ЕРОВЕНКОВА СВЕТЛАНА
Конспект занятия по познавательному развитию «Осень»
▼ Скачать
Разработка и анализ копспекта
Автор разработки: воспитатель, Еровенкова Светлана Владимировна
Название: Познавательное развитие (ФЦКМ)
Форма проведения: совместная деятельность.
Тема: «Осень»
Возраст детей: 4-5 лет (средняя группа)
Цель: Обобщить знания детей по теме «Осень».
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию „Осень“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Темочки
- расширить знания детей об осени; закрепить названия осенних месяцев, знания о приметах и характерных признаках осени, особенностях каждого периода;
- расширить представление детей о поведении диких животных осенью;
- закрепить с детьми названия овощей и фруктов;
- совершенствовать умение внимательно слушать, отвечать на вопросы;
Развивающие :
- развивать познавательный интерес детей, их внимание и память;
- развивать связную речь, обогащать словарный запас;
- развивать мелкую моторику пальцев рук;
- развивать двигательную активность.
Воспитательные:
- формировать интерес к живой и не живой природе, эмоциональную отзывчивость;
- развивать культуру речевого общения детей друг с другом и воспитателем.
Предварительная работа:
Наблюдение за погодой, за осенней природой во время прогулок, за поведением животных и птиц в разные периоды осени, рассматривание иллюстраций, картин с изображением ранней, золотой и поздней осени, беседы об осени, чтение художественной литературы об осени, разучивание стихотворений об осени, отгадывание загадок.
Словарная работа:
Обогащение словаря словами: ранняя, золотая, поздняя осень; ясная или пасмурная погода, листопад, перелетные, зимующие птицы.
Интеграция образовательной области:
«Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие»,
«Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое».
Оборудование и материалы: видеопрезентация «Осень» с использованием ИКТ, муляжи овощей и фруктов, две корзинки, иллюстрация «Осень», разноцветные листья по количеству воспитанников, дерево, листья для раскрашивания, цветные карандаши.
Методы и приё мы:
Наглядный, словесный, игровой, практический.
Ход занятия:
1. Орг. момент.
Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету скажу вам: "Будет интересно!”
- Здравствуйте, дети! Чтобы узнать, о чем мы будем сегодня говорить, вам необходимо разгадать загадку:
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далёкий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льётся
Это время года. (ответы детей) зовётся.
-Правильно. Королева Осень.
2. Основная часть
- Ребята, посмотрите на эти картины. Какое время года изображено на них? (Осень)
- Вот и поговорим об этом времени года, сегодня последний день осени по календарю. Давайте, вспомним, что вы знаете про осень.
-Какие осенние месяцы вы знаете? (Ответы детей)
-Ребята, сейчас какой месяц? (ноябрь)
- Молодцы!
- Ребята, а осень какой бывает? (Ранняя, золотая, поздняя)
-Чем отличается ранняя осень от золотой, от поздней? (Ответы детей)
-Какую одежду и обувь носят осенью? Почему? (Ответы детей)
-Какая погода бывает осенью? ( Ответы детей : дождливая, дует ветер - ветреная, если на улице холодно – холодная и т. д.)
-Молодцы!
- Осень длится три месяца. Давайте вместе назовем осенние месяцы. (дети вместе с воспитателем повторяют осенние месяцы : первый – сентябрь (ранняя осень, второй – октябрь (золотая осень, третий – ноябрь (поздняя осень).
-Какое красивое время года Осень! Листья на деревьях начинают менять окраску. Становятся желтыми, красными, оранжевыми, золотыми.
- Ребята! Давайте немного поиграем? Я называю начало предложения, а вы продолжаете его по смыслу:
-На смену лету пришла …
-Осенью опадают …
-Дует холодный …
-В лесу растут …
-Моросит легкий…
-Солнышко все реже и реже выглядывает из-за …
-Птицы собираются в стаи и …
- Молодцы!
