Людмила Ерина
Конспект НОД по познавательному развитию детей в подготовительной группе «Наши помощники — органы чувств»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие – путешествие
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»,
«Социально- коммуникативное»
«Речевое развитие»
«Физическое развитие»
Цель: Формирование у детей представление о значимости органов чувств в
жизнедеятельности человека.
Задачи:
Образовательные:
- побуждать детей к познанию органов чувств, их значению;
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию детей в подготовительной группе „Наши помощники — органы чувств“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Органы чувств человека и их назначение
- Подготовительная группа
- Тело человека, строение, организм, анатомия
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
- учить делать выводы на основе наблюдений, экспериментирования.
Развивающие :
-развивать зрительное, музыкально-слуховое, тактильное, вкусовое, обонятельное восприятие, память, мышление;
- развивать активную речь детей.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение детей к своему здоровью.
Методы и приемы:
• Наглядные (показ иллюстраций, материалов).
• Словесные (беседа, художественное слово, вопросно-ответный).
• Игровые (дидактические игры, словесные)
• Практические (опыты, исследование).
Предварительная работа:
Образовательная деятельность по ФЦКМ.
Словарь: органы чувств, орган слуха, орган зрения, орган осязания,
орган обоняния, орган вкуса, лаборатория.
Оборудование:
• оборудование и картинки для лабораторий;
• раздаточный материал: набор из карточек (лицо, глаза, уши, нос, губы, клей-карандаш, баночки с чесноком, лимоном, духами;
• музыка с голосами животных;
• предметы для воспроизведения различных звуков:бумага, погремушки, вода в кувшинах, стаканы, ложки и др. ;
• модули, повязки для глаз, поднос;
• баночки с различными запахами, лимон, какао, соль, сахар;
• схематичное изображение рецепта приготовления лимонада.
Ход ОД
Воспитатель:
-Дети, посмотрите к нам в группу пришли гости. Давайте поздороваемся и улыбнемся им. Как хорошо, что мы сегодня вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и здоровы. Сделайте глубокий вдох носом и вдохните в себя свежесть, доброту и красоту этого дня. А выдохните через рот все обиды и огорчения.
-Дети! Я хотела бы познакомить вас с одним интересным человеком (изображение без лица).
- Что же в нем странного? (у этого человечка нет лица, у него нет ушей, нет глаз, рта.)
-Он считает, что они ему и не нужны. Вот еще - умывать их, протирать. Как вы думаете, он прав? (нет)
-Давайте докажем ему, что без наших помощников мы не сможем полноценно существовать. А чтобы это сделать нам предстоит провести настоящее исследование. И отправиться в лабораторию. Хотите? (да) (Одеваю белый халат)
-Сегодня мы отправимся в Институт здоровья. Побываем в разных лабораториях. А кто знает, что такое лаборатория? Это место, где ученые что-то изучают и исследуют. Так вот мы отправимся в лабораторию, где проводят исследования органов чувств человека. Там надо хорошо себя вести и быть очень внимательными.
Входим в лабораторию № 1 «Центр слуха»
Оля слушает в лесу,
Как кричат кукушки.
А для этого нужны
Нашей Оле …. (уши)
Воспитатель: Посмотрим мультфильм (демонстрация фрагмента мультфильма без звука).
- О чем говорили герои мультфильма? (Предположения детей и воспитателя.) Почему у нас у всех разное мнение? (Потому, что мы не слышали, о чем говорят герои.) (Просматривают фрагмент мультфильма со звуком.) Какой орган чувств помог нам услышать речь героев. (Уши.)
Эксперимент: Закройте плотно ладошками уши (говорю шепотом 2-3 слова)
-Что я сказала? Как, вы ничего не слышали? Почему? (ответы детей)
В. : Ухо это какой орган? (орган слуха).
Итак, уши помогают нам услышать звуки.
- Проведем еще один эксперимент.
Игра «Кто в лесу живет?» (звуки животных)
- Молодцы, отгадали!
Воспитатель: А теперь Маша произведет любой звук, а мы угадаем, какой звук она произвела. ( На столе разложены различные предметы: бумага, карандаши, ложки, погремушки, вода в кувшинах и др. один ребенок производит звук, остальные угадывают.)
