Ирина Шлык
Конспект занятия по познавательному развитию детей 5–6 лет на тему «Окский заповедник»
▼ Скачать + Заказать документы
Автор: Шлык Ирина Николаевна.
Конспект занятия по познавательному развитию детей 5-6 лет
Цель: способствовать
- формированию знаний детей о редких животных Окского заповедника;
- обогащению лексики детей по теме занятия;
- воспитанию интереса и любви к природе родного края.
Задачи:
- создать условия для формирования у детей знаний о редких животных Рязанского края посредством ознакомления с заповедной зоной и Красной книгой;
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию детей 5–6 лет на тему „Окский заповедник“» размещена в разделах
- организовать знакомство с новыми понятиями по теме занятия;
- организовать практическую деятельность, направленную на воспитание у детей интереса к охраняемым объектам родной природы и эстетического отношения к окружающему миру;
- организовать рефлексивную оценку с помощью вопросов педагога.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, картины животных Окского заповедника, карточки – правила поведения в природе, магнитофон, Красная книга; для панно: магнитная доска, карточки с изображением редких животных нашего края (выхухоль, зубр, бобр, журавли, карточки с изображением дороги, клетки, магнитофона, кормушки для птиц и зверей, корзины для мусора, Красной книги, сердца.
Предварительная работа:
- экскурсии в парк, просмотр альбомов "Редкие животные", "Птицы", знакомство с Красной книгой России, конкурс рисунков о природе, чтение произведений русских писателей и поэтов о природе, чтение познавательной литературы, рассматривание иллюстраций природы Рязанской области, беседы с детьми на нравственно – экологические темы, наблюдение на прогулке, подбор дидактических игр по экологии; оформление уголка «Мир природы» в группе.
Ход занятия:
Мотивационно – организационный этап.
Воспитатель:
- Ребята, давайте улыбнемся друг другу. Пусть у нас у всех будет хорошее настроение.
- Ребята, в нашей стране живут животные и птицы, численность которых очень мала. И люди специально создали место, где заботятся об этих животных и птицах, где их охраняют. Такое место называется заповедник. Сегодня мы совершим экскурсию в Окский заповедник, который находится в нашей Рязанской области. Мы полюбуемся красивыми местами, посмотрим, что находится на территории заповедника, какие животные и птицы там обитают. Вы готовы к путешествию? Наш автобус уже готов и ждет нас.
(Демонстрируется макет автобуса с фотографиями детей).
Практический этап.
(На экране появляется первый слайд «Мещерский край»).
Воспитатель:
- Здравствуй, лес!
Прекрасный лес!
Полон сказок ты, чудес!
Что в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Расскажи, не утаи:
Ты же видишь — мы свои!
Для того, что бы нам попасть в этот необыкновенный красоты лес, необходимо вспомнить правила поведения в природе.
(На столе находятся карточки – правила. Дети поочередно показывают их и объясняют, как и почему нельзя вести себя в лесу).
Воспитатель:
- Ребята, мы с вами в осеннем лесу Окского заповедника.
(Демонстрация слайдов).
- Полюбуемся красотой, которую дарит нам природа этих мест. Здесь живут звери, птицы, растут редкие растения, которые занесены в Красную книгу.
(Демонстрация Красной книги Рязанской области).
- Познакомимся с некоторыми из них ними поближе.
- Большая работа в заповеднике проводится по изучению и охране редчайшего зверя – выхухоли.
- Как вы думаете, на какое животное похожа выхухоль?
(Демонстрация слайда).
- В Окском заповеднике создан питомник для зубров.
(Демонстрация слайда).
- Благодаря режиму охраны редких животных восстановлена численность обитателя Мещерских лесов – лося.
- Ребята, посмотрите на этих животных внимательно и сравните: чем они похожи, а чем отличаются друг от друга?
(Демонстрация слайда).
- Бобры освоили всю территорию заповедника и расселились далеко за его пределами.
(Демонстрация слайда).
- Ребята, давайте вместе подумаем и попробуем рассказать, что необходимо для защиты и охраны этих редких животных.
(Самостоятельная деятельность детей по созданию экологического панно).
Физкультурная минутка.
По лесочку мы пойдем,
Много шишек соберём,
Вот и речка Пра встречает
Нас умыться приглашает.
На крутой бережок
Прыг да скок, прыг да скок.
Тише, тише, мы в лесу
Будем слушать тишину.
(Прослушивание композиции «Звуки леса»).
Воспитатель:
- Под охрану, ребята, взяты не только звери, но и птицы. А какие – вы узнаете, собрав эти картинки – пазлы.
(Дети собирают пазлы с изображением редких птиц).
(Демонстрация слайда).
- В окском заповеднике проводится большая работа по выращиванию птенцов редких птиц. Сотрудники заповедника кормят маленьких птенчиков с помощью специальной рукавицы с длинным клювом, а также учат пернатых летать.
(Демонстрация слайда).
Воспитатель: Ребята, мы с вами уже много времени провели в заповеднике, познакомились с редкими животными нашего края.
- Пришла пора нам, ребята, возвращаться в наш детский сад. А чтобы дорога была веселее, давайте сделаем физкультминутку.
(Макет автобуса перемещается в противоположную от экрана сторону).
(Проводится физкультурная минутка).
Из окошка поглядим,
Мы в автобусе сидим,
Ножками потопаем,
Ручками похлопаем.
Нам на месте не сидится,
Полетаем мы, как птица,
Как волчок покружимся…
И как ежик мы в клубок,
Ох, устали, посидим,
И в окошко поглядим.
Воспитатель:
Ребята, давайте с вами вспомним наше путешествие.
- Какой заповедник мы посетили? Какие животные и птицы живут в Окском заповеднике? С какими новыми животными вы сегодня познакомились? Что такое Красная Книга?
- Ребята, очень бы хотелось, чтобы и другие мальчики и девочки из нашего садика узнали о заповеднике, о том, какие животные и птицы занесены в Красную книгу и нуждаются в нашей защите. Как нам донести эту информацию до других детей? Ваши предложения?
(Дети высказывают свои предложения. Воспитатель подводит детей к решению о создании своей Красной книги).
- Ребята, давайте создадим свою Красную книгу, поместим в нее тех животных и птиц, о которых мы сегодня узнали, и еще будем узнавать на занятиях.
(Деятельность детей под руководством воспитателя).
Итог занятия.
Скажите, что вам больше всего запомнилось в нашем путешествии? Какие задания были самыми интересными? Какие были у вас затруднения? Кому вы могли бы рассказать о том, что сегодня узнали?
Воспитатель:
Не равнодушны мы к судьбе родного края,
Ведь нам здесь жить, и здесь наш отчий дом,
Пусть с каждым днем все краше расцветает
Рязанский край, в котором мы живем!
Пусть рощи зеленеют на просторе,
Встречают птицы пением рассвет.
Мы родились и выросли в Рязани,
Прекрасней края в целом мире нет! (Седова И. В.)
Литература:
1. Горбунова, Г. А. Развитие экологической культуры дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2005. - № 6.
2. Казаручик, Г. Н. Дидактические игры в экологическом воспитании старших дошкольников // Ребенок в детском саду. - 2005. - № 2.
3. Кокуева Л. В. Воспитание дошкольников через приобщение к природе. – М. : АРКТИ, 2005.