- Как красиво осенью в лесу, как много разноцветных листьев!
Посмотрите, какие картины, «нарисовала» Осень
-Что на них изображено? ( Ответы детей: лес, деревья, осень).
-Какого цвета листочки на деревьях? (красные, желтые, оранжевые).
-А что происходит с листочками осенью? (меняют цвет, опадают)
-А как называется явление, когда опадают листья? («листопад»)
- Молодцы!
Упражнение «Подуй на листочек» (дыхательная гимнастика)
- Покажите мне ладошку, я положу на нее по осеннему листочку, а вы наберите воздух и подуйте, чтобы листок, сдуло как ветерком, только не резко, а плавно. Вот какой листопад у нас получился!
-Молодцы!
- Присаживайтесь на стульчики.
-А давайте поиграем. Приготовьте свои ушки и слушайте внимательно. Когда я назову приметы осени, говорите дружно «да». Если приметы относятся к другому времени года, говорите дружно «нет».
-Вы готовы? (да).
-Дайте правильный ответ:
Поиграем в игру «Осенние приметы».
- Осенью растут грибы? (да).
-Часто — часто льют дожди? (да).
-Птичьи стаи улетают? (да).
-Урожай все собирают? (да).
-Солнце светит очень жарко? (нет).
-Все купаются в реке? (нет).
-Можно детям загорать? (нет).
-Ну а что же надо делать? Куртки, шапки надевать? (да).
-Молодцы! Вы знаете, что происходит в природе осенью.
-А, что люди делают осенью? (собирают урожай)
-Давайте назовём, какой урожай собирают? (Ответы детей)
-У меня в корзинке овощи и фрукты. Давайте поиграем в игру «Соберем урожай». В синюю корзинку – фрукты, в желтую – овощи.
-Молодцы, всё правильно собрали! (дети садятся на места)
- Кто изображен на картинке? (Животные и птицы)
- Много разных зверей
В лесу обитает.
Как детёнышей их звать?
Кто точно знает?
Словесная игра «Закончи предложение»
У волчицы родились (волчата)
У медведицы косолапые….(медвежата)
У белки прыгают ….(бельчата)
У лисицы хитрые…. (лисята)
У ежихи родились….(ежата)
У лосихи есть (лосята)
- Молодцы!
- А что происходит в жизни зверей и птиц с приходом осени? (Готовятся к зиме)
- А как же готовятся к зиме животные? ( Ответы детей: Залегают в спячку, делают запасы на зиму, меняют шубку на зимнюю)
- Правильно, ребята.
-Медведь, ёж, барсук (ложатся в спячку на зиму).
-Белка, заяц (меняют окраску). Белка делает запасы, а заяц не делает.
-Волк, лиса (к зиме появляется у них тёплый подшёрсток)
- Ребята, а в жизни птиц с приходом осени что-то меняется? (Ответы детей)
-А почему птицы улетают в тёплые края? (насекомые спрятались, холодно стало)
- Знаете ли вы, как такие птицы называются? (Перелетные)
- Молодцы!
Физ. минутка.
- А сейчас мы отдохнем, физ. минутку проведем. И еще раз вспомним осенние месяцы. Встаем возле своих стульчиков, так, чтобы было удобно.
Листья на ветках все лето висели (руки подняты вверх и раскачиваются влево и вправо).
Сентябрь наступил, и они полетели (руки наверху, повороты кистей «шарики-фонарики»).
Октябрь с собою принес листопад (плавно опускаем вниз руки).
Листья слетают и в танце кружат (вращение вокруг себя в одну и в другую сторону).
Ноябрь пришел, и весь лист облетел (присели).
И под ногами у нас зашумел (трем ладонь об ладонь, имитируя шуршание листьев).
Дети садятся на стульчики.
- Ребятки посмотрите на это дерево, на нём нет листьев, и на земле тоже нет листьев.