Уши- орган слуха, они помогают нам различать звуки.
Наши уши слышат и различают звуки. Их надо беречь. А как? (мыть, не лазить в них острыми предметами, не слушать громкую музыку)
-Приклеим же нашему человечку уши.
- А еще полезно для наших ушей делать зарядку!
Физкультминутка
Мы ладошки разотрем,
Смело ушки мы возьмем,
Сверху - вниз мы их пощиплем,
Пальчиками разотрем.
А вы знаете, у какого животного самый лучший слух…. (дельфин, кит и летучая мышь).
Заходим в лабораторию №2 «Центр зрения» (Встаем в круг)
Приглашаю вас в «Центр зрения». Но пройти через ворота надо двумя способами. Первый раз вы пройдете с открытыми глазами, а во второй раз – с закрытыми глазами.
(Дети проходят через ворота двумя способами.)
Воспитатель: Легко ли было пройти через ворота во второй раз? Почему?
Что здесь изучают, вы узнаете, отгадав загадку:
Видеть папу, видеть маму,
Видеть небо и леса
Помогают нам …. (глаза)
Воспитатель:
-Правильно, глаза. Глаза видят, значит глаза – это какой орган? (орган зрения).
Давайте проверим это.
Эксперимент. Закройте глаза. (Показываю руку)
-Что я сделала?
-А теперь откройте глаза. Вот что я сделала (показываю руку). Ваши глазки были закрыты и вы не могли знать, что происходило вокруг.
-А теперь другой эксперимент (показываю лист с изображением геометрических фигур). Проверим, могут ли ваши глаза узнать фигуру.
- Как называется эта фигура? (трапеция и шестиугольник)
-Сделаем вывод: глаза могут определять форму предмета.
- Скажите, какого цвета трапеция? А шестиугольник? Так значит, глаза могут различать …. (цвета?
-Интересно, а смогут ли глаза определить расстояние? (Определение расстояния до окна и глобуса).
Как называют глаза? Это орган….(зрения).
Воспитатель: -Давайте же вспомним все, что умеют делать глаза.
Глаза-это орган зрения. Благодаря глазам мы видим, что происходит вокруг нас, мы различаем…. цвета, …форму…. величину предметов, их расположение.
А вы знаете у какого самое острое зрение? (У орла)
- Нужно ли беречь глаза?
- А что может произойти, если не беречь глаза?
- Какие правила мы должны соблюдать, чтобы было хорошим зрение? (Соблюдать правила личной безопасности и гигиены, (не тереть грязными руками, не смотреть близко телевизор,, не читать книгу при плохом освещении и др.)
-Приклеим нашему человечку глаза
- А еще нужно делать зарядку для глаз.
Выполнение упражнений зрительной гимнастики
Мы гимнастику для глаз
Выполняем каждый раз
Вправо, влево, кругом, вниз
Повторить ты не ленись
Укрепляем мышцы глаза
Видеть лучше будем сразу
Переходим в следующую лабораторию № 3 «Центр обоняния»
Воспитатель: Чтобы узнать, чем здесь занимаются, отгадайте загадку:
Кто что вкусное принёс -
Всё учует детский (нос).
Воспитатель:
- Всем известно, что носы нужны не только для красы, а для чего еще? (Чтобы дышать, различать запахи)
-Какие бывают запахи? (приятные и неприятные)
-Верно, нос-орган обоняния, носом мы дышим. А еще нос помогает чувствовать и различать запахи. А у кого сказочного героя самый длинный нос? (Буратино)
-Давайте приклеим нашему человечку нос.
-А чтобы ваши носики чувствовали себя хорошо, предлагаю сделать
Дыхательную гимнастику:
Раз, два, три, четыре, пять!
Все умеем мы считать.
Отдыхать умеем тоже -
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
И легко - легко подышим.
Дидактическая игра «Вкусовые баночки»
Воспитатель:
-Предлагаю с закрытыми глазами определить по запаху, что находится в баночках.
-Что вы почувствовали? (запах чеснока, лимона, духов).
Дыхательные упражнения укрепляют здоровье и развивают речь. Речевое дыхание обеспечивает правильное произношение звуков, слов и фраз.
