Лариса Плеханова
Конспект занятия по познавательному развитию с детьми подготовительной к школе группы «Белочка приглашает в путешествие»
Программное содержание:
Цель: закрепление представлений о диких животных, их внешнем виде, повадках.
Коррекционно-образовательные задачи:
Уточнить и расширить знания детей о подготовке животных к зиме. Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме «Дикие животные» (животное, зверь, медведь, волк, лиса, заяц, белка, еж, мех, шкура, берлога, нора, дупло, дикий, хищное, голодный, злой; менять, линять, спать, добывать, охотиться). Совершенствовать грамматический строй речи (активизация словаря качественных прилагательных, употребление предложно-падежных конструкций).
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию с детьми подготовительной к школе группы „Белочка приглашает в путешествие“» размещена в разделах
- Белка, белочки
- Белка. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Коррекционно-развивающие задачи:
Развивать диалогическую речь, зрительное и слуховое внимание, мышление, тонкую и общую моторику, координацию речи с движением, тактильную чувствительность.
Коррекционно-воспитательные задачи:
Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование:
1. Мультимедийная установка.
2. Презентация с изображением диких животных.
3. Магнитофон.
4. Аудио-кассета с записью звуков осеннего леса.
5. «Волшебный» карандаш (карандаш большого размера).
6. Конверт с письмом и заданиями белки.
7. Пенек со стоящей на нем «чудесной» шкатулкой. В ней плоскостные изображения животных, с наклеенными на них кусочками меха, «иголок» ежа (аппликатор Кузнецова).
8. «Неоконченная картина художника»: панно с изображением дуба, елки, куста, тропинки, берлоги.
9. Плоскостные изображения животных (лисы, белки, зайца, волка, медведя) с наклеенной на оборотной стороне контактной лентой.
10. Меховая игрушка белки
11. Корзиночка с кондитерскими орешками (печеньем).
Предварительная работа:
Просмотр иллюстраций с изображением диких животных наших лесов, беседа о жизни диких животных в период подготовки к зиме и зимой. Разучивание пальчиковой гимнастики «Белка». Заучивание загадок о диких животных. Разучивание упражнения «Осенью».
Индивидуальная работа:
Добиваться ответов предложениями от Насти, Юли, Вити.
Ход:
1. Организационный момент.
В: Ребята! Сегодня к нам в садик почтальон принес письмо. Давайте откроем конверт и прочитаем его.
«Здравствуйте, дорогие дети! Я по поручению моих друзей приглашаю вас в путешествие по лесу. Вас ждут сюрпризы, вы узнаете много интересного. А чтобы не заблудиться, используйте мои задания-подсказки, как добраться до волшебной полянки, на которой вас ждет гостинец».
Белочка.
2. Объявление темы занятия.
В: Ребята, отправимся в путешествие в лес?
Д: Да!
В: Вот задания Белочки и я зачитаю первое.
1 задание Белочки.
«Чтобы попасть на опушку леса, возьмите волшебный карандаш и передавайте его друг другу. У кого он окажется в руках, должен будет назвать любое животное, живущее в лесу. Только есть одно условие — нужно слушать ответы ребят внимательно и не повторяться».
В: Задание всем понятно?
Д: Да!
В: Начнем.
(Воспитатель передает карандаш ребенку. Тот называет представителя диких животных и передает карандаш следующему).
В: Молодцы! Вы верно назвали животных и ваши ответы не повторялись. Поэтому мы оказались на опушке леса. Ребята, а что такое опушка леса?
Д: Это край леса.
В: Правильно. Как вы думаете, о ком мы сегодня будем говорить? (Ответы детей).
В: Вы правы, сегодня мы поговорим о диких животных, которые обитают в наших лесах; о том, что они умеют делать, какими бывают, как готовятся к зиме.
[i]3. Беседа о диких животных с рассматриванием картинок. [/i]
В: Настало время прочитать второе задание белочки.
2 задание Белочки.
«Чтобы попасть к «волшебному экрану», нужно пройти по лесной тропинке, а чтобы экран засветился, нужно вспомнить загадки о животных».
В: Отправимся в путь.
(Включается аудиозапись со звуками осеннего леса).
В: Мы с вами идем осеннему лесу, слышите, как шуршит листва под ногами?
Дети вместе с воспитателем подходят к «волшебному экрану» (экран для презентации).
