Мартынова Светлана
Конспект занятия по познавательному развитию с детьми средней группы с ТНР на тему «Насекомые»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по познавательному развитию для детей 4-5 лет с тяжелыми нарушениями речи.
Тема: «Насекомые».
Цель: организовать познавательную деятельность детей, направленную на формирование у детей представления о насекомых, расширение и активизация словаря по теме «Насекомые».
Задачи:
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию с детьми средней группы с ТНР на тему „Насекомые“» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2018
Образовательные: создать условия для уточнения и расширения знаний детей о насекомых, соотнесения названия и их внешнего вида, о пользе, приносимой ими природе.
Развивающие : способствовать развитию внимания, памяти, мышления, диалогической речи, общей и мелкой моторики.
Воспитательные: способствовать формированию интереса к живой природе, любви и бережному отношению к ней.
Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие малых фольклорных форм, двигательная, игровая, продуктивная.
Оборудование: иллюстрации насекомых, подбор загадок о насекомых, коробочка с искусственными насекомыми, зашумленные картинки насекомых, карандаши, сухой бассейн, звукозапись «Звуки насекомых», видеофильм о пользе насекомых.
Интеграция образовательных областей:
- Познавательное развитие
- Речевое развитие
- Социально-коммуникативное развитие
- Художественно-эстетическое развитие
- Физическое развитие
Словарная работа: насекомые, нектар, опыление, пыльца.
Ход деятельности.
1этап. Мотивационно - организационный.
Дети заходят в группу и встают вокруг воспитателя. Звучит фонограмма «Звуки насекомых».
Воспитатель:
Ой, ребята, что за звуки? Что это? Кто это?
Дети подходят к столу, где стоит сухой бассейн и по очереди достают искусственных насекомых.
Воспитатель:
Ребята, расскажите кого вы нашли?
Ответы детей
2 этап. Ориентировочный.
Воспитатель:
Как назвать их одним словом? Догадались, о ком мы сегодня будем говорить?
3этап. Основная часть.
Воспитатель:
Посмотрите, они все разные.
Кузнечик какого цвета? У него есть есть крылышки?
Давайте посчитаем сколько лапок?
У всех у них ровно шесть лапок.
Кто видел на улице, в лесу, в деревне насекомых? Какого они размера?
Ставим насекомых на стол перед доской.
Давайте отгадаем загадки.
Послушайте загадки:
Скажите-ка, что за букашка?
На ней в черных точках рубашка,
Умеет карабкаться ловко
По листикам божья (коровка).
Не пчела она, а жалит.
Мед, варенье обожает.
Есть на брюшке полоса.
Кто она, скажи? (Оса).
Он рогатый и усатый,
Многоногий и крылатый,
Издаёт гудящий звук
При полёте толстый (Жук)
Кто влетает в каждый дом
Вместе с летним сквозняком?
Кто жужжит за рамой глухо?
Надоедливая (муха).
На лужайке всё стрекочет,
Резво прыгает, хлопочет.
Цветом он, как огуречик.
Как зовут его?. (Кузнечик)
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел –
Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)
После каждого правильного ответа детей на доску вывешивается изображение насекомого.
Воспитатель:
Ребята, вы все загадки отгадали правильно. А как же одним словом мы можем назвать: муху, комара, пчелу?
Ответы детей - Насекомые.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, ничего не изменилось на доске? Кого не хватает?
Ответы детей
Воспитатель:
Посмотрите внимательно, все ли правильно. Все ли здесь насекомые? Нет ли кого лишнего?
Ответы детей
Воспитатель: Правильно ребята здесь лишний кот, а почему?
Ответы детей
Воспитатель:
Догадайтесь, какое насекомое я задумала :
Оно летает?
Оно прыгает?
А вы знаете насекомое, которое ползает?
Ребята, как же передвигаются насекомые?
Ответы детей: Они умеют ползать, ходить, летать, плавать, прыгать и бегать.
Воспитатель:
А давайте мы с вами попробуем показать, как передвигается насекомое. Я буду называть какое-то насекомое, а вы будете показывать, летает, ползает или прыгает оно.
Воспитатель:
А как вы думаете, чем питаются насекомые?
Ответы детей
Воспитатель: Большинство из насекомых с удовольствием поедает зеленые листья, стебли растений, кору деревьев. Некоторые насекомые питаются нектаром цветов, созревшими плодами деревьев, опавшими листьями.
Воспитатель: однажды одна маленькая сороконожка очень сильно проголодалась и отправилась на поиски еды. Пойдемте с ней?
Физминутка «Сороконожка».
1. Шла сороконожка
(дети идут ритмичным шагом, слегка пружиня)
По сухой дорожке.
2. Вдруг закапал дождик: Кап-кап-кап!
(дети останавливаются и приседают.)
- Ой, промокнут сорок лап!
3. Насморк мне не нужен
(дети идут, высоко поднимая колени, будто шагают через лужи,
Обойду я лужи!
4. Грязи в дом не принесу
(дети останавливаются, трясут одной ногой,
Каждой лапкой потрясу!
(трясут другой ногой).
5. И потопаю потом
(дети топают ногами)
- Ой, какой от лапок гром!
Воспитатель:
Ребята, а сороконожка - насекомое?
Ребята, а зачем нужны насекомые?
Какую пользу они приносят?
Ответы детей
Воспитатель:
А какую пользу приносят насекомые мы узнаем, посмотрев небольшой фильм.
Просмотр видеофильма.
Воспитатель:
Бабочки, пчелки, шмели и осы – переносят пыльцу с одних цветков на другие. Без них цветки никогда не стали бы плодами, и значит, мы не смогли бы полакомиться вкусными яблочками.
А ещё животные и птицы не могли бы жить, если бы не питались насекомыми.
Воспитатель:
Как вы думаете, что будет, если не будет насекомых? Никто не будет опылять растения, если этого не делать, то не будет и самих растений. А, значит, мы с вами не сможем полакомиться их вкусными плодами и семенами. Ребята, не обижайте насекомых, не трогайте их, они часть природы.
Насекомые и сами не дают себя в обиду. Они умеют очень ловко прятаться.
Воспитатель:
Ребята, посмотрите, насекомые спрятались в траве. Вы узнали, кто на полянке спрятался? Сейчас мы насекомое найдем и по контуру карандашом обведём, но прежде чем работать, надо размять наши пальчики. Приготовились. Повторяем за мной.
Пальчиковая гимнастика.
Прилетела к нам вчера (Машут ладошками.)
Полосатая пчела. (На каждое название насекомого загибают один пальчик.)
А за нею шмель - шмелек
И веселый мотылек,
Два жука и стрекоза, (Делают кружочки из пальчиков и подносят к глазам.)
Как фонарики глаза.
Пожужжали, полетали, (Машут ладошками.)
От усталости упали. (Роняют ладони на стол.)
Самостоятельная работа детей.
Подготовили пальчики?
Взяли карандаш, приступаем к работе.
Воспитатель:
Правильно ты догадался, кто спрятался? Кто у тебя спрятался?
4 этап. Заключительный.
С кем мы сегодня на занятии познакомились?
О ком мы сегодня говорили?
Что вам понравилось больше всего?
Как вы будете относиться к ним?