стаканчик».
3. В мерные стаканчики налейте по 20мл. воды.
4. Отметьте в таблице начало протекания воды через бумагу (стаканчик) цифрами 1,2,3.
Воспитатель: Задание для третьей группы- узнать, сколько животных и деревьев может пострадать от одной выброшенной батарейки.
Моделирование: «Природу спаси - батарейки к нам неси»
На фланелеграфе карта «Республика Северная Осетия- Алания», пищевая пирамида. Нужно выложить изображения животных и растений-столько, сколько обозначено на карточке-подсказке.
Воспитатель: И составить пищевую пирамиду и объяснить, какую пользу приносят крот, ёж, черви, дерево.
Опыт «Неисправный кран»
Воспитатель: Задание для четвёртой группы- узнать, сколько воды может вытечь за одну минуту, если кран неисправный.
Дети считают, сколько стаканов войдёт в литровую банку, отмечая количество стаканов с помощью капелек.
Презентация детьми полученных результатов.
Каждая подгруппа рассказывает, что делали и что получилось.
Опыт «Стакан для похода».
Первым воду пропустил стакан из газеты, потом вода закапала из стакана из офисной бумаги, а потом вода закапала из стакана из альбомной бумаги.
Вывод: стакан из альбомной бумаги долго не пропускает воду-можно брать с собой в поход.
Опыт «Уксус против моющего средства»
Воспитатель: Давайте все вместе попробуем отгадать, какую часть стекла мыли уксусом и вытирали газетой.
Вывод: уксус так же эффективно очищает поверхность стекол, как и магазинное моющее средство, а газета может заменить ткань для протирки.
Моделирование «Природу спаси - батарейки к нам неси!»
Воспитатель: Почему батарейки сдают отдельно?
Вывод: батарейку нельзя выбрасывать вместе с мусором, потому что пострадают три диких зверя, два дерева и много дождевых червей, а они приносят пользу природе (если исчезнут черви, то листья некому будет перерабатывать в почву, а у кротов и ежей в рационе будет меньше еды).
Опыт «Неисправный кран»
Воспитатель: Как вы думаете, нужно сдать кран на металлолом? Почему? Сколько чистой воды убежит?
Вывод: если кран нельзя починить, то нужно поменять его на новый-воду нужно беречь!
Воспитатель: Дети, вы сегодня молодцы! Справились со всеми опытами и доказали, что мы с природой дружим, мусор нам не нужен! Посмотрите, у меня на доске изображения разных состояний природы. Кому понравится состояние природы в левой части, встаньте слева, если в правой части - отойдите направо. (Дети выполняют).А теперь объясните, почему вы встали справа.