А вы знаете, ученые доказали, что откровенно «похвастаться» своим обонянием может обыкновенная моль.
Воспитатель:
-Как еще можно определить, что это за продукт, не видя его? Не ощущая запаха? (на вкус).
В следующей лаборатории № 4 «Центр вкуса» изучают именно этот орган :
Если б не было его,
Не сказал бы ничего. (Язык)
Воспитатель:
- Какой это орган? (Орган вкуса). Какую работу выполняет язык? (Помогает говорить, передвигает пищу, узнает вкус пищи).
-Какой бывает вкус пищи? (сладкий, кислый, соленый, горький).
Так вот оказывается кончик языка определяет…. вкус, боковые части языка определяют…. вкус, середина языка…., а корень языка…. (Можно повторить)
Игра «Что может быть сладким, соленым, кислым или горьким»
-Приклеим нашему человечку ротик, в котором находится язык.
Язык-это орган вкуса, он распознает вкус.
Но,еще язык помогает произносить звуки речи.
А вы знаете, что самый длинный и большой язык у синего кита. (Картинка)
-Теперь у нашего человечка появилось лицо. Он очень благодарит вас за то, что вы доказали ему, что органы чувств очень важны для человека.
Воспитатель: И в этом центре вы можете сами приготовить лимонад. Вам помогут вкус и обоняние. Посмотрите на схему. Что нужно взять сначала? Что потом?
(Дети садятся за столы с приготовленными продуктами и готовят лимонад.)
Воспитатель: Как нам узнать, где находится лимонная вода? Где же сахар? Как узнать? (На вкус, попробовать.) С помощью чего мы определили вкус? (С помощью языка.) Сколько надо взять сахара? (1 чайную ложку.) Чем еще можно измерить объем веществ? (Ответы детей.) Какие органы чувств помогли нам правильно приготовить напиток? Какова была их помощь? Теперь можно попробовать лимонад.
Наша Последняя лаборатория № 5 «Центр осязания»
- Отгадайте загадку, чтобы узнать, что здесь изучают:
Любят труд, не терпят скуки,
Всё умеют наши. (Руки)
Воспитатель:
-Правильно, руки! Для чего нам руки? Что мы ими делаем? (Ответы детей)
А как называется верхний слой, которым покрыты руки?
Кожа (опыт с наждачкой и гладким предметом)
Кожа - это орган осязания. Именно кожей человек чувствует шероховатость или гладкость поверхности, к которой прикасается. Зимой нашим рукам (холодно, а летом (тепло).
Вывод: кожей мы ощущаем какой предмет на ощупь, тепло или холодно.
-Давайте попробуем определить на ощупь форму предмета и угадать его.
Итак, руки-это орган осязания. Они определяют какая поверхность у предмета (гладкая или шершавая, форму и температуру (тепло или холодно)
Дидактическая игра "Чудесный мешочек".
Воспитатель:-
-Вот, дети, мы и узнали обо всех органах чувств человека!
Давайте вспомним их:
• Один говорит,
• Один нюхает,
• Двое глядят,
• Двое слушают,
• Двое трогают
Игра «Обведи органы чувств»
Воспитатель:
-У вас на столе лежат карточки
с изображением органов чувств. Обведите кружочком орган слуха, овалом — зрения, квадратом — осязания, прямоугольником – обоняния и треугольником - вкуса.
Воспитатель:
- Как вы думаете, что надо делать обязательно, чтобы органы чувств были здоровыми? А чего лучше не делать?
Соблюдать следующие правила:
• относиться бережно, содержать в чистоте;
• не переохлаждаться;
• не обжигаться;
• не засиживаться долго у телевизора и компьютера, чтобы не уставали глаза;
• не читать книги при плохом освещении;
• не включать громко музыку, особенно в наушниках.
- Где были? В лабораториях.
-О чем говорили? (об органах чувств).
-Чем занимались? (проводили эксперименты).
-Кому помогли? (человеку).
-Вы сделали это все, чтобы быть здоровыми.
Вы все сегодня постарались и были большие молодцы.
Куда бы вы еще хотели отправиться в следующий раз?