Скирдина Людмила
Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе «Для чего нужны органы чувств»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формировать представления о здоровье.
Задачи:
Образовательные задачи: Формировать представления о здоровом образе жизни и органах чувств;
Развивающие задачи: развивать восприятие; развивать произвольное внимание; развивать мыслительные процессы; развивать речь и коммуникативные навыки. Развивать моторику.
Воспитательные задачи: воспитывать бережное отношение к состоянию своего здоровья и здоровья окружающих.
Используемы методы:
Публикация «Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе „Для чего нужны органы чувств“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Органы чувств человека и их назначение
- Старшая группа
- Тело человека, строение, организм, анатомия
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
Наглядный – демонстрация наглядных пособий, мнемотаблицы, логические рассуждения, эксперементирование;
Словесный - поощрение, вопросы, подведение итогов.
Игровой - создание игровой ситуации, дидактические игры.
Оборудование к занятию: Аудиозапись, шумящее - гремящие предметы -колокольчик, камень, ножницы, бумага, стаканчики с овощами и фруктами; овощи и фрукты на шпажках,; содержание коробки для осязания –вата, камень, шишка, ракушка, мокрая ткань, лед, соль горячая, мех, поролон и т. д. Д/и «Сложи человека»
Предварительная работа: проведение словесных игр «Узнай по голосу», «Чей голосок»; дидактических игр «Чудесный мешочек», «Узнай на вкус»,
Словарь:
Активный: Научные сотрудники, органы чувств, шпажки, лаборатория.
Пассивный: Осязание, обоняние, тактильные ощущения.
Ход организованной - образовательной деятельности:
1. Организационный момент, начало образовательной деятельности.
Цель: Формирование у детей позитивной мотивации к познавательно деятельности, установление эмоционального контакта и желание помочь герою.
Деятельность
детей
Деятельность педагога
Примечание
Дети встают вокруг воспитателя,
здороваются с гостями,
проходит ритуал приветствия, отвечают на вопросы
Дети слушают аудиосообщение.
Ребята, давайте поздороваемся с гостями и скажем утреннее приветствие:
Мы все дружные ребята,
Мы ребята – дошколята.
Никого в беде не бросим,
Не отнимем, а попросим.
Никого не обижаем.
Как заботиться – мы знаем.
Пусть всем будет хорошо
Будет радостно, светло! (Сдувают свое радостное настроение, гостям)
Ребята, на мой телефон пришло аудиосообщение и подписано, что для детей старшей группе «Светлячок». Значит оно Вам. Хотите его прослушать?
Дети: Да
Воспитатель: (Включает аудиосообщение) «Здравствуйте, ребята старшей группы «Светлячок» я робот. Меня создали ученые. Я могу видеть и слышать, но я очень хочу понять, как устроены вы, люди. Можете ли вы видеть, слышать и как вы можете чувствовать запахи и вкусы?»
Воспитатель: Да, у робота очень много вопросов. Чтобы ответить на все его вопросы, я предлагаю вам превратиться в младших научных сотрудников. Для того чтобы ответить на все вопросы робота, вам нужно сегодня на занятии внимательно слушать, провести эксперименты и посетить несколько научных центров. Которые называются лаборатории. Вы готовы?
Дети: Да
Воспитатель: Дети, после наших исследований, мы напишем роботу письмо, где будут лежать фотографии всех органов чувств человека.
Занятие начну с
ритуала «Приветствие» и прослушивание аудиозаписи, использование этого приёма позволит мне эмоционально настроить детей на появление гостей, вызвать радость от игровых действий.
1. Основная часть образовательной деятельности.
Цель: Обобщить и уточнить полученные знания детей через игры познавательно направленности. Совершенствовать умения определять способ получения необходимой информации в соответствии с условиями и целями деятельности.
Деятельность
детей
Деятельность педагога
Примечание
Дети слушают, отвечают на вопросы, выполняют задания.
Дети отгадывают загадку и узнают, что изучают в этом центре.
