София Дрознина
Конспект занятия по познавательному развитию с использованием здоровьесберегающих технологий в старшей группе «Органы чувств»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Расширять представления детей о функционировании органов чувств человека посредством здоровьесберегающих технологий.
Задачи:
Образовательные: формировать осознание у детей необходимости каждого органа чувств при восприятии окружающего мира, приобщать детей к ценностям здорового образа жизни, расширять понятия о значении для человека слуха, зрения, вкуса, обоняния и осязания.
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию с использованием здоровьесберегающих технологий в старшей группе „Органы чувств“» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Органы чувств человека и их назначение
- Старшая группа
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
Развивающие: развивать интерес к исследовательской деятельности, умение обобщать, делать выводы. Расширять познавательные способности детей.
Воспитательные: Воспитывать у детей любознательность, потребность быть здоровыми.
Оборудование: Геометрические вкладыши по количеству детей; повязки для глаз по количеству детей; музыкальные инструменты: металлофон, барабан, дудочка, гармошка, маракас; ширма; карточки по охране суха; силуэт листочка на веревочке; кофе, апельсин, чеснок, лимон в баночках; яблоко, банан, морковь, капуста порезанные кусочками на тарелочках.
Ход занятия
Дети с воспитателем стоят в кругу. Воспитатель загадывает загадку:
У меня работы много,
Целый день меня зовут.
Лишь знакомого ты встретишь –
Я уж снова тут как тут.
Чтоб здоровья пожелать,
Надо … (здравствуйте) сказать!
А задумывались ли вы когда-нибудь, почему в приветствии людей заложено пожелание друг другу здоровья? (ответы детей)
Потому что здоровье для человека самая главная ценность.
Наше тело, это единый организм, но он состоит из отдельных частей.
Ребята, предлагаю вам отгадать загадку:
Брат с братом через дорожку живут,
А один другого не видит (глаза).
Глаза это один из органов чувств человека. Для чего людям нужны глаза? (ответы детей)
Сейчас мы с вами поиграем.
Игра «Собери вкладыши»
Детям предлагается одеть на глаза повязки и собрать вкладыши. Через некоторое время воспитатель предлагает снять повязки и собрать вкладыши, после этого проводит беседу.
- Почему вы не смогли собрать вкладыши?
- Как бы мы жили, если бы у нас не было глаз?
Да, без зрения прожить очень трудно, благодаря глазам мы получаем информацию об окружающем мире. Чтобы наши глаза хорошо видели их надо беречь. Ребята, а вы заботитесь о своем зрении? (ответы детей) Сейчас мы с вами сделаем специальную гимнастику для глаз.
Представьте, что вы спите… Дети закрывают глаза
Утром солнышко проснулось, Открывают глаза
Заглянуло к нам в окно, Поморгать
Посмотрело влево, вправо… Взгляд влево, вправо
Улыбнулось озорно! Прищуриться
Зайчик солнечный задорный Взгляд вверх, задержать
Побежал вверх по стене,
А потом нырнул проворно Взгляд вниз
На ладошечку ко мне.
Разбудил меня и братца Потираем закрытые глаза кулачками
Лучик солнца золотой
И отправил умываться Погладить веки пальцами
Родниковою водой!
Глаза следят за всем, что происходит вокруг человека. Они все видят, за всем наблюдают, внимательно рассматривают.
Послушайте следующую загадку:
Есть два,
Без них никуда.
Слева брат и справа брат,
Всё слышат, но молчат (Уши)
Самомассаж ушной раковины
Взяли ушки за макушки (большим и указательным пальцами с обеих сторон)
Потянули… (несильно потянуть вверх)
Пощипали… (несильные нажимы пальцами, с постепенным
Вниз до мочек добежали. продвижением вниз)
Мочки надо пощипать: (пощипывание в такт речи)
Пальцами скорей размять… (приятным движением разминаем между пальцами)
Вверх по ушкам проведём (провести по краю уха, слегка сжимая большим и
И к макушкам вновь придём. указательным пальцами)
Если глаза все видят, то уши все (слышат). Правильно, уши улавливают разные звуки окружающего мира и сейчас я проверю хороший ли у вас слух.
Игра: "Узнай по голосу"
Все встают в круг, водящий ребенок - в центре. Дети, взявшись за руки, идут по кругу и говорят:
Никита (Саша, Маша и т. д. ,
Ты стоишь в кругу,
Мы зовем тебя: "Ау!".
Глаза закрывай
Кто позвал тебя, узнай!
Водящий закрывает глаза. Один из играющих называет его имя. Водящий должен определить по голосу, кто его позвал.
Голоса своих друзей вы легко угадали, а сможете ли вы по звуку отгадать музыкальные инструменты?
Игра: "Какой музыкальный инструмент звучит?"
