Ольга Сарайкина
Конспект занятия по познавательному развитию «Игра-путешествие «Узелковое письмо. Берестяные грамоты»
▼ Скачать + Заказать документы
«Игра-путешествие «Узелковое письмо. Берестяные грамоты»»
по познавательному развитию с детьми
подготовительной к школе группы
Цель: познакомить детей с возникновением письменности на Руси.
Задачи:
• дать детям представление о зарождении письменности на Руси (узелковое письмо, берестяные грамоты);
• развивать интерес к истории своей страны и народа;
• продолжать учить разгадывать ребусы, развивать навык чтения;
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию „Игра-путешествие „Узелковое письмо, Берестяные грамоты“» размещена в разделах
• развивать мелкую моторику;
• доставлять радость от общения со сказочным персонажем;
• воспитывать уважение друг к другу, умение слушать ответы друг друга, не перебивая.
Педагогические технологии: игровая, технология проектной деятельности (в рамках проекта группы «Возникновение письменности на Руси», информационно-коммуникационная, исследовательская.
Оборудование и материалы: презентация для интерактивной доски «Узелковое письмо. Берестяные грамоты», пряжа, жгут, деревянная планка, домовенок Кузя – персонаж перчаточного театра.
Ход игры
Вводная часть
Слайд 1
Воспитатель. Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие в прошлое нашей страны, вспомним, где и как жили наши предки-славяне. Нам поможет совершить это путешествие домовенок Кузя.
Кузя. Конечно, помогу. У меня там предки жили, и я все-все знаю о прошлом нашей страны. Знаю и вам расскажу. Но сначала скажите-ка, вы знаете русские народные сказки? (Ответы детей.) Какими словами они начинаются (Ответы детей.) А еще скажите мне, какой в наших сказках был сказочный транспорт (Ответы детей.)
Слайд 2
Кузя. Правильно! Значит, к путешествию вы готовы. А слова заветные помните?
На каблучок становись,
Вокруг себя обернись
И в Древней Руси очутись!
Основная часть
Слайд 3
Кузя. Ух ты, красота какая! Красиво жили наши предки. Вокруг природа, избы да терема резные. Не то, что вы нынче – в каменных домах да асфальте. Гляньте, как чудно вокруг!
Рассматривают картинку, дети высказывают свое мнение об увиденном.
Слайд 4
Кузя. Вот так дом! Как он называется, помните? (Изба.)
Воспитатель. Кузя, давай ты напомнишь название некоторых деталей избы, а дети найдут их и обведут.
Кузя. Давай. Где, к примеру, коневая? А ставни? Наличники? Крыльцо?
Дети находят и обводят.
Кузя. А одежда-то ваших предков как называется, помните? (Ответы детей.) Молодцы, знаете!
Слайд 5
Кузя. Да, умели строить наши предки. А вот и мой предок. Эй, здорово!
Воспитатель. Кузя, давай попросим твоего предка показать нам книги и про библиотеки рассказать.
Кузя. Ну, девонька, попробуй.
Слайд 6
Воспитатель. Покажите нам, пожалуйста, где у вас книги хранятся. Кузя, а чего это он ходит и молчит?
Кузя. Так это он не знает, как вам сказать о том, что про книги он слыхом не слыхал и их видом не видал. Нет их в том времени, в которое мы попали.
Слайд 7
Кузя. Это у вас книги да библиотеки разные. Я-то знаю, у меня в вашей библиотеке знакомый домовой есть, так я от него про всю историю письменности узнал. Вот и вам расскажу.
Воспитатель. Кузя, а как же без книг-то? Как детям сказки читать?
Кузя. Так сказки не читали, их рассказывали.
Слайд 8
Кузя. Сказители да сказительницы, а еще приходили старцы, и так они былины рассказывали, ну словно песню пели. А вот как их называли, это вы буквами выложите.
Дети выкладывают из букв слово «баян»
Воспитатель. Кузя, а как записывали сказы да былины, вдруг забудут что? Письма друг другу как писали?
Кузя. Да не забывали уж. А письма не писали, а вязали!
Воспитатель. Как вязали, крючком или спицами?
Кузя. А так вот и вязали – руками узелки.
Слайд 9
Кузя. И называлось письмо узелковым. Каждый узелок что-то значил, ну, слово какое-то, и вязались узелки по-разному. Учились дети узелковому письму с пеленок. А еще разные узоры девицы вышивали на поясах да рубахах, обережными узоры те назывались. Устал я что-то, давайте разомнемся.
Слайд 10
Физкультминутка. Дети повторяют движения за воспитателем.
Домовой живет за печкой,
В ночь выходит на крылечко,
Днем он мелкий, как букашка,
А вообще – очаровашка!
Домовой сидит в лукошке,
Свесив маленькие ножки,
Потому что в том лукошке
И брусника, и морошка.
Ягод он поел немножко,
Ну, примерно… пол-лукошка,
А потом уснул в кроватке
Крепко-крепко. Сладко-сладко.
Кузя. Вот такие веселые стишки пишут про меня! Теперь хорошо – буквы есть, азбука, можно узелки не вязать, просто выучить буквы и научиться читать. А вот в давние-давние времена букв не было. Были знаки и узелки.
Слайд 11
Дети решают ребус.
Кузя. Молодцы!
Заключительная часть
Слайд 13
Кузя. Это писало и берестяная грамота.
Воспитатель. Спасибо, Кузенька, за интересный рассказ. Мы теперь будем знать и про узелковое письмо, и про берестяные грамоты.
Кузя. Это еще что, я вам еще и про буквицы расскажу, и про людей знаменитых, что буковицы придумали. Но это в следующий раз. А пока есть у меня для вас подарок,чтоб помнили про мой урок. Вот вам каждому по веревочке, завяжите ее на запястье и тогда уж точно не забудете, где были и про что узнали.
Дети завязывают узелок на память.
Воспитатель. Кузя, я, кажется, знаю, откуда это выражение – «Завяжи узелок на память». Это ведь из письма узелкового, в память о том, что было оно на Руси у нас?
Кузя. А она у вас ребятки, сметливая, вы ее слушайте! А теперь заветные слова говорим – и в садик!
На каблучок становись,
Вокруг себя обернись
И в детском саду очутись!
Слайд 14
Воспитатель. Ребята, понравилось вам путешествие? Вы теперь знаете, что сначала не было букв, а были знаки и узелки. И мы сегодня будем вязать «письмо». Придумаем, какое слово будет обозначать один узелок, какое два и т. д. Сейчас в группе этим и займемся.