Елена Андрющенкова
Конспект занятия по познавательному развитию для детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
по познавательному развитию воспитателя высшей квалификационной категории ОГБУ СРЦН «Феникс» группы «Филиппок»
Андрющенковой Е. Ф.
Тема занятия : «В гостях у Лесовичка».
Цели:
- систематизировать и углублять представления детей о сезонных изменениях в природе, приспособлении животных к холодному времени года;
- развивать внимание во время игры;
- закреплять знание правил поведения в лесу;
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию для детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- воспитывать потребность и вырабатывать умение делать добро; делиться, помогать…;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Материал к занятию : муляжи грибов, шишки сосновые и еловые, чур-бан, яблоки, орешки в мешочке, игрушка «Лесовичок», разрезные картинки диких животных, три ёлочки, диск с музыкальным оформлением (звуки ле-са, магнитофон.
Предварительная работа: индивидуальные занятия по ознакомлению с окружающим миром; чтение стихов и рассказов о природе; произведений Би-анки В. В., Пришвина М. М., Шорыгиной Т. А. ; экскурсии в природу; рассмат-ривание иллюстраций о природе и животных.
Ход занятия.
Сюрпризный момент.
Воспитатель приносит в группу письмо-приглашение, написанное на большом кленовом листе: «Дорогие ребята! Приглашаю вас к себе в гости в лес. Сейчас у нас очень красиво. Приходите. Буду ждать вас на поляне.
Лесовичок.»
Воспитатель с детьми рассматривают письмо, обсуждают приглашение и со-бираются на прогулку в лес.
Воспитатель.
- А вы знаете, что тем, кто приходит в лес надо знать три правила. Кто может из вас их назвать? (Ответы детей).
- Итак, I правило: не сори. (Показать карточку).
- II правило: не шуми. (Показать карточку). Будите шуметь – распугаете птиц и зверей.
- III правило: не губи. (Показать карточку). В лесу ничего нет лишнего. Не ломай ветки, не разоряй жильё птиц и животных. Всё живое связано между собой.
- Давайте ещё раз повторим эти правила и пойдём в лес. ( Дети повторяют: не сори, не шуми, не губи).
«Приехав» в лес дать детям возможность осмотреться, послушать тишину в лесу. (Звучит запись голосов птиц).
Воспитатель.
- А где же Лесовичок? Ведь это он пригласил нас в лес? Давайте его поищем. Дидактическая игра: «Найди и промолчи». Только, чур, кто его заметит, не кричит, чтобы никого не испугать, а шепчет мне его местонахождение на ухо. (Игра повторяется 2 раза). Дети знакомятся с Лесовичком, рассматрива-ют его. Лесовичок (игрушка) приветствует ребят (голосом воспитателя, го-ворит, что рад их видеть, слышать их весёлые голоса. Он приглашает подой-ти к ёлке, на ветках которой висят грибы и шишки.
Воспитатель.
- Какое интересное дерево! Кто же это «украсил» ёлку грибами и шишками? Лесовичок предлагает разгадать загадку:
«Кто на ветке шишки грыз
И бросал скорлупки вниз?
Кто по ёлкам ловко скачет
И взлетает на дубы,
Кто в дупле орешки прячет,
Сушит на зиму грибы?»
После того, как дети назовут отгадку, воспитатель побуждает детей к описа-нию внешнего вида и рассказу о жизни и повадках белки. (Можно послушать стихотворение о белочке в исполнении ребёнка).
- А сейчас я предлагаю вам «Игру в слова». Вы хлопните в ладоши, услышав слово, подходящее белке.
Лесовичок просит ребят догадаться, кто у него в лесу самый большой друг:
«А живёт он в тёмной чаще,
Самой, самой настоящей.
Любит груши, любит мёд,
Сладкоежкою слывёт».
Лесовичок напоминает детям, что с его другом в лесу встречаться опасно, он хищник. Сейчас медведь спокойно спит в берлоге. Воспитатель предлагает детям рассказать Лесовичку о жизни, повадках и месте обитания медведя.
- Молодцы, ребята. Вы всё рассказали о жизни медведя. А сейчас поиграем в игру «Чурбан». Вы знаете эту народную игру. Я напоминаю вам её правила: «Дети, взявшись за руки, образуют круг. В центре круга стоит «чурбан». Де-ти идут по кругу со словами: «Стоит чурбан,
Не мешает нам.
Кто чурбан собьёт,
Тот из круга уйдёт».
После произнесённых слов дети тянут друг друга за руки так, чтобы товари-щи задели чурбан. Дотронувшийся до чурбана ребёнок покидает круг». (Игра повторяется 2 – 3 раза).
Воспитатель предлагает детям отправиться дальше. Ребята под деревом находят яблоки.
Воспитатель: «Что это? Откуда? Когда мы пришли в лес, их не было. Кто же мог их здесь потерять или положить?»
Лесовичок: «Я загадаю вам загадку. Отгадав её, вы поймёте, кто оставил эти яблоки.
Кто колючий, словно ёлка,
Носит на спине иголки?»
Воспитатель предлагает детям рассказать о жизни ежа в лесу.
Воспитатель.
- Молодцы, ребята, Лесовичок очень доволен вашими рассказами. А сейчас вам нужно будет «Собрать лесного обитателя». (На столе лежат конверты с разрезанными на 4 – 6 частей картинками диких животных).
- Вы справились с заданием. Но у меня вопрос к вам, ребята: «Почему ёж по-ложил только 4 яблока?» (Предположения детей).
Лесовичок: «Мой друг ёж очень маленький и больше на его иголках яблок не поместится. Давайте скажем ёжику «спасибо», может быть, он услышит нас и ему будет приятно. Ребята, вас много, а яблока только четыре. Как же вы поступите?» (Ответы детей. Обсуждение ответов.)
Итог занятия.
Воспитатель: «Правильно, яблоки мы разделим в группе при помощи но-жа. Ребята, прежде чем уйти в группу, давайте расскажем Лесовичку, какое сейчас время года. Назовите зимние месяцы и основные приметы зимы. (Примечание. В этом году зима тёплая). Какие животные спят зимой? Какие животные ещё живут в наших лесах?» (Ответы детей).
Дети прощаются с Лесовичком и он дарит им мешочек с орешками.