Ребенок рассказывает по мнемотаблицы о глазах.
Ребенок читает стихотворение:
Для чего нужны глаза?
Чтоб текла из них слеза?
Ты закрой глаза ладошкой,
Посиди совсем немножко:
Сразу сделалось темно,
Где кроватка, где окно?
Странно, скучно и обидно –
Ничего вокруг не видно.
(Дети прикрывают глаза ладошками)
Дети рассматривают мнемотаблицу. Один ребенок рассказывает о правилах ухода за ушами.
Ребенок читает стихотворение
«Доктор, доктор, как нам быть:
Уши мыть или не мыть?
Если мыть, то как нам быть:
Часто мыть или пореже?
Отвечает доктор: Еже!
Отвечает доктор гневно:
- Еже, еже, ежедневно!
Дети по звуку узнают и называют предметы.
Дети отгадывают загадку.
Дети рассматривают мнемотаблицу. Один ребенок рассказывает о правилах ухода за носом
Дети отвечают на вопросы.
Рассматривают мнемотаблицу. Ребенок рассказывает по таблице.
Дети с закрытыми глазами определяют на вкус разные продукты: лук, лимон, соленый огурец.
Ребенок рассказывает по таблице.
Дети выполняют пальчиковую гимнастику.
Дети по очереди просовывают руки в мешочек берут ощупывают один предмет, называют его, а потом показывают.
1. Научный центр «Зоркий»
Что изучают в этом центре вы узнаете отгадав загадку
Загадка
Живёт мой братец за горой,
Не может встретиться со мной.
(Глаза)
- Да, в этом научном центре изучают зрение. Глаза - это один из ценнейших органов чувств человека. Для чего людям нужны глаза? (Ответы детей.)
- Правильно, ребята, благодаря глазам мы получаем почти всю информацию об окружающем мире. (Мнемотаблица)
Но чтобы наши глаза хорошо видели их надо беречь.
Мы дети заботимся о своем зрении, и делаем специальную гимнастику для глаз (Проводится комплекс зрительной гимнастики)
Гимнастика для глаз
«Глазкам нужно отдохнуть.»
(Ребята закрывают глаза)
«Нужно глубоко вздохнуть.»
(Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты)
«Глаза по кругу побегут.»
(Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки)
«Много-много раз моргнут»
(Частое моргание глазами)
«Глазкам стало хорошо.»
(Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)
«Увидят мои глазки все!»
(Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка)
2. Научный центр «Слухачи».
Дорогие мои, а сейчас мы попали на необычную лабораторию.
Загадка
Маша слушает в лесу, как кричат кукушки,
А для этого нужны нашей Маше (ушки)
Воспитатель:
- Да, в этом центре изучают органы слуха.
(Мнемотаблица)
- Слух для человека - это большая ценность. Чтобы уши были здоровыми, хорошо слышали все звуки, надо за ними ухаживать, беречь их.
- А еще, знает Лера стихотворение про то, как нужно ухаживать за ушами.
Воспитатель: А сейчас я хочу проверить, хороший ли у вас слух.
Проводится игра: "Узнай по голосу"
Все встают в круг, водящий ребенок - в центре. Дети, взявшись за руки, идут по кругу и говорят:
Алеша (Саша, Маша и т. д. ,
Ты стоишь в кругу,
Мы зовем тебя: "Ау!".
Глаза закрывай,
Кто позвал тебя, узнай!
Водящий закрывает глаза. Один из играющих называет его имя. Водящий должен определить по голосу, кто его позвал.
Воспитатель: Голоса своих друзей вы легко угадали, а сможете ли вы по звуку отгадать, какими предметами и что я буду делать? (камень, тарелка, бумага, ножницы)
3. Научный центр «Нюхачи»
А сейчас я вас приглашаю в центр в которой изучают…
Он бывает самым разным:
Добрым, вредным, гордым, важным,
Длинным, маленьким, горбатым,
Толстым, тонким, конопатым. (Нос)
- А для чего человеку нос? (Ответы детей.)