Музыкальные инструменты находятся за ширмой. Педагог поочередно играет на инструментах. Дети закрывают уши и пытаются определить какой инструмент звучит. Во второй части игры так же на слух определяют, какой музыкальный инструмент прозвучал, но уши не закрывают.
Почему сначала нам было сложно определить, какой инструмент мы слышим? (ответы детей) Слух для человека – большая ценность. Что бы уши были здоровыми, хорошо слышали все звуки, надо за ними ухаживать, беречь их. Какие правила по охране слуха вы знаете? (при помощи карточек дети перечисляют правила)
Что бы узнать о каком органе чувств мы будем говорить дальше, отгадайте загадку.
Быстро запахи ловлю,
Очень нюхать я люблю,
Что готовится на кухне,
Без ошибок расскажу. (нос)
А для чего человеку нос? (ответы детей)
Чтобы ваши носики хорошо дышали, предлагаю сделать дыхательную гимнастику.
1. Дует легкий ветерок и качает наш листок. (Дети тихонько дуют на листок, слегка его раскачивая)
2. Дует сильный ветерок и качает наш листок. (Дети сильно дуют на листок, раскачивая его как можно сильнее)
3. Носиком дышу свободно, глубоко и тихо, как угодно (дети дышат через нос, выполню задание, задержу дыхание (дети задерживают дыхание). Раз, два, три, четыре. Дышим глубже, дышим шире (дети дышат носом).
4. Сидя на полу, руки упор сзади, ноги прямые. Глубокий вдох носом. На раз, два, три, подтянуть ноги к груди, выдыхая через рот.
5. Мы сегодня так играем, нюхать воздух начинаем. Вдох-вдох-вдох-вдох. (дробный вдох носом) Гарью пахнет-ох-ох. (длительный выдох)
А теперь сыграем в игру.
Игра: «Узнай по запаху»
Детям предлагается с закрытыми глазами определить по запаху, что находится в баночках. (кофе, апельсин, чеснок, лимон).
Ребята, а как еще можно определить, что это за продукт не видя его? (на вкус)
Всегда он в работе,
Когда мы говорим,
А отдыхает,
Когда мы молчим. (Язык)
С помощью языка мы можем узнать вкус продуктов. Какие вкусы мы можем определить с помощью языка? (ответы детей: горький, сладкий, соленый, кислый, острый)
У каждого продукта свой вкус. Какой на вкус может быть огурец (ответы детей: соленый, пресный, маринованный и т. п., яблоко? (ответы детей)
Для того, чтобы наш язык был чувствительным давайте сделаем гимнастику для языка.
1. «Улыбка». Губы и зубы сомкнуты. Губы слегка приоткрыть и растянуть. Длительно произнести звук «И».
2. «Чистим зубки». Улыбнуться открыть рот. Кончиком языка с внутренней стороны «почистить» поочередно нижние и верхние зубы.
3. «Часики». Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой.
4. «Лошадка». Звонко поцокать языком.
5. «Вкусное варенье». Улыбнуться, открыть рот. Широким языком облизать верхнюю губу.
Сейчас мы с вами попробуем с закрытыми глазами определить на вкус разные продукты.
Игра «Определи на вкус»
Дети с закрытыми глазами определяют на вкус яблоко, банан, морковь, капусту.
Молодцы ребята все вкусы правильно определили. Какой орган нашего тела нам в этом помогал? (язык)
Послушайте следующую загадку
Твои помощники – взгляни –
Десяток дружных братцев.
Как славно жить когда они
Работы не боятся.
И как хороший мальчик,
Послушен каждый (пальчик)
Правильно. Какие части тела нам помогают выполнять разную работу? (руки, пальцы)
А чем еще нам могут помочь пальцы? (осязать, чувствовать) Что мы можем почувствовать с помощью пальцев? (Ответы детей: горячее, холодное, острое, твердое, мягкое)
Давайте хорошенько разомнем наши пальчики
Пальчиковая гимнастика «Дружба»
Дружат в нашей группе Пальцы рук соединить в замок несколько раз
Девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим Пальцы начиная с мизинчика поочередно соеденить
Маленькие пальчики. друг с другом
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем мы считать.
Раз, два, три, четыре, пять,
Раз, два, три, четыре, пять, Руки опустить вниз, встряхнуть кистями.
Мы закончили считать.
Пальчики мы потренировали, а теперь проверим, сможете ли вы узнать друг друга на ощупь с закрытыми глазами.
Игра «Жмурки»
Сегодня мы говорили о наших органах чувств, о том как они нам помогают.
Мы глазами… (смотрим)
Мы ушами… (слушаем)
Носом нюхаем и… (дышим)
Пальцами письмо… (напишем)
Ртом едим и… (говорим)
И за вкусом мы… (следим)
А теперь мы улыбнемся,
Крепко за руки возьмемся
И друг другу на прощанье
Мы подарим пожеланья…
Дети говорят друг другу добрые пожелания.
Подготовлено в соавторстве с Касмович С. П.