Наталья Клевина
Конспект занятия по познавательному развитию с элементами экспериментирования
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ-ДЕТСКИЙ САД № 23 Г. СЕГЕЖИ
]КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ
С ЭЛЕМЕНТАМИ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
ВО II МЛАДШЕЙ ГРУППЕ № 8 «ЛАМБУШКА»
ТЕМА: «СПАСЕНИЕ ЛЯГУШАТ»,[/h3]
разработанный на основе конспекта «Спасаем лягушат»
(авторы С. Г. Ваганова, И. Н. Медведева стр. 30-34
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию с элементами экспериментирования» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2018
«Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разновозрастных группах»/ сост. Н. В. Нищева. – СПб. : ОО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017. – 320 с. – (Библиотека журнала «Дошкольная педагогика»).
Поисково-познавательная деятельность
по направлению «Неживая природа» (вода, лед)
Воспитатель: Клевина Наталья Юрьевна
Цель образовательной деятельности: Развитие познавательных интересов, потребности и способности, самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащенного эмоционально-чувственного опыта.
Программное содержание:
Образовательные задачи:
- Способствовать формированию у детей представлений о состоянии воды – лёд: его свойствах и качествах (холодный, твердый, скользкий, прозрачный, тает, в теплой воде тает быстрее).
- Продолжать знакомить детей со способами обследования. Обогащать тактильный опыт детей. Формировать умение выбирать нужный способ для выполнения поставленной задачи; умение осуществлять целенаправленные поисковые действия умственного и практического плана.
- Формировать умение устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие умозаключения.
- Закрепить представления детей о лягушке, ее характерных особенностях, месте обитания.
Развивающие задачи:
- Развивать инициативность и самостоятельную активность детей в процессе поисково-познавательной деятельности по направлению «Неживая природа» (вода, лед).
- Развивать наглядно–образное мышление, сообразительность, внимание, память; расширять кругозор детей.
- Развивать умение выделять свойства и качество исследуемого объекта, кодировать и декодировать информацию.
- Развивать связанную речь, побуждать отвечать на вопросы фразой, предложением из 2-3 слов.
- Развивать мелкую моторику, используя технику комканья бумаги; приучать детей аккуратно пользоваться клеем.
Воспитательные задачи:
- Продолжать вызывать интерес к экспериментальным играм.
- Воспитывать эмоциональную отзывчивость, побуждать оказывать помощь тем, кто в ней нуждается; способствовать осознанию собственной значимости.
- Формировать навыки самоконтроля.
- Воспитывать интерес к занятию по познавательному развитию с элементами экспериментирования.
Задачи образовательных областей:
«Социально-коммуникативное развитие»
Формирование у детей сочувствия, сопереживания, желания помочь персонажам. Воспитание чуткого гуманного отношения к живому. Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, доброжелательных отношений между детьми. Воспитание самостоятельности, уверенности в своих умениях.
«Познавательное развитие»
Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации. Поддержание детской инициативы и самостоятельности.
Формирование познавательных (обследовательских) действий. Обучение сенсорному обследованию (способам распознающего наблюдения) и анализу объектов, выделению с помощью взрослого наиболее ярко выраженных свойств и качеств объекта.
Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира. Способствовать естественному стремлению детей к самостоятельному изучению окружающего посредсвом исследовательского обучения. Способствовать пониманию детьми причинно-следсвенной связи (если., то).
Развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (предметных моделей - условных заместителей, символов свойств и качеств объекта).
«Речевое развитие»
Развитие связной, объяснительной речи детей, обогащение активного словаря.
Обогащение словаря: оттаяли, комкаю, мну, макаю.
Активизация словаря: кваканье, лед, холодный, твердый, прозрачный, скользкий тает, кочка, капает.
Понимание на слух текстов стихотворения.
«Художественно-эстетическое развитие»Стимулирование сопереживания персонажам; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (конструктивной и изобразительной). Продолжать знакомить детей с материалом бумага, с техникой и со способами обработки бумаги.
«Физическое развитие»
Приобретение опыта в двигательном виде деятельности детей, способствующему правильному формированию крупной и мелкой моторики обеих рук.
Развитие тактильных ощущений.
Предварительная работа:
Наблюдение на прогулке, опыты и экспериментальные игры с водой и другими объектами неживой природы (замораживание на холоде «Замерзшая вода», оттаивание в теплом помещении «Тающий лед», переливание, «твердый-мягкий», «прозрачный – непрозрачный»); катание на горке; рассматривание картинок, презентации с изображением лягушек, болота; разучивание логоритмической игры; накопление чувственного опыта детей в ходе режимных моментов.
Оборудование и материалы:
Телевизор, ноутбук, аудио колонка, аудио запись с кваканьем лягушки; презентация, игрушки: мама-лягушка и лягушата, замороженные в лед, подставки для льда - по количеству детей; поднос со стаканчиками розового цвета с теплой водой и поднос со стаканчиками голубого цвета с холодной водой; предметные модели, макет болота, синтепон, зеленая бумага для комканья, розетки с клеем, картонные заготовки, салфетки (сухие и влажные, клеенки, полотенце.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками, познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними,
восприятие художественной литературы и фольклора, конструирование из материала (бумага, изобразительная (аппликация, и двигательная (овладение основными движениями).
Методические приёмы: сюрпризный момент, игровые, вопросы, наглядность, использование художественного слова, рассказ воспитателя, показ презентации, обследование предметов (кубики льда, простейшие опыты - эвристический (частично-поисковый) и исследовательский метод обучения.
Ход занятия:
В– ребята, посмотрите к нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся. (дети приветствуют гостей)
1 Игровая мотива
Доносятся звуки – кваканье лягушки.
