Янаева Сафура Хамзеевна
Конспект занятия по познавательному развитию «Экскурсия в библиотеку» для детей 5–6 лет
▼ Скачать
Цель:
Прививать любовь к книгам, бережное отношение к ним
Задачи:
Образовательные: формировать у детей реалистические представления о библиотеке и о труде библиотекаря, закрепить на практике знания ПДД при переходе через дорогу.
Развивающие: развивать наблюдательность, внимание, память, связную речь, интерес и желание посещать библиотеку. Расширять представления об окружающем мире.
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию „Экскурсия в библиотеку“ для детей 5–6 лет» размещена в разделах
- Библиотека. Знакомимся с библиотекой
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Экскурсия в библиотеку
- Темочки
Воспитывающие: воспитывать интерес к книге, бережное отношение и уважение к труду библиотекаря; трудовые навыки самостоятельного ухода за книгой, правила культурного поведения на улице и в общественных местах.
Словарная работа: библиотека, каталог, стеллажи, читатель, формуляр, хранилище.
Предварительная работа: чтение художественной литературы, рассматривание книг, оформление самодельных книжек – малышек из детских рисунков и пояснения к ним, беседа, о библиотеке, труде библиотекаря, о правилах поведения в библиотеке.
Сюжетно ролевые игры «Библиотека», «Семья», творческая мастерская по ремонту старых, ветхих книг
Актуальность НОД: обусловлена необходимостью активизировать интерес к книгам и чтению. В наш мир информационного бума, когда люди становятся заложниками телевидения, мобильной связи, Интернета, дети особенно подвержены так называемому информационному пресыщению. Зачем читать, когда можно посмотреть или послушать? Раньше книга была практически единственным источником информации, в глазах же современных детей она таковой не является. Поэтому необходимо возродить традиции семейных чтений, заинтересовать родителей по данному направлению, чаще организовывать экскурсии в библиотеки, проводить больше мероприятий для возрождения читательского интереса, инсценировать сказки, проводить викторины, конкурсы на лучшего чтеца, конкурсы рисунков, к прочитанным произведениям, рисунков и т. д.
Ход экскурсии.
Дети строятся парами и отправляются на экскурсию, подходят к перекрестку Воспитатель: Почему именно здесь мы переходим дорогу?
Дети: Потому что здесь есть пешеходный переход.
Воспитатель: Перед началом движения по пешеходному переходу, что нужно сделать?
Дети: Перед началом движения мы должны убедиться, что машины остановились и пропускают нас, и только после этого можно продолжать движение.
Подошли к зданию библиотеки.
Воспитатель напоминает о правилах поведения в библиотеке (разговаривать шёпотом, внимательно слушать библиотекарей, если нужно задать вопрос, подними руку).
Перед входом воспитатель читает вывеску с названием учреждения, указанием часов работы, выходных. Затем проходят в библиотеку.
Библиотекарь: Здравствуйте, дорогие ребята! Меня зовут Светлана Ивановна, и я работаю в этом удивительном доме библиотекарем. Кто мне скажет, где вы сейчас находитесь?
Правильно! Сегодня вы у нас в гостях – в детской библиотеке.
Детская библиотека – это самый удивительный и волшебный дом в нашем городе. Здесь вы вместе с Золушкой можете побывать на сказочном балу в королевском дворце, вместе с Буратино найти золотой ключик от волшебной двери, сумеете разгадать удивительные загадки природы, открыть чудесные тайны планет и звёзд. Вместе с Робинзоном побываете на необитаемом острове, с Хоттабычем отправитесь на ковре – самолёте в далёкое путешествие в неведомые страны за моря и океаны. Для этого только нужно взять книгу и начать читать.
Книги окружают человека с раннего детства, сначала это колыбельные песенки, которые пели вам ваши мамы и бабушки, затем книжки – картинки, которые вы с удовольствием рассматриваете. В детском саду воспитатели читают вам волшебные сказки, удивительные истории. Затем вы станете учениками и сами будете читать. И так по жизни книга будет вашим советчиком, другом, помощником.
- А кто скажет, что такое библиотека?
-Да, ребята, библиотека – это дом, где живут книги.
В детской библиотеке два отделения: абонемент и читальный зал. Абонемент – это место, где выдают книги на дом. Для этого нужно записаться, т. е. завести читательский формуляр (это документ с вашими данными – домашний адрес, имя, фамилия, кто ваши родители, их место работы, домашний адрес, телефон). Записаться вы можете и сейчас, если у вас есть желание, вместе с родителями. Книга выдаётся на 15 дней. Вы можете читать, рассматривать картинки, а в указанный срок вернуть книгу в библиотеку, она нужна другим читателям. А если вы не успели прочитать? Не беда, приди в библиотеку и попроси продлить срок.