В: А теперь вспомните загадки о животных.
1-й ребенок: По снегу бежит — петляет.
К лету шубку он меняет.
На снегу его не видно,
Волку и лисе обидно.
(Дети отгадывают загадку и объясняют, как отгадали).
2-й ребенок: Я скачу туда — сюда
По деревьям ловко
Не пустеет никогда
У меня кладовка.
(Дети вновь отгадывают загадку и объясняют, как догадались).
3-й ребенок: День и ночь по лесу рыщет,
День и ночь добычу ищет.
Ходит-бродит он молчком,
Уши серые торчком.
(Дети отгадывают загадку и дают объяснения).
4-й ребенок: Лежала между елками
подушечка с иголками.
Тихонечко лежала,
Потом вдруг убежала.
(Дети отгадывают загадку и вновь дают объяснения).
5-й ребенок: Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной,
А когда придет весна,
Просыпается от сна.
(Дети отгадывают последнюю загадку и объясняют, как догадались).
(Дети садятся на скамеечки перед экраном).
В: Ребята, помните мы с вами говорили о том, как меняется природа осенью, описывали ее приметы. Но ведь животные — это тоже часть природы. Значит, и с ними тоже происходят перемены. Как вы думаете, как заяц готовится к зиме?
(«Волшебный экран» загорается и появляется изображение 1-го животного /зайца/).
Д: Летом заяц был серым, а зимой становится белым.
В: А как вы думаете, зачем зайцу белая шубка?
Д: Белая шубка зайцу для того, чтобы его не заметили на снегу волк или лиса.
В: Правильно. А еще зайцу помогают его быстрые ноги. А кто из вас знает, как заяц себе домик устраивает?
Д: Заяц днем спит в снежной ямке, а ночью выходит еду добывать: обгладывает кору деревьев.
Появляется изображение 2-го животного (белки).
В: Кто это?
Д: Белка.
В: Правильно. А вы знаете, как называется домик у белки?
Д: Домик у белки называется дупло.
В: Верно. Ребята, как вы думаете, белочка всегда ходит в рыжей шубке?
Д: Нет, она меняет цвет шубки зимой.
В: А для чего белка зимой меняет цвет шубки?
Д: Для того, чтобы ей легко было прятаться от врагов.
В: Верно, зимой деревья стоят без листьев, и на фоне темно-серых ветвей и стволов серая беличья шубка менее заметна, чем рыжая. А что еще делает белочка, чтобы подготовиться к холодной, голодной зиме?
Д: Белка утепляет дупло опавшими листьями, готовит припасы — орехи, сушеные грибы, шишки.
В: Голодать белочке зимой не приходится.
Появляется изображение 3-го животного (лисы).
В: Ребята, а лиса меняет цвет шубки к зиме?
Д: Нет. Но у лисы на лапках отрастает густая шерсть, чтобы не холодно было ступать по снегу.
В: А как называется домик лисы?
Д: Домик у лисы называется нора.
В: Верно. У лисы хороший слух, зимой она слышит, как мыши пищат под слоем снега. Лиса быстро раскапывает снег и ловит их. А еще она охотится за зайцем.
А как вы думаете, можно ли зимой увидеть медведя?
Д: Нельзя.
В: Почему вы так считаете?
Д: Потому что медведь зимой спит.
(Появляются изображения медведя, ежа.)
В: Вы правы, медведь и еж зимой впадают в спячку. Ребята, а делают ли они припасы на зиму?
Д: Нет, не делают.
В: Где спит зимой ежик?
Д: Ежик спит в норке, утепленной сухими листьями.
В: А где спит медведь?
Д: Медведь спит в берлоге.
В: А сейчас я прочитаю третье задание белочки.
3 задание Белочки.
«Вам нужно пройти по тропинке до пенька, на котором стоит «чудесная» шкатулка, узнать, что находится в ней, ответить на вопросы».
В: Отравимся в путь.
4. Упражнение «Осенью».
Вдруг закрыли небо тучи, (Поднимаются на носочки,
поднимают вверх перекрещенные
руки)
Начал капать дождь колючий. (Прыгают на носочках, держат
Долго дождик будет плакать, руки на поясе)
Разведет повсюду слякоть. (Приседают, держат руки на поясе)
Грязь и лужи на дороге, (Идут по «тропинке», высоко
Поднимай повыше ноги. поднимая колени)
В: Вот мы и подошли к пеньку. Действительно, стоит шкатулка. Сейчас узнаем, что в ней находится. По очереди опускайте руку в шкатулку, доставайте фигурку и отвечайте на вопрос.