Осень приглашает нас в лесную мастерскую и просит помочь ей раскрасить листочки осенними красками и украсить дерево осенней листвой. Вот сейчас и увидите, сколько у осени работы. Но, прежде чем, начать надо пальчики размять. Подготовим наши ручки.
Пальчиковая гимнастика «Осенние листья»
- Ребята, приготовьте пальчики, сейчас мы будем собирать осенний букет.
Раз, два, три, четыре, пять – будем листья собирать. (дети сжимают и разжимают кулачки)
Листья березы, листья осины,
Листья тополя, листья рябины,
Листья дуба мы соберём. (загибают поочередно пальцы).
Мамам осенний букет отнесем. (сжимают и разжимают кулачки).
-А теперь приступаем за работу. Посмотрите, этот листок с какого дерева? (с клена). Как называется? (кленовый).На что он похож (на звездочку, на ладошку). Правильно, молодцы! Мы будем раскрашивать кленовые листочки. Давайте вспомним, какими цветами осени нам надо раскрасить листочки. (красные, желтые, оранжевые).
Дети раскрашивают листочки и приклеивают их на дерево.
Воспитатель: Какие молодцы! Вы - помощники осени, помогли разукрасить листочки яркими красками.
3. Рефлексия (подвести итог)
- Ребята, Вам понравилось занятие? О каком времени года мы сегодня говорили? А, что Вам понравилось больше всего? (ответы детей)
Вы сегодня очень активно работали на занятии, и королева Осень решила Вас угостить чем-то вкусным и полезным, из своего богатого осеннего урожая. Давайте все закроем глаза, посмотрите, что это? (Яблоки). Молодцы!
Самоанализ занятия
Тема: «Осень»
Использовала компоненты интеграции следующих образовательных областей: познавательное, речевое, художественно - эстетическое, физическое и социально - коммуникативное развитие.
Перед собой ставила следующие цель и задачи:
• Цель: Обобщить знания детей по теме «Осень».
• Задачи:
• Образовательные:
• - расширить знания детей об осени; закрепить названия осенних месяцев, знания о приметах и характерных признаках осени, особенностях каждого периода;
• - расширить представление детей о поведении диких животных осенью;
• - закрепить с детьми названия овощей и фруктов;
• - совершенствовать умение внимательно слушать, отвечать на вопросы;
• Развивающие :
• - развивать познавательный интерес детей, их внимание и память;
• - развивать связную речь, обогащать словарный запас;
• - развивать мелкую моторику пальцев рук;
• - развивать двигательную активность.
• Воспитательные:
• - формировать интерес к живой и не живой природе, эмоциональную отзывчивость;
• - развивать культуру речевого общения детей друг с другом и воспитателем.
Приё мы: В ходе занятия использовала целый ряд методов: наглядный, практический, словесный, игровой.
В процессе занятия применялись следующие технологии: игровая деятельность; деятельностный подход; технология развивающего обучения; здоровьесберегающая технология, которая была использованы для предупреждения утомляемости детей и снятия эмоционального напряжения.
Формы организации детей: групповая и индивидуальная
Перед занятием была проведена следующая предварительная работа:
Наблюдение за погодой, за осенней природой во время прогулок, за поведением животных и птиц в разные периоды осени, рассматривание иллюстраций, картин с изображением ранней, золотой и поздней осени, беседы об осени, чтение художественной литературы об осени, разучивание стихотворений об осени, отгадывание загадок.
Индивидуальная работа: побуждать к активной деятельности малоактивных детей
Предметно-пространственная среда была организована (оформлена) в соответствии с сюжетом занятия, с учетом принципа зонирования. В ходе НОД не допускалось переутомление детей, было предусмотрено чередование различных видов деятельности.
Использование разнообразных методов образовательной деятельности способствовало удержанию внимания воспитанников на протяжение всего образовательного процесса и достижению цели НОД.
Наличие интеграции образовательных областей реализуемых в НОД и смены видов детской деятельности, говорит о соответствии данной образовательной деятельности федеральному государственному стандарту ДО.