В – Ребята, прислушайтесь, что вы слышите?
Д - Это лягушка.
В – А как вы догадались, что это лягушка?
Д – Квакает.
В – Действительно, мы слышим кваканье лягушки. Где же спряталась лягушка? (дети по звуку находят лягушку)
В – Послушайте, о чем рассказывает нам лягушка. (видео презентация + воспитатель читает стих)
Мои веселые ребята –
Озорные лягушата –
В пруду весело играли,
В воду прыгали, ныряли.
Но случилась вдруг беда –
Превратилась в лед вода!
Что мне делать?
Как мне быть?
Как детей освободить?
2. Эксперимент со льдом.
В – Ребята, что случилось с водой?
Д – Вода замерзла, превратилась в лед.
В – А почему вода замерзла?
Д- Потому что зима, стало холодно.
В – А наши лягушата, что с ними стало? (Наши лягушата замерзли).
В – Посмотрите, вот они замерзшие лягушата! (воспитатель показывает замерзшее болото с лягушатами во льду).
В – Ребята, может мы с вами поможем маме-лягушке, освободим лягушат от льда? (переносим замерзших лягушат на стол для опытов).
В –Мои руки стали мерзнуть. А ваши тоже мерзнут? Почему?
Д – Потому что лед холодный. (индивидуальные и хоровые ответы).
В – А что еще бывает холодным? (выставляем карточку символ – снежинку).
В- Давайте попробуем раздавить (смять) лед в руке. – Смогли раздавить? Давай те постучим, получается, сломать лед?
Д - Нет
В – не получается, почему? Значит лед какой? (твердый).
В – А что еще бывает твердым (карточка символ кубик)
Индивидуальные и хоровые ответы.
В – Ребята, посмотрите я вижу своего лягушонка – он смотрит на меня. А вы видите своих лягушат? Почему?
Д - Потому, что лед прозрачный.
В – Прозрачный как что? (карточка символ – окно)
В – Посмотрите ребята, лед выскальзывает у меня из рук, а у вас? Значит лед какой?
Д – Скользкий.
В –А что еще бывает скользким? (карточка символ – горка)
В - Правильно, горка ледяная, очень скользкая.
В – Ой, посмотрите, вода почему-то потекла по рукам. Откуда появилась вода на моих ладошках?
Д – Это тает лед.
В – Почему начал таять лед?
Д – Руки теплые, лед от тепла тает.
Воспитатель предлагает опустить льдинки с лягушатами в воду, (стаканчики голубые с холодной водой).
В – Тают у вас льдинки? Почти не тают, а почему? Потрогайте свои стаканчики.
Дети трогают стаканчики, воду в стаканчиках, приходят к мысли, что лед тает очень медленно, потому что вода холодная.
В – Какую воду нам надо взять, чтоб лед растаял быстро?
Д – Теплую воду. (Воспитатель предлагает детям розовые стаканчики с теплой водой).
В - Потрогайте воду в стакане. Она какая? (Теплая)
В – Смотрите, что происходит со льдом?
Д – Лед таит, теплая вода быстро растопила лед.
Вывод: в теплой воде лед тает быстрее, чем в холодной. (стаканчик розовый).
В – Доставайте лягушат, посадите на салфетку, пусть они согреются, высохнут, а я вам предлагаю превратиться в лягушат.
3. Физкультминутка. (на коврике)
Покружились – в лягушат превратились.
На болоте лягушата –
Развеселые ребята
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались,
Лапками хлопали,
Лапками топали,
В салочки играли –
По кочкам скакали.
С кочки на кочку,
С кочки на кочку.
Вправо – влево повернись и в ребяток превратись.
4. Продуктивная деятельность.
В –Наши лягушата тоже любят веселится и прыгать по кочкам. Давайте сделаем для них кочки из бумаги.
Воспитатель показывает и объясняет способ изготовления «кочек» из бумаги зеленого цвета.
Сначала я комкаю бумагу в кулачке. Ват так, что я делаю? Получился большой комок. Потом мну пальцами, чтобы комочек получился маленький, аккуратный. Вот так, что получилось?
Теперь вы сами будите делать «кочки» и приклеивать их вот на этот лист- болотце.
Дети выполняют задание, воспитатель при необходимости оказывает помощи, дает индивидуальную оценку.
Теперь макаете свою «кочку» в тарелочку с клеем и аккуратно приклеиваем на синюю картонку.
Теперь несем за края картона наши «кочки» и кладем на болотце. И теперь посадим наших лягушат рядом.
В – Посмотрите, сколько кочек мы с вами сделали! Усаживайте лягушат на кочки, а я посажу лягушку-маму. (Садитесь на стульчики). Как вы думаете, лягушатам понравится у нас в болотце? (Кваканье) Ой, как им понравилось - они квакают звонко.
В – Ребята, какие вы молодцы, как вы постарались! Давайте вспомним и расскажем маме лягушке какой лед?
1. Холодный.
2. Твердый.
3. Скользкий.
4. Прозрачный.
5. Лед таит.
6. В теплой воде лед тает быстрее.
Давайте себя проверим - все ли мы про лед рассказали? (самопроверка) – слайд. (указка) Все назвали? Молодцы!
Мама – лягушка (благодарят ребят и дарит за спасение своих лягушат детям медальки)
М-Л. «Спасибо вам, ребята, что освободили моих лягушат. Награждаю вас медалями за спасение лягушат».
Использованная литература:
1. Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разновозрастных группах/ сост. Н. В. Нищева. – СПб. : ОО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017. – 320 с. – (Библиотека журнала «Дошкольная педагогика». Стр. 30-34 «Конспект познавательного занятия с элементами экспериментирования «Спасаем лягушат».