(Мнемотаблица)
- Чтобы ваши носы хорошо дышали, предлагаю выполнить дыхательную гимнастику.
Дыхательная гимнастика
Упражнение "Ракета" (Глубокий вдох, через нос, руки медленно поднять, ладони свести вместе. Подняться на носки, подтянуться вверх, задержав дыхание. Медленный глубокий выдох, руки в такт выдоху опускаются вниз)
- А теперь давайте сыграйте в игру
"Узнай по запаху"
Детям предлагается с закрытыми глазами определить по запаху, что находится в баночках. (Шоколад, апельсин, лук, лимон:)
4. Научный центр «Вкусняшка»
Воспитатель: Как еще можно определить, что это за продукт, не видя и не нюхая его?
Дети:(На вкус.)
В следующем центре изучают именно этот орган чувств - язык. (Мнемотаблица)
- Поверхность языка имеет участки, каждый из которых воспринимает определенный вкус (сладкий, горький, кислый, соленный). Скажите, что бывает сладким (горьким, кислым, соленым? (Ответы детей.)
Воспитатель: Молодцы дети! А теперь поиграем в игру
"Определи на вкус"
5. Научный центр «Чуткий»
Воспитатель: Мы с вами оказались в последнем центре. Здесь изучают органы чувств, которые отвечают за осязание. (Мнемотаблица)
"В гости"
В гости к пальчику большому (Выставляем вверх большие пальцы)
Приходили прямо к дому (Соединяем под углом кончики пальцев обеих рук)
Указательный и средний, (Поочередно называемые пальцы соединяются с большими на двух
Безымянный и последний, руках одновременно)
Сам мизинец - малышок
Постучался на порог. (Пальцы сжаты в кулак, вверх выставляем только мизинцы)
Вместе пальчики - друзья, (Кулаки стучат друг о дружку)
Друг без друга им нельзя. (Ритмическое сжатие пальцев в кулак на обеих руках)
Воспитатель: Пальцы мы потренировали, теперь давайте проверим, сможете ли вы используя пальцы ваших рук, узнать, что находится у меня в этом чудесном мешочке.
Проводится игра: «Чудесный мешочек»
Рассматривание мнемотаблицы.
Использование мнемотаблицы позволяет научить детей управлять своей памятью, увеличить ее объем, используя приемы мнемотехники.
Гимнастика для глаз осуществляется с целью профилактики нарушений зрения дошкольников,
предупреждение утомления, укрепление глазных мышц, снятие напряжения, общее оздоровление зрительного аппарата.
Звучит тихая музыка
Д/и "Узнай по голосу" Учить ребят играть в коллективе, развивать у детей слух и внимание, узнавать по голосу своих сверстников,
Развивать слуховой анализатор.
Дыхательная гимнастика Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
Д/и "Узнай по запаху" Уточнить знания детей о том, что некоторые предметы можно узнать по запаху, даже не видя их. Для этого у человека есть орган чувств – нос.
Словесная игра: Скажите, что бывает сладким (горьким, кислым, соленым? Развитие словесно – логического мышления.
Д/и "Определи на вкус" Продолжать различать по вкусу овощи фрукты.
Пальчиковая игра «В гости».
Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
Д/и «Чудесный мешочек» Учить детей обследовать предметы без опоры на зрительный анализатор, развивать тактильные ощущения, внимание, память, мышление.
3. Заключительная часть образовательной деятельности.
Цель: Подведение итогов.
Деятельность
детей
Деятельность педагога
Примечание
Ответы детей. Дети оформляют письмо для робота.
Рефлексия: Ребята, что вам больше всего запомнилось в сегодняшнем путешествии? Какие задания для вас показались трудными? Какие задания вам понравилось выполнять? Давайте еще раз вспомним какие органы чувств есть у человека и отправим роботу письмо с фотографиями органов чувств человека.