Данное мероприятие было обобщающим после проведения ряда тематических бесед, непосредственной образовательной деятельности по содержанию отдельных тем с использованием художественно-творческой деятельности, чтения художественной литературы.
Организационная деятельность, подготовка к непосредственно образовательной деятельности.
Непосредственно образовательная деятельность осуществлялась в соответствии с конспектом. Конспект составлен самостоятельно, в соответствии с задачами основной общеобразовательной программы, соответствующими данному возрасту детей.
В процессе НОД были подобраны наглядные и игровые пособия, которые стимулировали и активизировали деятельность детей, побуждали к мыслительной деятельности.
Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, помогающие решить в интересной и занимательной форме программные задачи.
В процессе занятия использовались разные формы организации детей, способствующие снятию утомляемости: беседа и игры на ковре, в кругу, выполнение заданий за столами, двигательные упражнения.
Дидактическая деятельность воспитателя
Все моменты занятия логичны и последовательны, подчинены одной теме. В процессе НОД осуществлялась интеграция всех образовательных областей, перечисленных выше, например: «Социально-коммуникативное развитие» (приобщение к элементарным нормам и правилам взаимодействия со взрослыми и сверстниками, эмоциональной отзывчивости, готовности к совместной деятельности, «Познавательное развитие» (обобщение и уточнение представлений детей о времени года – Осень, формирование целостной картины мира, расширение кругозора, «Художественно-эстетическое развитие» (развитие художественного восприятия детей, «Речевое развитие» (развитие всех компонентов устной речи детей – диалогической и монологической форм, грамматического строя речи, связной речи, расширение словарного запаса, «Физическое развитие» (предупреждение утомляемости детей, формирование потребности в двигательной активности).
В процессе НОД старалась задавать вопросы на сообразительность, находчивость, смекалку, логическое мышление – все это способствовало эффективности мероприятия, повышению познавательной и мыслительной деятельности.
Приемы, используемые на занятии носили игровой и обучающий характер, способствовали заинтересованности детей, побуждая детей к применению накопленного опыта.
В процессе НОД, в соответствии с содержанием, старалась добиваться развёрнутых ответов. Привлекала к участию в беседе малоактивных детей. По результатам ответов детей делала выводы о направлении индивидуальной работы.
Во время мероприятия старалась общаться с детьми на одном уровне, «глаза в глаза», а не доминировать над ними, старалась быть в позиции «рядом».
Во время НОД отрабатывались навыки поведения детей (умение выслушивать ответы других, внимательно слушать задания и т. д., поведение детей на занятии регулировала и направляла, поддерживала у детей интерес к занятию на протяжении всего времени.
Применяла дифференцированный подход к детям (привлекала к участию малоактивных, робких детей, обращала внимание на неусидчивых.
Детям в процессе НОД была предоставлена возможность для проявления творческой активности в продуктивной деятельности. На протяжении занятия я опиралась на приобретенный опыт детей.
Материал для непрерывной образовательной деятельности был подобран на доступном для детей уровне, соответствовал их психологическим особенностям и был рационален для решения постеленных целей и задач.
Дети были открытые, активные, заинтересованные, внимательные: отвечали на вопросы, активно включались в беседу с педагогом, внимательно выполняли задания.
Мною учитывалось настроение детей, и оказывалась помощь при затруднениях.
На протяжении всего времени в группе царила доброжелательная атмосфера. Дети охотно шли на сотрудничество как со мной, так и между собой.
Для создания на занятиях спокойной рабочей атмосферы я старалась выдерживать спокойный тон, следить за грамотностью речи, была заинтересована в успехе каждого ребенка.
На мой взгляд, поставленные в непрерывной образовательной деятельности задачи и цель были достигнуты.
Вывод: Заявленная тема полностью соответствовала содержанию деятельности, цели и задачи, поставленные в рамках НОД были мною полностью реализованы.