А это – читальный зал. Здесь проводятся экскурсии, как сегодня, викторины, конкурсы, часы экологии, здоровья, встречи с интересными людьми. Книги из читального зала на дом не выдаются, они должны постоянно находиться в читальном зале, потому что в любой момент могут понадобиться читателям. В читальном зале всегда должно быть тихо, чтобы не отвлекать читателей от книг.
В нашей библиотеке 27000 экземпляров книг – это очень много. И как среди такого количества книг найти нужную, интересную, не заблудиться в книжных лабиринтах? Оказывается, очень просто, если знать определённые правила пользования. У книг, как и у вас, тоже есть дом – это библиотека, своя улица – этокнижная полка и своя фамилия. То есть каждая книга стоит по алфавиту – А, Б, В… и так до последней буквы – Я. А ещё книги могут стоять на полках по темам: о мамах, о космосе, о природе, о детях, сказки и т. д. Я думаю, вы эти правила легко запомните и сами без труда будете находить нужную книгу.
Скажите, ребята, а кто написал эти замечательные книги?
Дети: Писатели
Библиотекарь: А каких писателей вы знаете?
Дети: К. И. Чуковский, С. Я. Маршак, А. Л. Барто, А. С. Пушкин, Г. Скребицкий, В. Бианки, Е. Чарушин, Б. Житков.
Библиотекарь: Молодцы! Правильно! А ещё, ребята, книги, как и вы, тоже болеют. Правда, они не чихают, не кашляют, не стонут и не жалуются, но они страдают: как -то незаметно начинают бледнеть, желтеть, рассыпаться на листочки.
Воспитатель: А мы можем им помочь?
Дети: У нас в детском саду есть книжкина больница, мы лечим книжки,
подклеим, сделаем новый корешок, расправим странички.
Библиотекарь: И книга прослужит ещё! А чтобы книги не болели нужно запомнить несколько правил. А может вы знаете их?
Дети: Знаем. Нужно книгу брать только чистыми руками, не перегибать книгу и не сгибать страницы, не читать книгу во время еды, не класть в книгу карандаши и другие предметы.
Библиотекарь: И тогда книга не будет болеть, её будет приятно брать в руки, и она будет радовать читателей. Ну а сейчас я предлагаю совершить путешествие к любимым сказочным героям. Давайте с вами поиграем и загадки отгадаем:
1. Он подъехал к царским палатам на печке? (Емеля)
2. Девочка, которая, убегая из дворца, потеряла туфельку? (Золушка)
3. В какой сказке кот съел Людоеда? (Кот в сапогах)
4. Девочка, которая несла пирожки для своей больной бабушке? (Красная шапочка)
5. Доктор, который под деревом сидит? (Доктор Айболит)
6. Маленькая девочка, родившаяся вцветка? (Дюймовочка)
7. Как звали почтальона из Простаквашина? (Печкин)
8. Птица – любимица бабы и деда? (Курочка Ряба)
9. Царевна, которая никогда не улыбалась? (Царевна – Несмеяна)
10. Что купила Муха – Цокотуха? (Самовар)
11. Сестрица Алёнушка, а братец? (Иванушка)
12. Кто съел Колобка? (Лиса)
13. Как звали девочку, которую медведь тащил в коробе? (Машенька)
14. Тётя, живущая в домике на курьих ножках? (Баба –Яга)
Библиотекарь: Молодцы, ребята, отгадали все сказки. Я думаю и в детском саду и дома вам читают много сказок. Предлагаю вам следующую игру: «Помоги Золушке перебрать крупу» (Предлагается несколько видов круп, которые надо перебрать с закрытыми глазами)
И ещё одна игра «Найдите овощи и фрукты, которые «встречаются» в сказках».
(В. Сутеев «Яблоко», «Мешок яблок», русская народная сказка «Репка», братья Гримм «Заводной апельсин», Н. Носов «Огурцы», Д. Родаои «Чипполино», П. Ершов «Конёк – Горбунок», Э. Слабый «Три банана»)
Самостоятельный осмотр библиотеки детьми.
Дети рассматривают книги, журналы, читают знакомые стихи.
Воспитатель и дети благодарят библиотекаря за интересную, познавательную экскурсию и прощаются, дарят рисунки к сказкам, нарисованные в детском саду.
Во вторую половину дня предлагаю детям поиграть в сюжетно-ролевую игру «Библиотека», «Книжкина больница»