5. Игра «Какая шубка у животного?»
1-й ребенок опускает руку в шкатулку, достает фигурку ежика.
В: Кто это?
Р: Ежик.
В: Потрогай его. Какая шубка у ежика?
Р: У ежика шубка серая, колючая, острая.
Воспитатель дает потрогать фигурку другим детям.
В: Теперь ты, Данил, опусти руку в шкатулку.
Ребенок достает следующую фигурку (лисы, ощупывает ее.
В: Какая у лисы шубка?
Р: У лисы шубка рыжая, оранжевая, мягкая, пушистая, блестящая.
В: Витя, доставай фигурку. Кто это?
Р: Медведь.
В: Какая шкура у медведя?
Р: У медведя шкура коричневая, блестящая, пушистая, лохматая.
(Остальные дети по очереди ощупывают фигурку.
В: Теперь ты, Карина, опускай руку в шкатулку, доставай следующую фигурку. Кто это?
Р: Волк.
В: Какая шкура у волка?
Р: У волка шкура серая, мягкая, лохматая.
В: Осталась последняя фигурка. Доставай ее Юля. Кто это?
Р: Это овечка.
В: Какая шубка у овечки?
Р: У овечки шубка мягкая, пушистая, светло-коричневая.
В: Ребята, как вы думаете, кто из этих животных лишний и почему?
Д: Из этих животных лишняя овечка, потому что это домашнее животное, а остальные животные дикие. (Игра «4 лишний»).
В: Молодцы, ребята, справились с третьим заданием Белочки. А сейчас я прочитаю 4 задание.
4 задание Белочки.
«Чтобы попасть на волшебную полянку, вам необходимо дорисовать неоконченную картину художника».
В: Давайте подойдем к ней.
6. Игра «Закончи неоконченную картину художника».
В: Смотрите, ребята, на картине уже нарисованы дуб, елка, куст, деревья и сугроб. А мы поместим на картину фигурки животных и она будет закончена.
В: Куда ты посадишь белку, Настя?
Р: Я посажу белку в дупло
В: Где сидит белка?
Р: Белка сидит в дупле.
В: Юля, где у тебя будет сидеть зайчик?
Р: Зайчик будет сидеть под елкой.
В: Теперь Карина добавит на картину волка.
(Ребенок помещает фигурку животного на картину).
В: Где стоит волк?
Р: Волк стоит на тропинке между дубом и елкой.
В: А сейчас Данил поместит фигурку животного на картину. (Воспитатель помогает поместить фигурку лисы за куст).
В: Где прячется лиса?
Р: Лиса прячется за кустом.
В: А теперь Витя поместит фигурку медведя на картину. Где спит медведь?
Р: Медведь спит в берлоге.
В: У нас получилась замечательная, красивая картина. Вам она нравится?
Д: Да, нравится!
В: Мы выполнили все задания белочки и оказались на волшебной полянке. А вот и сама белочка. Давайте ее порадуем, расскажем стишок и сделаем гимнастику для пальчиков.
7. Упражнение «Белка».
Воспитатель предлагает детям сесть на стульчики. Дети вместе с воспитателем произносят текст и выполняют упражнение двумя руками (поочередное соединение пальцев, начиная с больших).
В сосне дупло, А живет там белочка,
В дупле тепло. Белочка-карелочка,
А кто в дупле Непоседа, егоза,
Живет в тепле? Словно бусинки глаза.
В: Молодцы, ребята! Давайте вспомним и расскажем белочке, что мы сегодня делали, о ком говорили. (Ответы детей).
8. Окончание занятия.
В: В какие игры мы играли? (Ответы детей).
В: А какая игра вам показалась самой интересной? (Ответы детей).
В: Вот и подошло к концу наше путешествие, вам оно понравилось?
Д: Да!
В : Мне белочка сказала, что она рада, что вы побывали у нее в гостях, выполнили все задания, были активными, и она дарит вам корзину с орешками».
В: Давайте попрощаемся с белочкой и пойдем в нашу группу.