Ольга Матина
Конспект НОД с детьми подготовительной группы по познавательному развитию «Перелётные птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД с детьми подготовительной группы по познавательному развитию "Перелётные птицы".
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 95 компенсирующего вида Фрунзенского района Санкт-Петербург.
Воспитатель Матина Ольга Юрьевна.
Публикация «Конспект НОД с детьми подготовительной группы по познавательному развитию „Перелётные птицы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
Цель: расширение и закрепление представлений детей о перелётных птицах, их внешнем виде и образе жизни.
Задачи:
- закрепить знания детей о перелётных птицах, их внешнем виде, среде обитания, питании;
- закрепить умение делить птиц на зимующих и перелётных на основе связи между характером корма и способом его добывания;
- активизировать словарь детей;
- учить согласовывать имена существительные с числительными;
- воспитывать у детей интерес к пернатым и бережное отношение к ним.
Оборудование: демонстрационные картинки с изображением перелётных птиц и их гнёзд, картина с изображением весеннего пейзажа, интерактивная доска, презентация «Птицы и их гнёзда», аудиозапись «Голоса птиц», кубик с цифрами.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение Алексея Плещеева.
Травка зеленеет,
Солнышко блестит,
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
С нею солнце краше
И весна милей…
Прощебечь с дороги
Нам привет скорей!
Дам тебе я зёрен,
А ты песню спой,
Что из стран далёких
Принесла с собой…
Воспитатель: Ребята, о каком времени года говорится в стихотворении? Откуда к нам весной прилетают птицы?
Дети: О весне. Птицы прилетают с юга, из тёплых краёв.
Воспитатель: Правильно. Сегодня мы поговорим с вами о перелётных птицах.
2. Беседа по теме.
Воспитатель: Посмотрите на картину. Что изображено на ней?
Дети: Солнце пригревает, тает снег, на реках ледоход, появляются подснежники, прилетают птицы.
Воспитатель: Я загадаю вам загадку, а вы попробуйте отгадать, о ком в ней говорится.
Ты его узнаешь сразу:
Черноклювый, черноглазый,
Всех прилётных птиц черней,
Пашню чистит от червей.
Взад-вперёд по пашне вскачь.
А зовётся птица…(грач)
Правильно. Грачи первыми прилетают к нам из тёплых краёв. Они прилетают большими стаями. Ростом грач с ворону, но оперение у него чёрное. Питаются грачи червями и личинками насекомых, которых находят, копаясь в земле своими крепкими клювами. Свои гнёзда грачи устраивают на деревьях. Вьют их из мелких веточек.
На шесте – весёлый дом
С круглым маленьким окном.
Чтоб уснули дети,
Дом качает ветер.
На крыльце поёт отец –
Он и лётчик, и певец.
Что это за домик? Кто в нём живёт?
Дети: Скворечник. Скворец.
Воспитатель: Скворцы прилетают весной стаями. У них чёрное оперение с металлическим блеском. Хвост короткий, клюв острый. Ножки у скворца тонкие. Свои гнёзда они устраивают в скворечниках.
Я проворна, легкокрыла,
Хвост раздвоен, словно вилы.
Если я летаю низко,
Значит дождик где-то близко.
Что это за птица?
Дети: Ласточка.
Воспитатель: Прилетела ласточка – значит наступила весна. Ласточки прилетают стаями. Оперение у неё сверху тёмно-синее, снизу белое. Грудка красноватого цвета. Хвост длинный, раздвоенный. Клюв маленький и острый. Ласточки лепят свои гнёзда под крышами.
Птица медленно плывёт,
Словно белый теплоход.
Горделива и красива,
Терпелива и пуглива.
Дети: Лебедь.
Воспитатель: Лебеди прилетают к нам тогда, когда лёд на реках и озёрах растает. Летят лебеди ровным клином. Впереди летит вожак стаи. Лебедь – крупная птица. Оперение бывает белым или чёрным. У лебедя длинная изогнутая шея, большие крылья. Клюв широкий, красный. Лапы с перепонками, чтобы было удобнее плавать. Питаются лебеди в основном водными растениями.
Почему эти птицы называются перелётными?
Дети: Они осенью улетают на юг, а весной возвращаются.
Воспитатель: Почему эти птицы не могут оставаться у нас зимой?
Дети: Зимой холодно, нечего есть.
Воспитатель: Правильно, часть этих птиц питаются насекомыми и называются насекомоядными. Зимой насекомые или погибают, или прячутся. А лебеди, утки, гуси живут у воды и называются водоплавающими. Зимой водоёмы замерзают и этим птицам негде жить и питаться.
А каких ещё перелётных птиц вы знаете? Назовите их.
Дети отвечают с опорой на картинки.
3. Дидактическая игра «Четвёртый лишний».
Воробей, грач, сорока, синица.
Голубь, дятел, снегирь, ласточка.
Клёст, воробей, скворец, дятел.
Утка, снегирь, голубь, ворона.
Ответы выставляются на доске.
Как называются эти птицы?
4. Физкультминутка. Звучит аудиозапись «Голоса птиц».
Я предлагаю вам поиграть. Я буду называть птиц. Если вы услышите названия перелётных птиц, то будете бегать и махать руками, как крыльями. Если я назову зимующую или домашнюю птицу, то вы присядете.
5. Словесная игра «Считай и называй».
Детям раздаются картинки с изображением перелётных птиц, они рассматривают и называют их. Затем по очереди бросают кубик с цифрами и составляют предложение с названием птицы и выпавшей цифры. Например: «У меня два грача», «У меня пять лебедей».
6. Разучивание пальчиковой гимнастики «Десять птичек – стайка».
Пой-ка, подпевай-ка:
Десять птичек – стайка.
(Поочерёдно ударяют по коленям ладошками и кулачками)
Эта птичка – соловей,
Эта птичка – воробей,
Эта птичка – совушка,
Сонная головушка.
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель,
Эта птичка – скворушка,
Серенькое пёрышко.
Это – зяблик, это – стриж,
Это – развесёлый чиж.
Ну а это злой орлан.
(На каждое название загибают по одному пальцу сначала на левой, потом на правой руке)
Птички, птички, по домам!
(Машут ладошками, как крыльями).
(И. Токмакова)
7. Знакомство с правилом «Не разоряйте птичьи гнёзда».
Воспитатель: Птицы приносят много пользы. Они поедают вредных насекомых, защищают от них растения, животных и людей. Как нужно относиться к птицам?
Дети: Их надо беречь, строить скворечники.
Воспитатель: Сегодня мы познакомимся ещё с одним правилом. Весной птицы в своих гнёздах высиживают птенцов. Если подойти к гнезду, потрогать яйца или уже вылупившихся птенчиков, то птица может почуять посторонний запах и не вернуться к гнезду. Птенцы без родителей погибнут. Если у вас есть собака, то весной её лучше не пускать гулять в парке или в лесу без поводка весной. Ведь она может обнаружить плохо летающих птенцов.
Дети запомнить должны и понять:
Гнёзда у птичек нельзя разорять!
Если в траве увидали яйцо,
Или услышали крики птенцов,
Не приближайтесь, не лезьте туда.
И не тревожьте ни птиц, ни гнезда!
8. Итог занятия.
- Давайте вспомним, о каких птицах мы сегодня беседовали?
- Что нового вы узнали о перелётных птицах?
- В какие игры мы играли?
- Как надо заботиться о птицах?
- Что вам понравилось?